В этом году автору этих строк довелось побывать в одном европейском городе, который внешне очень похож на Петербург. Похож настолько, что, идя по улицам, ловишь себя на мысли, что и не отъезжал от дома за сотни километров.
Судите сами: город расположен на той же широте, что и Петербург, с точностью до десятой градуса (59.2 и 59.6 с.ш.). Как и Петербург, город расположен на множестве островов, соединенных мостами, по улицам города ходят трамваи, а малоэтажная застройка центра города вместе с каменными набережными похожа настолько, что, когда я обрабатывал фотографии с поездки, супруга, случайно посмотрев на одно из фото на экране монитора, спросила: «Это Петербург?»
Но, несомненно, отличия есть, они расположены на гораздо более тонком уровне, который не сразу заметен на фото. Отличия эти видны не сразу, но они как раз и составляют ту неуловимую атмосферу, которая позволяет чувствовать себя Человеком, позволяет проникнуться уважением к городу и его жителям. Позволяет понять, сколь многое еще нам надо изменить, чтобы считаться действительно европейским городом. В чем именно разница? Это сложно передать словами, но все-таки попробуем найти «10 отличий» и остановиться на них более подробно.
Транспорт
Первое, что замечаешь в любом городе, — это систему дорог.
Глядя на фото, можно увидеть первые два отличия. Во-первых, общественный транспорт. Для него выделена отдельная полоса, на которую не заезжают легковые автомобили. Это справедливо не только для центра, в пригородах также можно видеть отдельную полосу с надписью «BUS».
И, что не менее важно, — эту полосу никто не занимает. Утром на въезде в город в пробке, тянущейся на сотни метров, правая полоса остается свободной, хотя никаких физических препятствий (столбиков, бордюров), отделяющих её, нет. Благодаря этому автобусы ходят более-менее быстро и без задержек.
Второе отличие, которое также видно на фото, — развитая сеть велодорожек. Они есть везде: либо на обочине дороги, либо на тротуаре, который разделен специальной линией на две части. Даже не стоит, наверно, говорить, что ходить по велодорожке, и тем более заезжать на неё на машине совершенно не принято. Велосипедист здесь — полноправный и уважаемый участник дорожного движения. Велосипедов огромное количество, на велосипеде можно увидеть и мужчину в деловом костюме, и женщину в мини-юбке, и маму с ребенком в специальном велоприцепе.
И, наконец, третье отличие — это сама культура вождения в целом. Весь поток машин едет точно по своим полосам, никто не перескакивает из ряда в ряд, да и нужды в этом нет — все полосы едут одинаково, в соответствии с разрешенной скоростью. Нигде не устраивают заторов, когда вместо 3-х полос получается 4 или даже 5, никто не сигналит, не пытается протиснуться вперед, проскочить на красный, все едут ровно и спокойно. Что удивительно — в результате средняя скорость получается даже выше, утром в «час пик» весь поток идет медленно, но практически без остановок, с вполне приличной средней скоростью. И как бонус — при таком вождении практически не бывает аварий, за все время я не видел ни одного ДТП и наблюдал лишь одну проехавшую машину с вмятиной на боку. Как говорил водитель нашего автобуса, в Европе дороги уже питерских, но ездить по ним легче. Нашим водителям есть о чем задуматься…
Четвертое отличие — сами машины. Преобладают небольшие автомобили. Крупные джипы есть, но весьма в малом количестве. Кстати, за все время я не видел ни одного Хаммера (в Петербурге их можно встретить по несколько штук за день). Наверное, в Европе автомобиль настолько не является экзотикой, что никому не приходит в голову «понтоваться» тем, у кого авто больше и круче, в отличие от наших жителей, которые лишь недавно «дорвались» до более-менее доступных автокредитов…
Инфраструктура
Пятое отличие, косвенно также относящееся к транспорту, — все дороги имеют съезды для инвалидов и детских колясок. Кстати, не только дороги. Во всех музеях, где доводилось бывать, имеется по три туалета — мужской, женский и специально оборудованный для инвалидов. Есть и лифты, с помощью которых инвалид или женщина с коляской могут подняться на нужный этаж, не прибегая к посторонней помощи.
Помимо инвалидов, на улице иногда доводилось видеть пожилых людей в специальных креслах-электромобилях, позволяющих им передвигаться по городу со скоростью пешехода — действительно полезное изобретение, позволяющее значительно облегчить жизнь тем, кто по состоянию здоровья уже не может передвигаться самостоятельно. Наверное, сравнивать с бытом и условиями для инвалидов в нашей стране можно даже и не пытаться.
Впрочем, и у нас уже что-то пытаются делать. Например на Ладожском вокзале сделали съезд для инвалидов. Длиной метров 50−100 и с перепадом высот в 2−3 этажа, а в конце — крутой разворот на 180 градусов. До какой скорости разгонится инвалид на таком спуске, любители физики могут подсчитать самостоятельно. Впрочем, это лучше, чем ничего…
Оставшиеся 5 отличий будут рассмотрены в следующей части статьи.
да, я тоже очень люблю Стокгольм ))
0 Ответить