И на самом деле, в Вене и её пригородах значительное количество музеев, мемориальных комнат, памятников и мест, связанных с жизнью и творчеством величайших композиторов Европы. Здесь в разное время жили и создавали свои произведения Моцарт, Бетховен, Гайдн, Кальман, Брамс, отец и сын Штраусы, Шуберт — это фамилии только тех композиторов, которые известны даже людям весьма далеким от музыки. А ведь с Веной связана жизнь Брукнера, Глюка, Цицера, Сальери, Ланнера, Легара, Штольца и других, чьи имена со временем подзабылись, но их вклад в мировую культуру от этого меньше не стал.
Находясь в Вене, можно как минимум день посвятить музыке и её создателям. Начать рекомендую с Центрального кладбища, на котором упокоилось большинство из великих композиторов и исполнителей города. Отправиться туда лучше утром, пока закрыты музеи, начинающие работать с 10 часов. Да и туристов в это время будет поменьше, днем же здесь иногда бывает настоящее столпотворение.
Доехать до кладбища можно на трамвае или автобусе. Если идти по центральной аллее в сторону возвышающегося над кладбищем храма, то уже через несколько минут слева от вас окажется мемориальный участок, на котором похоронены деятели искусства.
Одним из первых памятников, которые вы здесь увидите, будет изящная скульптурная композиция на могиле Вольфганга-Амадея Моцарта. Кстати, это символическая могила, так как останков композитора в ней нет, он был погребен на венском кладбище святого Марка, но подлинное место захоронения не сохранилось. Рядом находятся могилы Штраусов, Бетховена, Брамса, Шуберта
Если повезет, станете свидетелями импровизированного концерта. Сюда часто приходят музыканты, в том числе и мировые звезды, чтобы рядом с могилами своих кумиров исполнить их произведения.
С кладбища можно отправиться в один из музеев, уверяю, они все весьма интересны. Если в статье о достопримечательностях города я предлагал конкретные маршруты, то в данном случае от этого воздержусь. Музеи, мемориальные места и памятники композиторам разбросаны по всему городу, поэтому маршруты удобнее составлять самостоятельно, учитывая посещение и других объектов.
Обычно одним из первых туристы посещают музей, разместившийся в единственной из сохранившихся в Вене квартир Моцарта, что на Domgasse, 5. В доме, расположенном в престижном районе Вены, композитор прожил больше двух лет — с 1784 по 1787 годы. Кстати, квартира была весьма дорогой, 460 гульденов в год, но тогда композитор мог это себе позволить. Это время было для него периодом славы и творческого подъема.
В этом доме созданы многие известные произведения, включая оперу «Женитьба Фигаро». Сюда в гости к Моцарту приходил Гайдн. В музее много подлинных экспонатов, связанных с творчеством композитора. Несомненный интерес представляет обстановка, в которой жила семья Моцарта, инструменты, на которых он играл и сочинял свои произведения. Часть интерьера без изменений сохранилась с тех времен: печь в спальне, оконные рамы, лепнина.
Кроме мемориальной квартиры, в музее несколько больших экспозиций, разместившихся на трех этажах и в подвале, рассказывающих о венском периоде жизни композитора. При желании можно воспользоваться аудиогидом на русском языке.
Недалеко от музея находится собор святого Стефана, связанный со значимыми событиями в жизни композитора. В 1782 году Моцарт здесь венчался с Констанцей Вебер, затем крестил двоих детей, в конце жизни получил должность капельмейстера собора, а после смерти здесь его отпели и из соборной часовни увезли на кладбище.
При желании можно пройти по нескольким адресам, связанным с жизнью Моцарта. Композитор неоднократно бывал и выступал во дворце Хофбург, впервые он был приглашен на аудиенцию к императрице Марии-Терезии в 1768 году, когда приехал в столицу Австрии с отцом из Зальцбурга, а ведь ему было всего лишь 12 лет.
Слева от парадных ворот в Хофбург со стороны площади Michaeler Platz можно увидеть мемориальную доску, посвященную находившемуся в этом месте до 1888 года городскому театру, на ней имеется надпись:
Здесь состоялись премьеры опер Моцарта «Похищение из Сераля», «Женитьба Фигаро» и «Так поступают все женщины».
В парке рядом с дворцом установлен памятник композитору, перед которым летом разбивают большой цветник с изображением скрипичного ключа.
В оранжерее загородного дворца Шёнбрунн в 1786 году происходил «музыкальный поединок» между Моцартом и Антонио Сальери в присутствии императора Иосифа II, присудившего победу Сальери. На Himmelpfortgasse, 6 раньше был концертный зал, в котором 4 марта 1791 года прошел последний концерт Моцарта. В доме на Rauhensteingrasse, 8 (теперь здесь универмаг «Steffl») композитор провел последние дни жизни, сочинил «Волшебную флейту», работал над «Реквиемом», видимо, предвидя скорую кончину.
В 1787 году Моцарту представили юного Бетховена, которому маститый композитор дал несколько уроков. В 1792 году (менее года после смерти Моцарта) Людвиг ван Бетховен поселился в Вене, где за все время сменил более 60 адресов. На некоторых домах, включая здание театра рядом с центральным рынком и Венским сецессионом, где композитор жил в служебной квартире в 1803—1804 годах, теперь установлены мемориальные доски. На площади Бетховена установлен памятник композитору. Еще один памятник находится на окраине Вены в парке местечка Heiligen, где Бетховен неоднократно снимал квартиры.
Интерес для туристов представляют три музея, посвященных композитору.
Наиболее посещаем музей Бетховена на Mölker Bastei, 8, где он прожил 8 лет. Музей находится на верхнем этаже обыкновенного жилого дома. Здесь можно увидеть личные вещи композитора, партитуры его произведений, картины, включая портрет Бетховена, написанный Йозефом Мёлером. Интересен и внутренний дворик дома, практически не изменившийся с того времени.
Еще два музея находятся далеко от центра города, в местах, где во времена Бетховена царила сельская идиллия. Сейчас это городские кварталы, куда можно доехать на трамвае.
В местечке Heiligen на Probusgasse, 6, расположен небольшой музей, экспозиция которого в основном посвящена одному году из жизни Бетховена. В 1802 году в этом доме композитором было написано письмо братьям, «Хайлигенштадтское завещание», которое он разрешал вскрыть только после его смерти. Бетховен в этот период тяжело переживал прогрессирующую потерю слуха. По его мнению, глухота могла вынудить его прекратить писать музыку.
К счастью, столь пессимистический прогноз не оправдался. Подтверждение этого находится по соседству, в зданиях на Grinzigerstrasse, 64, где им в 1808 году была сочинена Пасторальная симфония, и на Pfarplatz, 2, где композитор жил в 1817 году (через 15 лет), написав несколько музыкальных произведений.
Если появится желание осмотреть небольшой музей Бетховена на Döblinger Hauptstraße, 92, придется заранее позвонить по телефону, так как посещение организуется только по предварительной заявке. В этом музее я не был, знаю только, что посвящен он короткому периоду жизни композитора, когда он в деревенской тиши работал летом 1803 года над Третьей (Героической) симфонией.
Музеев и мест, связанных с жизнью и творчеством известных композиторов, в Вене множество. Несомненный интерес для туристов представляют музеи Штрауса, Гайдна, Шуберта и других австрийских композиторов, о которых будет рассказано в следующей статье.
Владимир, спасибо большое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Коллеги, спасибо.
0 Ответить
Владимир, прекрасная статья. И снимки чудесные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза,
Спасибо за статью о вечных музыкальных ценностях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маркет-Чиппинг в "Шагающем замке Хаула" у Миядзаки как раз напоминает Вену, хотя Диана Уинн-Джонс в оригинале списала его со своего родного валлийского городка. Но как Хаул под руку с Софи несётся в вальсе по конькам крыш, шпилям башен и прямо по воздуху!..
0 Ответить
Что Моцарт, что Бетховен, что Штраус - до чего упоительно слушать! Спасибо, Владимир
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина, спасибо.
0 Ответить