Еще в XVIII веке философ (и монах, кстати) Р. Бэкон говорил, что «…мы видим одним глазом лучше, чем двумя, поскольку жизненные духи при этом сосредотачиваются в одном месте». Это было время, когда механизм зрения еще был неизвестен.
Глядя на предмет обоими глазами, мы можем довольно точно отличить близкие предметы от удаленных, ощутить их размеры — высоту, ширину, а главное, глубину. Кроме того, рассматривая какой-либо предмет двумя глазами, мы можем оценить, насколько далеко или близко расположен он от нас. Словом, видим предмет и мир в целом объемным, а не плоским.
И тем не менее, оказывается, не всегда лучше смотреть двумя глазами, чем одним. Вспомните, например, или посмотрите любую фотографию. Какими вы видите изображенные на ней предметы? Правильно, плоскими. А ведь фотограф старался запечатлеть событие реального мира, кстати, далекого от плоскостного. В этом заключается главный недостаток фотографий — искажение реальности. Но это можно, оказывается, легко исправить.
Стоит лишь посмотреть на изображенные предметы на фотографии под тем же углом, под которым сам фотоаппарат «видел» эти предметы. И сразу все, что изображено на фотографии, оживет, появится перспектива, предметы станут объемными. Это легко удается очень близоруким людям. Ведь в силу личных особенностей зрения они очень близко подносят фотографию к глазам. Другими словами, смотрят на фотографию «глазами» фотоаппарата,
Как же быть обычным людям, у которых нет проблем со зрением, а значит и объективной возможности увидеть «живое» изображение на фотографии? Значит, надо «разыграть» близорукость. Сделать это довольно легко. Надо взять обычную лупу и передвигать ее между фотографией и глазом. На каком-то расстоянии вы заметите, что изображение на фотографии вдруг стало «живым», таким, как будто вы видите реальный предмет. Вот так и надо правильно рассматривать фотографии.
Тот же эффект получается, если закрыть один глаз и, глядя на середину изображения фотографии и держа ее на расстоянии вытянутой руки, медленно приближать ее к глазу. Тут также важно уловить момент «оживления» фотографии, появления на ней рельефности предметов.
Тот же совет можно дать и при просмотре картин. Увидеть и понять то, что хотел донести до нас художник, можно лишь с того расстояния, с какого он видел объект рисования. Естественно, что не всегда это удается, особенно при рассматривании пейзажей или картин морской тематики. Здесь также уместен прием рассматривания одним глазом. Эффект объемности появляется раньше и лучше, если рассматривать через маленькое отверстие в… кулаке. Да, да, смотреть через кулак или маленькую трубочку. Этим мы воссоздаем расстояние, с которого художник видел предметы и затем изображал на холсте.
Вот видите, оказывается, иногда смотреть одним глазом намного полезнее, чем двумя!
Брежнев в полночь звонит Косыгину:
- Скажи, Алексей, как звали английского генерала, который флот Наполеона разбил?
- Нельсон.
- Он был одноглазый?
- Да.
Глубокой ночью Брежнев снова звонит Косыгину:
- Алексей, а как звали фельдмаршала, который разбил Наполеона?
- Кутузов. А в чем дело?
- Он, кажется, тоже был одноглазый?
- Да.
На рассвете Брежнев еще раз звонит Косыгину:
- Алексей, а этот израильский генерал Даян, он ведь тоже у них одноглазый?
- Да, но какого черта ты мне спать не даешь?!
- Слушай, Алексей, у меня есть идея. Давай Гречко один глаз выбьем!
0 Ответить