Впечатления начинаются в железнодорожной кассе, когда понимаешь что вагонов СВ в поезде «Москва-Варна» нет. Да и поезд — вообще не поезд, а набор вагонов, которые периодически прицепляют к разным поездам. Но по крайней мере, родное русское купе, а не евростандарт типа теплушки с тремя полками. Туалет тоже оказался старого русского железнодорожного образца.
Уходит поезд на Болгарию в половине первого ночи, потому удовольствия увидеть из окна Россию не бывает. В половине пятого утра уже будят в Брянске для прохождения официальной процедуры выезда за рубеж. В нашем случае все прошло очень быстро. Пограничники поставили штампы в паспорта об убытии за рубеж, вяло поинтересовались насчет целей поездки и наличия наркотиков и удалились. Быстро проехали знаменитые брянские леса, которые выглядели довольно облезло. Все вспомнили Чернобыль, и вскоре за окном замелькала Украина.
Украина оставила какое-то грустное впечатление заброшенными предприятиями и неухоженными огородами. Хотя местами виды украинских деревенек были весьма живописны.
Большинство пассажиров спали, ибо смотреть в окнах поезда было совсем не на что. Проспали даже приезд в Киев. Вероятно, в ясную погоду вид на Лавру и статую Владимира прекрасен. Но спросонок, да в тучах, фото вышли так себе…
Вокзал в Виннице напомнил известный фильм «Карнавал». Только не хватало на перроне завитой как пудель Воробьевой и надписи «Оханск».
Все время движения по Украине поезд почему-то жутко грохотал. Как-будто кто-то кувалдой лупил по дну вагона снизу. И колеса скрежетали так, как будто их не смазывали с советских времен. Спать ночью было практически невозможно, потому разглядывали мелькающие в темноте за окном хутора абсолютно «близдиканьковского» вида и какие-то развалины.
Видимо, чтобы компенсировать столь скучное впечатление о стране, на следующий день с утра пораньше Украина устроила на выезде в Вадул-Сирете развлекалово в виде подъема вагонов на домкратах и смену колес.
Таможенники, пользуясь более чем двухчасовой стоянкой, тоже предложили свой вариант развлечений в виде заполнения деклараций для некоторых пассажиров. В подвешенном на домкратах состоянии пришлось пересчитывать мобильные телефоны, золотые украшения, ноутбуки, деньги. Как особо ценный груз были учтены книги по живописи и фотодизайну, подаренные мне подругой Светланой Косыревой.
Разбуженные таким образом пассажиры уставились во все окна в ожидании пограничных столбиков. Большинство ехавших в поезде в Румынии не были и посещать страну в обозримом будущем не планировали, а потому хотелось получить некоторую порцию впечатлений хотя бы транзитом. Проводница отреагировала по меньшей мере странно — прошла вдоль всего вагона и под предлогом того, что в Румынии будет очень жарко, тщательно задраила все окна и посоветовала сделать то же самое в купе. Из коридора все обиженно ушли, в купе никто ничего, естественно, закрывать не стал. Постепенно все окна в коридоре снова пооткрывали, но никаких замечаний по этому поводу более не поступало.
Первое впечатление о Румынии было жаркое. Жарко стало как-то сразу после пересечения границы. Проводница порадовала всех, сказав, что в других вагонах кондиционеры уже сломались. Несказанно обрадовало также то, что вагон на новых колесах ехал почти бесшумно.
Очень приветливые румынские пограничники хорошо говорили по-русски и сказали, что накануне было 37, а сегодня вполне терпимо. Паспортный контроль прошел очень быстро, таможенники символически пробежали по вагонам, пожелав всем приятного путешествия.
Путешествие по Румынии действительно оказалось приятным. Ехали довольно быстро, а жаль. Виды были потрясающие.
Предгорья Карпат, полевые маки, коврами покрывающие необыкновенно ухоженные бескрайние поля, в которых работали крестьяне в традиционных румынских шапках. Удивительно, эти люди постоянно махали вслед проезжающему поезду. То ли поезда редко ходят, то ли это единственное местное развлечение…
Возы сена на телегах, стада баранов (как же без них хоть где-нибудь!), женщина в традиционной цыганской одежде на пороге аккуратного домика, огромное количество… танков (!) советского вида в одной из деревень.
Города Румынии показались какие-то очень серыми и обшарпанными, даже Бухарест.
Румынская глубинка выглядела гораздо симпатичней, особенно окрашенные в яркие цвета домики. В Бухаресте запомнились местные бело-голубые двухэтажные электрички.
Необычного вида храмы в Румынии. Христианские, но по внешнему виду из окна поезда совершенно непонятно, католические или православные. Надо будет все-таки пересмотреть планы и побывать в Румынии. Общее впечатление из окна поезда осталось очень приятное.
Покинули Румынию поздно вечером, и все снова уставились в окна, ибо предстояло пересечь Дунай. Зрелище сияющего огнями порта на болгарской стороне, надо сказать, великолепное, но, увы, непередаваемое любительской камерой…
В пограничном пункте Болгарии контроль шел на высшем техническом уровне. Паспорта никуда не уносили, офицер по рации сообщал кому-то номера паспортов, имена и год рождения. По фамилиям Болгария нас почему-то не идентифицировала. Таможенники так и не появились, и засыпающих пассажиров никто не тревожил.
Самые любопытные в Русе вышли на улицу, чтобы почувствовать под ногами землю Болгарии. (Надо сказать, что после 2 суток поездки всех изрядно покачивало.) На улице на пассажиров тут же тучами набросились негостеприимные болгарские комары и загнали обратно в вагоны.
Утром за окном был потрясающий рассвет в туманной дымке и мелькали традиционные болгарские домики с черепичными крышами. Через час уже приехали в Варну, так толком и не проснувшись.
Вообще, путешествие прошло быстро. Но лучше все-таки летать самолетами!
Лучше и впрямь на самолёте! Хотя и здесь хватает своих закавык - летал в Болгарию в прошлом году, добирали пассажиров в Воронеже. Полностью выгрузили весь багаж, обшмонали до трусов, продержали несколько часов.
Варна запомнилась красными крышами (их видно с самолёта). И гигантской помойкой в центре города. На вопрос, что это, гид ответила лаконично: "Цыганы". Они там живут, в каких-то картонных коробках и невероятных домиках из овощных ящиков.
0 Ответить
Вот добавлю ещё такой комментарий, а то болгары могут обидеться на меня за неблагодарность Болгария - прекрасная страна. Я объездил всё побережье - больше всего порадовали кемпинг "Веселие" и Албена. Слынчев Бряг, на мой вкус, слишком застроили отелями. А вот этот "картонный городок" в Варне и впрямь удивил. Хотя это и гуманно - людей не изгоняют из социума.
0 Ответить
Конечно, в поезде лучше ехать, чем на автобусе, спишь спокойно, безопаснее, можно по вагону походить чуток..
0 Ответить
Виктория, спасибо за очерк путешественника!!! 50 часов на поезде - это подвиг! Если не секрет - сколько сейчас стоит билет (в рублях)?? Румынскую визу надеюсь не надо оформлять?.. Есть мысль доехать до Бургаса (100км от Варны)
0 Ответить
Дмитрий Юлин, 55 часов.
Билет стоил 4303 рубля (приобретался за месяц до поездки). Румынскую визу не надо оформлять следующим транзитом при условии пребывания на территории страны менее 5 суток. Говорят, что путь до Бургаса проходит по горным тоннелям, и там очень красивые виды. Вот Вы нам потом и опишете свое путешествие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория, 4300 !!??? так дешево!!!?? это в 2010-м году? Купейный вагон?... Опишу, если геройски решусь на дорогу поездом В инете (критерий - меньшая цена) рекомендуют такой альтернативный путь до Болгарского побережья - самолетом-чартером до Стамбула (200-280евро) и автобусом 6-7 часов до Бургаса (Болгария)...
0 Ответить
Дмитрий Юлин, да купе, нижняя полка, июнь 2010.
Можно слетать в Болгарию и обратно за 9500руб. зимой или если покупать билеты за полгода вперед на лето.
В Инернете в последнее время лучше читать блоги, если нужна информация по товарам или поездкам. Альтернативно по советам туркомпаний можно в Бургас и из Индии добраться на круизном лайнере через Суэцкий канал и Мраморное море. Это мысль...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория Камиллери,
Мне приходится уже почти 20 лет ездить из России в Украину и наоборот, то есть туда сюда, потому что родственники и там и тут. Тоже кстати незабываемое зрелище. Всегда разное, хотя бывают и повторения. Особенно ярким всегда бывает переход - переезд границ. Хотя справедливости ради надо сказать, что прогресс наблюдается в сервисе, в таможенном осмотре. Теперь даже можно не брать с собой туалетную бумагу- она практически всегда бывает и таможенники стали цивилизованнее. Меньше стало на больших остановках продавцов еды, так как появилось много стационарных точек.
Большое впечатление на меня произвел вокзал в Ростове- на Дону. Там очень много всевозможных современных автоматов по продаже различных продуктов, напитков и другого. Но заметно, что основная масса людей пользоваться ими не умеет. Просто можно еще многого рассказать даже о путешествии в ближайшее зарубежье, а что касается заброшенных предприятий и огородов, то этого добра по обе стороны границ навалом. Достаточно проехаться в окрестностях Саратова на электричке или поезде. Так что впечатлений можно найти везде- было бы желание. А если есть деньги и нет времени, то конечно лучше самолетом- если вы его переносите.
0 Ответить
Валерия Малеванная, насчет других направлений не в курсе, а билеты на поезд Москва-Варна стоят столько же, сколько минимальный тариф на самолет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория Камиллери, на самолёте Саратов-Варна в прошлом году летал за 13 тыс рублей в обе стороны Сколько же стоит поезд, если не секрет?
0 Ответить
Александр Сорокин, билет стоил 4303 рубля в один конец (приобретался за месяц до поездки).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я тоже хочу проехаться по данному маршруту - жутко боюсь самолетов, а в Болгарию очень хочется, чтоб совместить культурный и пляжный отдых
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория, зато какие впечатления от поездки!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я сразу заскучала по родным поездам и купейным вагонам. С удовольствием бы проехалась по описанному маршруту...
0 Ответить
Тина Хеллвиг, вскоре после моей поездки в результате сильных ливней размыло пути в Румынии. Пассажиров пересаживали в автобусы и перевозили до целого участка пути на другой поезд. Представьте удовольствие. В основном в поезде ехали пожилые люди, которые боятся летать; семьи с маленькими детьми; собственники недвижимости в Болгарии с большим багажом. Все-таки в наше время путешествие на поезде - по необходимости по каким-то причинам или однократно для получения описанной порции впечатлений.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория Камиллери,
могу себе представить эту ситуацию с автобусами. Конечно, все время перемещаться на поезде - это довольно муторно. Но разок совершить такую поездку с массой впечатлений я бы не отказалась. Спасибо за идею!
0 Ответить
Самолетом Вы бы всего этого не увидели. Так что не надо жалеть времени. Ездите, хотя бы иногда, поездами. В родных русских купе...
Оценка статьи: 5
0 Ответить