В меридианальную длину, так, чтобы от Ленинградской области до Мурманской, надо будет по Карелии 660 км отмахать. А в широтную ширину… От Финляндии до Вологодской или Архангельской областей. Если по минимуму — 250 км. А по максимуму — 420. И всё по Карелии, Карелии… У нас, на территории республики, если бы захотели, конечно, могли уместиться две Португалии. Или Венгрия с Австрией.
Так что если все водопады, да за один раз… Нет, невозможное это дело. Может, для начала ограничимся Южной Карелией? Тем более, про один из южнокарельских водопадов я уже как-то рассказывал (см. статью «Много ли в Карелии водопадов?»). Про тот, что рядом с Рускеалой. На реке Тохмайоки. Там же я подробненько и о том, как — до него.
А добрались до Рускеальского водопада, — торопиться не стоит. Само собой, посмотрите, налюбуйтесь до душевных колик. Отфотографируйте всё. И снизу, и сверху, и от дороги, и сбоку. Только сильно не увлекайтесь. Оставьте ещё местечко на флешке. Или заранее берите их с запасом. Тут же, совсем рядом, на этой же речке Тохмайоки, только ниже по течению…
Первый населённый пункт после того, как свернёшь на Вяртсиля с трассы А130 «Олонец — Сортавала», посёлок Рюттю. Проезжаем его. Но после знака окончания населенного пункта не стоит сразу же вжимать педаль газа в пол. Едем спокойно, внимательно посматривая вправо, на обочину. Ага, вот то, что нам надо, — километровый столбик с цифрой «16». Да-да, и этот водопад на том же самом, 17-ом километре, что и Рускеальский.
Так, километровый столбик на месте. Теперь переключаем внимание с правой стороны обочины на левую. Как только по ней появляется первое примыкание, сворачиваем на него, переключаемся на вторую передачу и аккуратненько по грунтовочке едем до первой полянки. Там паркуемся, закрываем своё драгоценное средство передвижения и по набитой народом тропе — вперёд. Ко всё явственнее и отчётливее слышимому шуму.
Шуму водопада, оправдывающего своё название — Рююмякоски, что в вольном переводе с финского можно, как «шумный, гремящий». И точно, шумный. За несколько сотен метров его слышно. Практически от самой дороги, от которой до него — всего ничего. Метров 300−400. Потому он и не такой, чтобы уж сильно заброшенный. Местами даже сохранилась старая дорога.
Но местность заболоченная. Валуны, имеющие такую способность — расти, вылезли из земли не только справа-слева от дороги, а и на ней самой. Так что машину, чтобы не пробить случайно картер двигателя или не завязнуть накрепко, лучше всё-таки оставить. Даже если у вас и навороченный внедорожник. Ну и?.. От крутого джипа придется дальше бежать за трактором. Вот и все его отличия от некрутого.
Оставляем, оставляем машину. И — пешочком. Оно, говорят, иногда и полезно — руки от руля оторвать, и — на своих двоих. Так что? Идём?
Как дойдёте… Да так, чтобы не только услышать, но и увидеть. Первое, что бросается в глаза на Рююмякоски, — странное железобетонное сооружение и остов двухэтажного здания красного кирпича. Это старая финская гидроэлектростанция.
Издревле финны с пользой для себя применяли энергию своих многочисленных рек и ставили по их берегам мельницы, лесопилки. В конце XIX века пришла очередь бумагоделательных заводов и электростанций. В Южной Карелии первую из них построили в 1899 году на Янисйоки.
Да, небольшое отступление по карельским топонимам. Если в названии присутствует слово «йоки», не обязательно добавлять, что это река. Это примерно тоже самое, если на слой масла не сыр или колбасу, а по новой — ещё один слой того же самого масла. «Йоки» по-фински и есть река. «Коски» — водопад. «Ярви» — озеро.
Построенная в 1899 году на Янисйоки гидроэлектростанция обеспечивала энергией завод по переработке древесной массы в посёлке Ляскеля. Будете ехать через него от Сортавала на Питкяранта, с автомобильного моста хорошо видно и кирпичное здание ГЭС, и мощный поток водопада в скалистом русле реки. Летом там довольно частые гости рафтингисты на каяках в ярких спасжилетах. Да и самим приятно остановиться, спуститься по берегу к воде, присесть на камешек и полюбоваться на бегущую воду Ляскельского водопада. Говорят, что на неё, как и на звёздное небо, можно — бесконечно…
Электростанция на Рююмякоски не такая старинная. Как и большинство малых ГЭС Южной Карелии, её строили в 20−30-х годах прошлого века. Добротно, на века, и очень аккуратно. Плотина электростанции не изменила природную семиметровую высоту водопада. Она, практически не подтапливая речное русло, только отводит воду по специальному каналу к расположенной в здании турбине. Финские гидростроители настолько аккуратно выполнили свою работу, что рукотворные сооружения практически не затронули Рююмякоски.
Правда, проработала электростанция недолго. Летом 1941 года отступающие части Красной Армии взорвали шлюзы. Сохранилась только часть плотины без затворов (шиберов), водовод в здание машинного зала и само здание, на потолке которого ещё можно увидеть финские изоляторы, а внизу, на первом этаже — остатки турбины.
А вот сам водопад — в целости и сохранности. Проскочив сохранившийся над ним мостик плотины, река с шумом падает вниз, в круглый омут, после которого широким, глубоким плесом устремляется к узким скальным воротам. Оставляя справа возвышающийся над ней метров на 80 склон горы Новоринмяки, Тохмайоки поворачивает влево и, миновав несколько перекатов, успокаивается.
Но ненадолго. Километров на пять. Тохмайоки из тех золотников, которые малы, да удалы. Беря начало из озера Руокоярви, неподалёку от финской границы, река отдаёт свои воды заливу Хиденселькя у посёлка Хелюля, пробежав всего около 40-а километров по Северному Приладожью. А порогов и водопадов на ней…
Ниже по течению от Рююмякоски, ещё один — Коворинкоски. По той же самой дороге на Вяртсиля, только уже на 12-ом километре, метров сто не доезжая до километрового столбика «12/41», сворачиваем влево, на лесную дорогу. По которой — совсем недолго. Метров через 400, как поднимемся на вершину холма с сохранившимися фундаментами домов деревни Рюллю, что когда-то была здесь, мотор придётся заглушить. Дальше — только пешком. Ещё с километр по дороге, а дальше уже на шум. Через непролазные заросли ивняка, щедро приправленные крапивой.
И это ещё ничего. К Мюллюкюля, который ещё ближе к устью Тохмайоки — только по воде. Поэтому им, в основном, любуются туристы-водники и каякеры-экстремалы. И пусть любуются. Не будем им мешать.
Есть предложение. А не вернуться ли к машине? К следующему водопаду добираться значительно дольше, чем к Рускеальскому или Рююмякоски, которые практически у дороги. Но, поверьте, он того стоит. Я о Юканкоски, что на Кулисмайоки.
Так как? Едем к нему?
Статья понравилась - 5. Но редакторы могли бы побольше красивых фоток добавить. Собственно, в надежде полюбоваться красотами и перешла по ссылке.
0 Ответить
Спасибо за добрый отзыв.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Рююмякоски. Старая финская гидроэлектростанция. Фото А. Глушкова. Лето 2008 г. Если всё помню точно - август.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В детстве видел фотоочерк о Карелии в журнале "Колобок". Потрясающе красиво, захотелось там побывать и тут же возникла мысль - почему у нас вместо всех детей возможность путешествовать по стране имеет один Колобок? Почему в Америку вместо живых советских детей ездят сделанный из папье-маше Хрюша и полиэстровый Бамбр? И американские дети общаются с этими топорно сделанными куклами, которые, видимо, вполне их устраивают как представители нашей страны, а мы - кому мы там нужны, никто нас там не ждёт... Да и государству нашему удобнее и выгоднее картонного Хрюшу послать за границу - он там озвучит приветствие главы правительства, и все дела.
0 Ответить
Ну, сейчас-то, Денис, немного по другому. Заводите своего "железного коня", плескайте на ближайшей заправке в бак до горловины и - вперёд!
Но на водопады всё-таки лучше в половодье. В апреле, как правило, к ним ещё не пробиться, а вот в мае, как дорога немного подсохнет... Вот тогда они в самой красе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Водопад Рююмякоски. Фото моего одноклассника - Андрея Глушкова. Лето 2008. Электростанция на этом снимке осталась за кадром, чуть правее.
Оценка статьи: 5
0 Ответить