А жили на острове племена, вероятно, близкие к гуанчам Тенерифе. Оба острова расположены предельно близко друг от друга — 28 километров по прямой, хотя из-за отсутствия плавсредств между этими близко расположенными островами не поддерживалась регулярная связь.
Вероятно и то, что языки были схожими, но отличались диалектами. А вот образ жизни был схожим с образом жизни гуанчей Тенерифе. Но снова загадка: на Гомере был матриархат. Только с приходом испанцев установилось «как надо», и стало ясно, кто же в доме хозяин. Правда, в семье мог оставаться матриархат еще какое-то время, с наследованием по женской линии, с доминированием женщины и многомужеством. Но военными вождями, скорее всего, были мужчины.
На острове осталось достаточно много артефактов, связанных с жизнью древнего населения. Там сохранился огромный камень — глыба с тонну весом, явно священного назначения. На нем можно увидеть петроглифы, схожие с петроглифами гуанчей Тенерифе. Они также не расшифрованы. И тот факт, что эта глыба испещрена следами от пуль испанских аркебузов и бомбард, только доказывает ее сакральный характер.
Сохранился удивительный каменный круг из священных камней — то ли место для заседания советов аборигенов, то ли место для жреческих собраний. Бога гуанчей Гомеры звали Orahan, почти под тем же именем его знали на Тенерифе и Гран Канарии (Arocan), а вот в Ля Пальме он звался Abora.
Легенда первая — о храбром и влюбленном гуанчи
Эта легенда гласит, что хоть и не было связи между островами, отдельные смельчаки все-таки решались преодолеть разделявшее острова водное пространство. Однажды некий молодой человек — представитель гуанчей Тенерифе — соорудил нечто вроде плота из надутых воздухом бурдюков, сделанных из козьих шкур. Дождавшись благоприятной погоды и нужного направления ветра, он пустился в плавание. И благополучно достиг острова Ля Гомера.
Местные жители приняли его довольно дружелюбно. И какое-то время он спокойно жил среди них. Пока между ним и некоей знатной девушкой (дочерью вождя, никак иначе) не возникли любовные чувства. Их роман быстро развивался и дело шло к свадьбе. Но местные авторитетные жители были против такое развития событий: дело в том, что на Тенерифе периодически еще случались извержения вулкана Тейде, прекрасно видимые с соседнего острова. И жители Ля Гомеры называли Тенерифе огненным островом. А на Ля Гомере извержений не было уже сотни тысяч лет. И остров всегда был в изобилии снабжен пресной водой. Стихия огня и стихия воды — несовместимы, считали аборигены. И брак представителей явно родственных народов должен был привести к несчастью.
Разрешения на брак не было получено, юноша и девушка бросились со скалы, насадив себя грудью на один и тот же сук дерева. Грустная история, как и многие легенды подобного рода.
Легенда вторая. О Педро и Пабло
На Ля Гомере есть красивая «двойная» скала. Ее называют скалами Педро и Пабло, или Скалами Влюбленных. Почему именно два мужских имени — непонятно. Возможно, в разные времена с них бросились два разных человека, которым отказали в возможности соединить свои судьбы с судьбами своих возлюбленных.
Легенда главная. О Колумбе и правительнице острова
На острове Гомера когда-то была, по сплетням, «любовная база» Колумба. С ней связана очередная запутанная любовная история. Сюда была сослана бывшая любовница испанского короля Беатрис де Бобадилла, но сослана деликатно, как часто тогда делали в Европе — насильно выдана замуж за местного конкистадора, который имел там свою резиденцию. С гуанчами острова испанцы в то время поддерживали довольно мирные отношения, зафиксированы были даже факты братания. Братание заключалось в том, что они пили из одной посудины козье молоко.
Перасо, несмотря на то что женился на одной из красивейших женщин Испании, не прекратил своих любовных похождений. Известно, что одной из его любовниц была дочь вождя аборигенов, с которой они длительное время регулярно встречались.
Итак, о регулярных встречах Перасо и его возлюбленной стало известно жителям острова. Вероятно, это было известно и его красавице-жене Беатрис (любовницы короля часто обладают еще и острым умом). Аборигены осудили девушку за связь с иностранцем, но оставили в живых. А самого Перасо решили казнить. Была известна пещера, в которых встречались влюбленные. И во время очередного свидания там была организована засада. Испанец был убит и обезглавлен.
После этого произошло восстание аборигенов Гомеры, видимо, они опасались репрессий за убийство Перасо и решили нанести упреждающий удар. Отряды осадили крепость, в которой оставалась вдова погибшего испанца вместе с небольшим отрядом солдат. Осада продолжалась 2 недели. Крепость взять штурмом не удалось. А вскоре прибыл с острова Гран Канария большой отряд испанцев. Аборигены были разбиты и на острове началась резня, в которой погибло, по сведениям хроник, до половины местных жителей. Многие были обращены в рабство. После этого началось вымирание населения и закат их оригинальной культуры.
А что же бывшая любовница испанского короля и бывшая жена конкистадора? Она продолжала править на острове, растила четверых детей. Но есть некие предположения, что ее личная жизнь на этом не прекратилась. Частые визиты Колумба на Ля Гомеру дали толчок длительным слухам об их связи. Никакой практической надобности заходить на этот островок во время своих трансатлантических экспедиций у мореплавателя не было.
Все испанские верфи и припасы были сосредоточены на соседнем острове Гран-Канария, а Христофор Колумб из 4 экспедиций два раза заходил на Ля Гомеру и оставался там по нескольку недель. На острове сохранился дом, в котором он гостил, церковь, в которой он молился, и даже колодец, из которого он набирал воду. На фотографиях — именно эти исторические места.
Есть даже версия, что мореплаватель был знаком с Беатрис да Бобадилла ранее, во время пребывания ее при испанском дворе. И что она внесла свой вклад в согласие короля финансировать экспедицию Колумба. Король разрешил мореплавателю выбить долги из одного задолжавшего казне испанского городка. Город отдал долги тремя снаряженными для плавания кораблями.
Сложная и запутанная история, но ею гордятся нынешние жители Ля Гомеры, показывая все места, связанные с пребыванием Колумба на острове. А как живут ныне островитяне — можно прочитать в следующий раз.
Гал, башня внушительная
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оля, она большая! Где-то с наш 4-этажный дом. По тем временам - достаточно для правителей небольшой территории.
По нашим временам - наверное, нет.
0 Ответить
мужчина, прочитав эту статью, в очередной раз воскрикнет "все беды из за женщин! "
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна, некоторым мужчинам и читать не нужно, они и так твердо знают, от кого все беды.
Спасибо.
0 Ответить
В смысле "шерше..." ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ВАль, кто хочет шерше, тот всегда найдет.
В смысле, и правых, и виноватых. И просто ля фамм.
0 Ответить
Мудро, Галя
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какая там мудрость, цирк один. Если и в наше время, как и в прочие, все продолжают выяснять. "О женщины, вам имя вероломство" и так далее.
(только что рядом добавили: а какое оружие еще есть у женщин?). .
0 Ответить
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, может, и не всюду.
Но здесь - точно. Тысячу раз потом проверила: целый народ был изничтожен из-за запутанной любовной истории (любви конкистадора к аборигенке). Это исторический факт.
А так да - сразу несколько историй и легенд наслушаешься, и все - о страстях роковых.
0 Ответить
Галя, так это не я... это Пушкин в "Цыганах"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так догадалась, чай.
Но поговорить-то хочется. . Как не поговорить "за любовь"?
А "от судеб защиты нет" - бессмертные строчки.
0 Ответить
Ага... А со скал кто только не падал во имя любви, да? Помню, в детстве рыдала над фильмом "Шахсенем и Гариб"... не говоря уж о более известной классике
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, увы, фильма не помню. Классику еще где-то как-то.
Но что касается гуанчей - у них это просто традиция была такая, - бросаться со скал, это известно.
0 Ответить