Владимир Рогоза Грандмастер

Общественный транспорт Голландии: как туристам перемещаться по стране, экономя время и деньги?

Практически в любой стране туристы сталкиваются с проблемой транспорта. На чем и по каким маршрутам ездить, где, как, какие и за какую цену покупать билеты, как общаться с водителями, контролерами, кондукторами, как высчитывать зоны проезда, как компостировать билеты? Подобных вопросов у туристов возникает множество. Если же к ним добавляется и плохое знание языка, то могут возникнуть ситуации, способные омрачить отдых в любой стране.

Свои особенности функционирования общественного транспорта существуют и в Голландии. Туристической Меккой страны, несомненно, является Амстердам, поэтому своё знакомство с транспортной системой начнем с него. Тем более что общественный транспорт по всей стране работает по однотипным правилам.

Транспортная система в Голландии продумана, удобна, но имеет много вариантов оплаты и приобретения билетов, именно здесь чаще всего и возникают у туристов проблемы.

В городах основными видами транспорта являются трамваи, автобусы и троллейбусы. На метро туристы ездят редко, в Амстердаме, например, его линии проходят в стороне от исторического центра. Межгородской транспорт — поезда и автобусы, в некоторых местах — маршрутные теплоходики. Большой плюс, что весь транспорт ходит по расписанию, которое вывешено на каждой остановке, причем в большинстве случаев оно соблюдается.

Амстердамский трамвай

Проездные билеты можно приобретать у водителей или кондукторов, но удобнее их покупать заранее, что обойдется значительно дешевле. В стране существуют единые проездные билеты на основные виды транспорта (Strippen kaart). Они продаются в метро, газетных и табачных киосках, туристических информационных центрах, во многих магазинах. Это прямоугольник из плотной бумаги шириной 5 см, в верхнем правом углу которого обозначена цена, зависящая от количества расположенных на нем пронумерованных полосок. Полосок может быть 2 (цена 1,60 евро), 3 (2,40), 8 (6,40), 15 (7,30) и 45 (21,60).

Покупая билет, учтите, что все населенные пункты и междугородние трассы разбиты на зоны (практически весь исторический центр Амстердама — 1 зона), указанные на схемах, имеющихся на остановках и в транспорте. Посадка и проезд по одной зоне — 2 полоски на билете, за каждую последующую зону — еще по полоске. В метро (Амстердам, Роттердам) билет предъявите в кассу, на нужной полоске поставят штампик, а вам дадут жетон для прохода. На некоторых станциях билет проштампуют при входе на перрон.

Два вида Strippen kaart, проездной на 72 часа, билет на день на пригородный автобус, летний ж/д билет

Чтобы не заморачиваться с компостером в наземном транспорте, входите в первую дверь, тогда билет прокомпостирует водитель, а в 5-секционном трамвае — в предпоследнюю дверь, напротив которой сидит кондуктор. Единственное, что от вас потребуется, подать стриппен-карту и назвать количество зон. На билете в соответствующей полоске (считаются сверху от последней прокомпостированной) появится штампик с датой и временем предположительного окончания поездки. С этого времени в оплаченном количестве зон вы можете ездить в течение часа, пересаживаясь на любой общественный транспорт. На одном билете можно одновременно компостировать поездки для нескольких человек, хватило бы полосок.

Если же придется компостировать билет самостоятельно, отсчитываете нужное количество полосок, сгибаете билет над той, на которой будет ставиться штампик, и вставляете в компостер нужной полоской вверх. Учтите, что стриппен-карта без соответствующего штампика — просто бумажка, не освобождающая от штрафа за безбилетный проезд.

В трамвае. На желтых поручнях кнопки открытия дверей, в конце вагона кабинка кондуктора

Билет с восемью полосками можно прокомпостировать у водителя или кондуктора как дневной (dagkaart), тогда по нему можно ездить без учета зон до конца дня. Кстати, ночью ходят только специальные автобусы, в которых покупается билет. Кроме стриппен-карты можно приобрести проездной на час, 1−9 дней. Существуют и другие виды проездных документов, но туристы с ними практически не сталкиваются.

В информационных туристических и гостиничных центрах, некоторых музеях можно приобрести Amsterdam Pass, дающий право в течение 1, 2 или 3 суток (цена 38, 48, 58 евро, соответственно) ездить на основных видах городского транспорта (автобусах не всех маршрутов) и бесплатно посещать значительное количество музеев. Специальная проездная карта в этом случае компостируется только при первой поездке, от которой затем и отсчитывается нужное количество суток, в течение которых можно ездить, предъявляя этот билет водителю или кондуктору, а в метро — в кассу.

Голландия — страна небольшая, разместившись в любом из городов, вы можете за несколько дней объездить её всю, да еще и соседние страны посетить. Поезда и междугородние автобусы ходят часто, билеты в них относительно недорогие, можно пользоваться и стриппен-картой.

Спланировать поездки несложно самостоятельно, но удобнее обратиться в информационные центры (туристический и транспортные на вокзалах). В этом случае вам просчитают маршрут по времени со всеми пересадками, можно сразу же и билеты купить.

Железнодорожный вокзал Амстердама

В принципе, билеты можно купить самостоятельно в автоматической кассе на вокзале. В ней предусмотрено переключение на английский язык, вводить все данные несложно, но с непривычки займет немало времени. Оплата в автоматах — только кредиткой. В обычной кассе билеты немного дороже, но есть и преимущества. Вам все объяснят (на английском в крупных городах говорят все кассиры) и помогут выбрать удобные и дешевые билеты, которые можно приобрести заранее с открытой датой.

Когда мы попросили ж/д кассира подобрать недорогой вариант, чтобы из Амстердама съездить в Арнем (решили посетить знаменитый национальный парк Хоге-Велюве, расположенный за городом), но назад вернуться из Апелдоорна (до него от парка ходит автобус) с остановками в Амерсфорте и Утрехте, нам предложили специальный летний билет (Zomertoer), позволяющий в течение дня в оплаченной зоне делать неограниченное количество пересадок на поезда в любую сторону. Такой билет на двоих в вагон 1-го класса обошелся всего на 4 евро дороже, чем прямой 2-го класса до Арнема и назад, но приобретаемый в автомате.

Велорикша

Подобные билеты существуют и на междугородние автобусы, но для каждой транспортной компании свои. Они позволяют за день объехать несколько городков, осмотрев достопримечательности и посетив музеи.

Так, билет за 7 евро дал возможность за день, используя автобусы четырех маршрутов, побывать в Эдаме (очень красивый городок с двумя музеями, ветряной мельницей и знаменитым сырным рынком), Волендаме (музей, порт, рыбацкая деревня), Маркене (рыбацкий городок с интересным музеем, своеобразной архитектурой и большим выбором недорогих сувениров, дорога в который идет по длинной узкой дамбе), Монникендаме (очень симпатичный городок с музеями, старинной кирхой и отличной рыбной кухней).

В маленьких городках автобусы делают 1−3 остановки, через более крупные проходят с 6−8, а по Амстердаму до ж/д вокзала идут с остановками, как у обычных городских автобусов.

При желании можно взять напрокат автомобиль (удобен для поездок по стране, но не в городах), мопед или велосипед (для них специальные дорожки даже вдоль загородных трасс), покататься по каналам или по морю на экскурсионных или рейсовых катерах. Если захочется экзотики — велорикша, конный экипаж или водный велосипед, но последний требует осторожности — каналы узкие, а движение на них интенсивное.

И еще несколько особенностей. Водители наземного общественного транспорта останавливаются, если уверены, что на остановке кто-то собирается выйти или войти. Увидев подходящий к остановке автобус или трамвай нужного номера, махните рукой (если народу на остановке много, водитель остановится сам). Водитель открывает для входа только переднюю дверь. Трамваи имеют еще одну дверь для входа, но надо самостоятельно нажать кнопку рядом с ней. Подъезжая к нужной вам остановке, нажмите кнопку рядом с дверью для выхода, иначе дверь не откроется.

Если вам что-то непонятно, не стесняйтесь спросить у пассажиров (в крупных городах по-английски говорят почти все, многие по-немецки), у кондуктора или водителя, он ответит только во время остановки, но при необходимости даже на пару минут задержит отправление, чтобы все объяснить.

Во многих местах остановки находятся на специальных «островках» посреди проезжей части. Практически все переходы оборудованы светофорами, часть которых работает в автоматическом режиме, на остальных есть специальная кнопка для пешеходов, которой включается зеленый свет.

В последнее время появилось еще одно нововведение — в городском общественном транспорте запретили есть, штрафуют за обычный бутерброд. Учтите, что запрещено и курение в поездах, штрафуют безбожно.

В короткой статье трудно раскрыть все особенности общественного транспорта Голландии, но хотя бы основное, с чем чаще всего сталкиваются туристы, я постарался отразить. Удачных вам поездок и незабываемых впечатлений!

Обновлено 20.08.2017
Статья размещена на сайте 14.07.2009

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уже в закладках

    Оценка статьи: 5

  • Владимир, я честно говоря, не очень разобрался в транспорте Голландии. Нам сразу выдали на руки какой-то "проездняк", так что мы ничего не платили...

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Рогоза, вы очень напрасно обобщили рекомедации о покупке билетов, сказав, что Голландия страна маленькая, и дескать, везде транспорт одинаковый (я об автобусах и поездах). Это неправда. Я уже год живу в Голландии, поэтому могу судить. В каждой провинции Нидерландов своя система общ. транспорта. Я живу в Лимбурге, это юг станы, где доминирует компания Веола Транспорт, и у них свои правила. Стриппен Каарт - это да, везде есть. Только ползуются им бабушки в основном. Для голл. студентов проезд бесплатный (перед началом обучения нужно выбрать - будни или выходные). А для остальных существует Dagkaart - дневной билет, на который поднимают расценки просто безбожно - был 3.5, теперь 5 евро за билет. С Dagkaart можно съездить в др. близлежащие города, а также кататься по своему городу целый день; штам ставится один раз. Ещё есть Retourbiljet - туда-обратно. Можно использовать билет в течение всего дня, но только два раза. На две остановки, грубо говоря. Стоит такой билет 3 евро, штамп ставится 2 раза.
    Также в Лимбурге отменили зоновые билеты - на 2 зоны и на 3 зоны, что очень неудобно - они были дешёвыми и действовали в течение одного часа при неограниченном количестве пересадок
    Многие билеты, купленные в автобусе, можно использовать в поездах/электричках, если они принадлежат одной компании (например, как наша Веола).

    По поводу пунктуальности... На самом деле, я бывала в разных провинциях (я не говорю о северы страны), и практически везде она отсутствует. На 5-7 минут опоздать автобусу ничего не стоит. А почему - потому что водители покорно ждут, когда же пассажир заплатит, или найдёт свой билет. Порой это растягивается на 10 минут и больше. Но это только автобусы, поезда ходят всегда без задержек, не то что в Германии...
    Также часто меняют нумерацию автобусов, а вот на расписании (на стендах у остановок) ничего не изменяется. К примеру, автобус с моего района за год изменили 3 раза, а на стенде у Центрального вокзала по прежнему висит старое расписание... Это при том, что я живу в крупном туристическом городе!
    Здорово, что в Амстердаме даже ночью ходят автобусы.. У нас они прекращают работу в 23:30, и обратно - пешком, на велике или на такси.

  • Фантастика! 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Рогоза, про стриппен-карт:
    "С этого времени в оплаченном количестве зон вы можете ездить в течение часа, пересаживаясь на любой общественный транспорт." - в течение этого часа надо ли, каждый раз меняя транспорт, компостировать билет? Или в это время он будет "автоматически" действителен?

    Оценка статьи: 5

  • В Голландии лутче всего ездить на гусе ^^
    Где там гусиные парковки вобще?