Всё это уже позади. Но улица… Так пока и тянется вперёд. Последних, окраинных домиков что-то и не просматривается даже. А раз сама улица не собирается останавливаться, то и мы последуем её примеру. Вперёд!
Нам — сюда. За угол здания сельской управы, у которой как раз позорный столб стоит. Завернули? Вот она, старинная каменная лестница, что мимо здания мельницы ведёт вниз, к когда-то реке, а нынче ручью Ракош, давшего в своё время название посёлку.
Раньше в нём было три мельницы. И всем хватало работы. Муки надо было много. И самому Фертёракошу, и расположенному неподалёку Шопрону.
Но сегодня в поселке осталась одна мельница. Вот эта, построенная в конце XVII — начале XVIII веков. На её первом здании, том, что под номером 141, ближе к сельской управе, сохранились старинные солнечные часы. Вверху. Слева. Почти под самой крышей. Белый квадрат, усыпанный светло-коричневыми пятнышками с черными арабскими цифрами от пяти до двенадцати, последовательно проставленными в белой полосе, начинающейся от верхнего левого угла прямоугольника и полукругом огибающей нижние.
Вниз от первого здания, ближе к речке — старые ворота, через которые можно зайти во двор. Сейчас мельница на реконструкции, но кое-какое оборудование, без которого не может обойтись ни один мельник, сохранилось. Вот его и можно осмотреть во внутреннем дворике.
Если в ворота не заходить, а продолжить свой неспешный путь вниз, к реке, то сразу за ними будет второе здание мельницы. С цветным барельефом Мадонны, внимательно поглядывающей со стены на редких прохожих.
Нижнюю часть территории мельницы ограждает средневековая стена с бойницами в ней. Возле этой ограды, там, где она ближе всего подходит к ручью Ракош, установлен второй памятник святому Яну Непомуцкому. Первый мы уже видели у церкви Вознесения Христа.
А из подвала мельницы, между прочим, есть подземный ход. В усадьбу епископа. И хотя нам как раз именно туда и надо, но в подвал — не полезем. Мы пойдём своею дорогой. Той, которой и шли. По главной улице. Но для этого надо бы опять, мимо мельницы — вверх. К зданию сельской управы.
От него до усадьбы — всего ничего. Но и до неё — есть на что обратить внимание.
Помните, как-то я рассказывал о событиях августа 1989 года? О Европейском пикнике. С которого, собственно, и началось падение «железного занавеса». Вот. Буквально в 10 метрах от Позорного столба, по направлению к усадьбе епископа, — памятник. Клин с цифрами «1989», разламывающий бетонную стену, опутанную колючей проволокой. Это — память о тех событиях, что 19 августа 1989 г. происходили именно здесь, в непосредственной близости от Фертёракоша.
А на противоположной от усадьбы епископа стороне улицы — дом № 152. Тоже интересное здание. Построенный в начале XVIII века дом немецкого национального меньшинства. Если честно, он мало чем отличается от стоящих по соседству от него. Двускатная крыша. Фриз. Два окна, выходящие на улицу. Сам дом, одноэтажный и очень длинный, расположен внутри двора. Ничего такого, особенного и бросающегося в глаза.
Но есть верная примета, помня о которой, мимо этого дома не проскочишь. Сейчас в нём Музей народного творчества. Можно зайти, осмотреть экспозицию. А если что-то приглянётся, то и приобрести в качестве фертёракошского сувенира. Какой глиняный горшок, свистульку, вышивку или монисто.
Только… Недолго в музее. Усадьба ведь ещё. А до спектакля в пещерном театре и времени остаётся… не так чтобы много.
Итак, усадьба. Если быть точным и педантичным, то правильнее её называть усадьбой епископства, т. к. никакому конкретному епископу никогда она не принадлежала, а находилась в собственности дьерского Епископата.
И находилась достаточно давно. В документах, датируемых 1311 годом, есть упоминание о том, что в епископских владениях Фертёракоша, на основе бывшего там ранее постоялого двора, построена усадьба. Именно это здание и стало в средние века домом для многих епископов. А когда Дьёр попал в руки турков, Фертёракош одно время даже выполнял функции центра дьёрского Епископата.
Правда, время это было не очень долгим. В 1529 и 1532 годах усадьба сильно пострадала от турецкого грабежа. И только через полстолетия, в 1582 году, епископ Дьердь Драшкович потихоньку начал её восстанавливать. После Дьёрдя ещё три последовательно сменивших его епископа приложили своё усердие в деле достройки здания. И не только усердие. Но, отчасти, и руку. Три фамильных герба этих епископов украшают сегодня фасад здания прямо над окнами, ближе к треугольному фронтону.
Но свой нынешний облик усадьба приобрела благодаря уже знакомому нам по церкви Воскрешения Христа епископу Ференцу Зичи. В 1745 году он начал и облагораживать внешний вид, и украшать внутренний интерьер этого, уже в то время достаточно знаменитого здания.
Чем знаменитого? А помните, как-то я уже говорил о том, что даже венгерские короли не гнушались заезжать в Фертёракош. И не на какой-то там часик, другой. На полный рабочий день. А то, может, и на два-три… Пока не будет решен тот или иной государственный вопрос. И как заезжали, так обязательно останавливались в усадьбе Епископата.
Это делал и Хуньяди Матьяш… Король, который в венгерской истории более известен, под именем Матьяша Корвина (Матьяша Ворона). В период с 1481-го по 1486-й год он довольно часто гостил в Епископской усадьбе. Дело в том, что в этот период епископом был Доци Орбан, по совместительству занимавший ещё и кресло министра финансов Венгерского королевства.
И король венгерский и чешский Липот I… Который также известен, как Леопольд Георг Христиан. Кайзер германо-римский, король германский, граф австрийский и прочая, прочая, прочая… Вот Липот, в правление которого, кстати, Венгрия была освобождена от почти полуторавекового турецкого ига, в 1681 году тоже был в усадьбе. И встречался с епископом Дьёрдем Сечени, построившим церковь святого Николая, что в дальнейшем стала предшественницей и материальной основой нынешнего храма Вознесения Христа.
В память об этой встрече в 1881 году на воротах усадьбы была установлена специальная мемориальная табличка. Но не только благодаря ей не забывается усадьба. В начале XIX века в подвале епископского дома был организован первый известный в Венгрии цех по росписи стекла. Правда, проработал он только до 1867 года и потом закрылся. Но продукцию, видимо, в этом цехе делали настолько качественную, что несмотря на все бури и невзгоды, пронесшиеся над всей Венгрией и её Западно-Задунайским краем в следующем веке, и сегодня во многих церквях, что стоят и в самом Шопроне, и в его округе, сохранились стёкла, расписанные цехом епископской усадьбы.
А ещё под юго-восточной стороной епископского дома тянутся длинные подвалы, из которых прорыты два туннеля. Один — к мельнице. И второй — под рекой, с выходом далеко в лесу Сархалми.
Но нам туда сегодня — не надо. Нам бы побыстрее к началу главной Фертёракошской улицы. А то до спектакля в пещерном театре и времени-то осталось… Совсем немного! Успеть бы до третьего звонка.
Так что к древнеримскому святилищу бога Митры, или, как его называют в Венгрии, Митраса, — как-нибудь в другой раз. Когда со временем не будет такой напряженки…
Второе (нижнее) здание мельницы. С цветным барельефом Мадонны. В правой части снимка хорошо видны старинная каменная лестница, что от здания сельской управы ведёт вниз, к ручью Ракош, а так же ворота во двор мельницы и её первое (верхнее) здание с солнечными часами. На него как раз падают лучи заходящего солнца, и поэтому часы не очень хорошо видно. Но они - под самой крышей, чуть выше выщербленного участка.
0 Ответить
Константин, интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпасибо, Лариса
0 Ответить
... на стене первого здания мельницы. Вблизи.
0 Ответить