Ломать — не строить. И за войну — наломали. От души. Восстанавливать и отстраивать надо было много. А вот денег… И по бюджетам, и в карманах… Катастрофически не хватало. Да и то, что имелось в наличии, порядком обесценилось немаленькими военными расходами.
Так что строить надо было не только много, но быстро и дешево. И железобетон стал для Европы того времени настоящей палочкой выручалочкой. А камень… Нет, он ещё не ушёл со строительных площадок окончательно и бесповоротно. И Епископские каменоломни в Фертёракоше не закрылись. Они продолжали работать. И добывали известняк ещё четыре десятилетия. До самого 1948 года.
Но это был один из самых печальных периодов в истории каменоломен. И не только потому, что значительно упали объемы добычи известняка, который уже не шел на строительные площадки Вены, а использовался по ближайшей округе. В частном строительстве и… В производстве могильных плит. Нет, не только поэтому один из самых печальных…
В конце 1944 года на территории Епископских каменоломен был создан еврейский трудовой лагерь. Сегодня об этом и о 565 тысячах венгерских евреев, что тем годом были убиты по всей стране и за её пределами, уже в нацистских лагерях, напоминает мемориальная плита на одной из внутренних стен тех помещений, в которых тогда добывали камень эти люди. Ещё не знавшие и даже не догадывавшиеся, что их ждёт впереди…
Но взятые в 1951 году под охрану государством, а с 2001-го ставшие частью Мирового наследия ЮНЕСКО, Епископские каменоломни Фертёракоша живут не только памятью. Хотя, как казалось тогда, в 1948-м, одна из тех могильных плит, что последнее время добывались здесь, легла надгробием над почившим в бозе производством. И жизнь вскоре уйдёт. И из каменоломен, и из самого посёлка.
К счастью, это только казалось. И хотя производство действительно умерло, жизнь не ушла из Фертёракоша. Сегодня посёлок пользуется заслуженной европейской известностью. Не меньшей, а пожалуй, и большей, чем та, которую ему принесли известняки миоцена. Но в основе нынешней популярности Фертёракоша уже не камень… Звук!
Первым, кто обратил внимание на изумительную акустику каменоломен, вернее их внутреннего «дворика», способного одновременно вмещать до полутора тысяч человек (!), стал известный венгерский концертмейстер, хормейстер и преподаватель — Эрно Донани. И не только обратил.
Отличная акустика в совокупности с возможностью размещения большого количества людей… Да это просто идеальная концертная площадка! И её не только можно… Её — нужно использовать. Да ещё как использовать! Для проведения многолюдных праздников и представлений, например.
27 июня 1937 года стал тем днем, который радикальным образом поменял судьбу фертёракошских каменоломен. Ференц Кох, знаменитый венгерский баритон тех лет, и позже будет неоднократно арендовать внутренний двор каменоломни для проведения своих концертов. Но в тот июньский день 37-го он сделает это впервые.
Многочисленные факелы и разноцветные лучи мощных, направленных прожекторов, расположенных как у подножия, так и на вершинах окружающих площадку скал, создавали неповторимый и незабываемый эффект слияния искусственного электрического света с природным мерцанием далёких звёзд. По словам очевидцев, ощущение было такое, как будто каждый зритель находится внутри огромного разноцветного и пульсирующего огненного шара. А в сочетании с музыкой…
По всей видимости, это, действительно было что-то фантастическое. Иначе чем объяснить, что концерты в фертёракошских каменоломнях практически мгновенно приобрели огромную, можно сказать — запредельную популярность? Народ буквально валом валил в Фертёракош со всех концов не только Венгрии, но и Австрии.
Беда была только одна. Погодные условия, которые иногда мешали проведению концертов и праздников. Поэтому практически сразу же после закрытия каменоломен стали задумываться над использованием их внутренних пустот-залов.
Дело в том, что в Фертёракоше применялся своеобразный метод добычи известняковых плит. В первую очередь вырезалось самое прочное и, соответственно, самое ценное и дорогостоящее. А более рыхлая порода оставалась и в качестве своеобразного потолка каменоломен, и в качестве колонн, поддерживающих свод над пустыми залами, освобожденными от камня в результате многовековой производственной деятельности.
Идея, конечно, была замечательная, но нелегкое послевоенное время, а потом многочисленные экономические и политические проблемы отодвинули её решение вплоть до 70-х годов прошлого века. И всё же…
27 июня 1970 года — ровно через 33 года после проведения первого концерта во дворе каменоломен — состоялось организованное директором Дьёрского театра Дьёрдем Варади первое представление внутри каменоломни. Для чего в одной из пещер была оборудована сцена и зрительный зал на 743 места.
С той самой поры и по сей день в репертуаре известного на всю Европу пещерного театра в Фертёракоше спектакли, оперетты, мюзиклы, концерты. Всё лето этот культурный центр Западно-Задунайского края не закрывает перед зрителем свои двери, которых, по сути, у него вообще-то нет. А вот осенью, зимой или весной в театр не попасть. И не потому, что там такая злобствующая администрация, которой и за три летних месяца зритель надоедает настолько… Нет, нет и нет. Ларчик значительно проще открывается.
Вы представляете, каково в подземелье даже в знойный летний денёк? Представляете? Тогда без свитера, пиджака, пледа или тёплой шали в Фертёракошский театр лучше не приходите. И это летом. А осенью? Или, тем более, зимой? Зритель же в театр ходит не для того, чтобы испытать себя на прочность — заболею или нет?!
Правда, в 1985 году в бывших каменоломнях проведена реконструкция и зрительного зала, и сцены, в результате которых установлены не только современное световое оборудование и более удобные кресла, но и подведено отопление полов. А всё равно…
Если вдруг как-нибудь через знакомых достанете дефицитный, покупаемый за многие месяцы вперёд, билетик в пещерный театр Фертёракоша… Не забудьте взять с собой что для сугрева…
Да нет! Я ведь не о том совсем… Пледик там. Или свитерок какой тепленький. Не забудьте. Он лишним не будет.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...