Владимир Рогоза Грандмастер

Почему почитаемая на Руси чудотворная Грузинская икона Божией Матери оказалась на северной реке Пинеге?

На высоком холме рядом с северной рекой Пинегой примерно в 200 километрах от Архангельска стоит полуразрушенный Красногорский Богородицкий монастырь. От великолепного каменного храма сохранились только выщербленные временем и людьми стены. С древних полустертых фресок смотрят на величавую реку лики святых. Крест, установленный над лишенной шпиля и приспособленной для хозяйственных нужд колокольней, напоминает, что когда-то здесь была обитель, к которой стекались паломники со свей Руси.

Славу монастырю принесли две святые чудотворные иконы Божией Матери, Владимирская и Грузинская. Собственно, благодаря им монастырь и возник. По преданию, у настоятеля Кевроло-Воскресенского монастыря схимника Варлаама был старинный список с Владимирской иконы Божией Матери. В 1603 году Варлааму во сне было видение, что Священник Мирон принял монашеский постриг под именем иеромонаха Макария и начал строить на горе храм, ставший основой Черногорского монастыря. Для получения разрешения на строительство ему пришлось совершить путешествие в В 1629 году в монастыре появился еще один образ Богоматери, слава которого далеко вышла за пределы Пинежского округа. Время создания этого образа неизвестно, когда в конце XVII века для него делали новую серебряную ризу, определили, что икона «письма древнего греческого или грузинского, писана по сусальному золоту на плотной дубовой доске».

Икона и на самом деле была из Грузии, значительная часть которой в то время была захвачена Персией. Путь в южные страны был для русских купцов не в новинку, возили они товары и на персидские базары. Любопытно, что икону, названную Божией Матерью Грузинской, за очень большие деньги приобрел в Персии приказчик ярославского купца Егора Лыткина. А купцу было видение, что приказчик везет ему вместо персидских товаров святую икону, которую следует доставить в Красногорский монастырь на Пинегу.

Колокольня Когда приказчик привез из Персии икону, купец Лыткин, получив благословение патриарха Филарета, отправился в далекий путь на север, чтобы доставить святыню в неведомый для него монастырь. Он не только привез икону в Красногорье, но и стал, говоря современным языком, главным спонсором монастыря, выделяя значительные суммы на строительство каменной церкви, закупая церковную утварь, иконы, книги, облачения.

Новая икона быстро стала особо почитаемой не только в северных землях, но и в целом на Руси. С неё делались списки (копии), которые разошлись по всей стране, почитаясь как чудотворные. Благодаря этим спискам храмы Грузинской иконы Божией Матери теперь есть во многих местах. Но первым такой храм был построен в Красногорском монастыре.

Братский корпус Стоит отметить, что Грузинская икона Божией Матери была «путешествующей», по распоряжению церковных властей её часто вывозили в различные регионы страны, где требовалось заступничество Богоматери. Так, в 1654 году икона остановила распространение моровой язвы в Москве. Икону даже возили в Сибирь, произошло это при царе Алексее Михайловиче. При патриархе Никоне началось ежегодное празднование 22 августа дня памяти Грузинской иконы Божией Матери.

С XVII века ежегодно 22 августа две святыни из Красногорского монастыря отправлялись в Архангельск, в конце XIX — начале ХХ веков их возили на специальном пароходе. Путь обычно занимал 4 дня с остановками для богослужений во всех городках и поселках по берегам реки. В Архангельске иконы встречали с большой торжественностью, проводили крестный ход, поочередно выставляли их во всех церквах. К этому времени в город съезжались богомольцы, все-таки в Архангельск добираться значительно легче, чем в Красногорье.

Но многие богомольцы предпочитали поклоняться святыням в самом Оценить

Обновлено 3.08.2009
Статья размещена на сайте 2.08.2009

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, очень интересно. 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • очень хорошая работа!

    Невольно вспоминаются строки бессмертного Лермонтовского "Мцыри"

    Немного лет тому назад,
    Там, где, сливаяся, шумят,
    Обнявшись, будто две сестры,
    Струи Арагвы и Куры,
    Был монастырь. Из-за горы
    И нынче видит пешеход
    Столбы обрушенных ворот,
    И башни, и церковный свод;
    Но не курится уж под ним
    Кадильниц благовонный дым,
    Не слышно пенье в поздний час
    Молящих иноков за нас.
    Теперь один старик седой,
    Развалин страж полуживой,
    Людьми и смертию забыт,
    Сметает пыль с могильных плит,
    Которых надпись говорит
    О славе прошлой - и о том,
    Как, удручен своим венцом,
    Такой-то царь, в такой-то год,
    Вручал России свой народ.

    Оценка статьи: 5