30 июня 1971-го года трагически погибли в космосе, возвращаясь с орбитальной станции, трое наших космонавтов — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Трагедии могло и не быть, если бы не соперничество с американцами и амбиции наших «вождей».
Поскольку американцы готовили к запуску трехместный «Аполлон», значит, и у нас должно было лететь не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда решили: пусть ребята летят в одних спортивных костюмах. Но из этого полета живым не вернулся никто.
Все шло нормально до высоты 150 километров. Вдруг неожиданно раскрылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой. Он должен был сработать гораздо позже, у самой Земли. Воздух со свистом стал вырываться наружу. Давление в спускаемом аппарате стремительно падало.
Через 4 секунды после начала разгерметизации частота дыхания у Добровольского подскочила до 48 вдохов в минуту (при норме 16), началась агония, и через 20−30 секунд наступила смерть. У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови.
Отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную монету космонавты могли бы успеть за тридцать секунд. Но они потеряли сознание намного раньше, и уже ничего не могли сделать.
Через три года, через двое суток полета корабля «Союз-15», вновь произошла разгерметизация кабины на орбите. Космонавты Демин и Сарафанов, даже не сообщив об этом на Землю, кинулись к спускаемому аппарату и включили аварийную посадку. Им удалось спастись.
Едва не закончился гибелью экипажа полет по программе «Союз-Аполлон». При посадке «Аполлона» на высоте 15 километров над поверхностью океана также неожиданно раскрылся клапан дыхательной вентиляции. Экипаж практически потерял сознание, но командиру корабля, опытному Томасу Стаффорду, удалось расстегнуть ремни и раздать кислородные маски экипажу. В этот момент капсула плюхнулась в океан, и только благодаря четкому действию водолазов космонавты были извлечены живыми.
Это не первый случай аварийной посадки в океан. Суборбитальный полет американца Вирджила Гриссома в июле 1961-го года прошел успешно, но из-за преждевременного отстрела крышки люка спускаемую капсулу стало заливать водой, в результате чего Гриссом едва не утонул. Правда, позже он все равно погиб при пожаре «Аполлона-1». Вот уж, кому суждено сгореть — не утонет.
Наши космонавты однажды тоже ухитрились сесть на воду, точнее, на поверхность озера. Озеро оказалось большим, в тот день был ветер, волнение, космонавты ощутили настоящую качку. Вышедший из отсека капсулы парашют намок, перевернул корабль и начал тащить его на дно.
Космонавтов нашли и вытащили только через 11 часов, когда они уже задыхались. Космонавт Зудов чувствовал себя плохо, у него развилась «морская болезнь».
По иронии судьбы другой космонавт, Рождественский, до зачисления в отряд космонавтов был профессиональным водолазом. Во время утомительного ожидания он оставался спокойным и помогал своему товарищу.
Очень интересная статья.
0 Ответить
согласен героизм в космосе это наверное норма. слишком непредсказуемая эта стихия для человека (будем надеяться что пока)одно замечание у вас описание повторяется дословно про разгерметизацию, понимаю что так и было но лучше сократить а то когда читаешь немног "спотыкаешься" а оценка все равно5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замечание учел, но это на будущее. Спасибо
0 Ответить
Действительно, космонавты настоящие герои,чего только им не приходилось испытывать...
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить