Светлана  Смирнова Профессионал

Совместимы ли широта души и экономия?

У каждой хорошей черты есть своя тень, свой негатив. Русская широта души в быту частенько оборачивается культом излишеств, который мы таковым не считаем или вовсе его не замечаем.

А слишком, по нашим понятиям, экономные и расчётливые европейцы, если и не подвергаются нами остракизму, то по меньшей мере всё же вызывают чувство неодобрения и непонимания.

Европейцу не придёт в голову провозгласить лозунг: «Экономика должна быть экономной!» — в первую очередь потому, что у них вся жизнь в целом очень экономна. Несомненно, это одна из составляющих их достатка и успехов.

Лет пятнадцать назад я имела удовольствие заменить советскую газовую плиту на импортный бренд. Не буду называть ни той, ни другой марки сами знаете почему, хотя и очень хочется.

На новой плите чайник закипал буквально через минуту, не успев нагреть градусов на пять кухонное пространство, как бывало раньше. Я недоумевала по этому поводу очень долго, ибо на практике и очень впечатляюще открылась затратная сторона нашей экономики.

Теперь при прежних моих потребностях я стала тратить газа процентов на 10 меньше! А если учесть, что это не только я? Потом, правда, я нашла оправдание промышленной безалаберности. Газовая плита у нас выполняет ещё одну функцию — она обогревает помещение: так сказать, два в одном. Ведь всем известно, какая с отоплением у нас напряжёнка. Ну, хорошо, зиму я оправдала, а лето? Здесь мой патриотизм ничего не мог изобрести в оправдание нашего разгильдяйства.

Я понимаю, двадцать лет назад, когда кубический метр газа стоил несколько копеек, это были мелочи, тем более что газа было немерено, и он был наш, советский. Но сейчас же всё по-другому! И пора бы заткнуть все дыры, откуда утекает не просто газ, а валюта государства и не такие уж заоблачные доходы рядового гражданина.

А вот здесь возникает одна любопытная версия. Экономия, прежде всего, предполагает строгий учёт, что означает перманентный контроль. Но дотошный европейский учёт газа, воды и тепла кое-кому, а особенно тем, кто сидит на этих трубах, держась обеими руками за драгоценный вентиль, невыгоден. Если все начнут считать и экономить, то хозяин трубы не сможет позволить себе такого, мягко говоря, волюнтаризма, какой он практикует сейчас.

А вот в украинской семье балтского школьника Владимира Кулика плита была наша, обыкновенная, что и вывело его совсем на другой уровень мышления. Однажды, помогая маме на кухне, он обратил внимание на то, что становится нестерпимо жарко, особенно когда на плите три или четыре кастрюли. Молодой рационализатор задумался, что же сделать, чтобы газ не сгорал впустую. Выражаясь по-научному, он решил повысить КПД (коэффициент полезного действия) плиты.

И это ему удалось! Из пятой кастрюли он изготовил насадку, а именно — усечённый конус. Эта насадка, прикрывая кастрюлю сверху, сокращает расход газа в процессе готовки на 17% по сравнению с обычным. Если учесть, что бытовыми газовыми плитами пользуются 15 миллионов украинских семей, то ежегодно при помощи этого устройства можно сберегать до 750 миллионов кубометров газа только на Украине.

Напомним, что это почти половина бюджета Одесской области, где живёт юный рационализатор. Весной этого года 14-летний изобретатель презентовал свою идею на всеукраинской выставке «Страна юных мастеров», где с его ноу-хау ознакомился президент Украины Виктор Янукович. А в мае Владимир Кулик занял второе место на национальном этапе научно-технического конкурса для школьников «Интел-Техно-2011».

На тех плитах, что уже находятся в эксплуатации, можно применять насадки юноши из Балты, если кто-то изготовит их серийно. А если смотреть в корень, как советовал Козьма Прутков, то надо перестать штамповать такие затратные плиты. В импортных газовых плитах горелка расположена к нагреваемой поверхности намного ближе: в этом главный секрет.

Трудно представить, но решение только этой закавыки, исправляющей ошибки конструкторов плиты, может принести огромные дивиденды. И мы станем на несколько шагов ближе к энергетической независимости, о которой неотрывно и радужно мечтаем, лёжа на печи, как лентяй Емеля из известной сказки. Если, конечно, это действительно нам надо.

А молодой физик из одесской Балты далеко пойдёт, даже если его идея не будет реализована: у него масса других. Сейчас школьник недоумевает, почему не используется кинетическая энергия движущихся по дороге машин. Огромное количество её без толку уходит в асфальт.

Если создать генератор в виде пластин на дорожном покрытии, то авто будут наезжать на пластины, а они — вырабатывать электричество. Вы думаете, фантазии? Ошибаетесь. Этот принцип, называемый принципом пьезоэлектричества, недавно был уже применён в одном из ночных клубов Голландии. Топот ног в том клубе освещает помещения, где резвятся танцующие.

Вчера я узнала, что продвинутые израильтяне нас таки опередили. Известно, что мысли витают в воздухе. Они за них, то есть за мысли, схватились раньше. В Тель-Авиве уже построена такая дорога, которая освещает сама себя. Правда, пока в качестве эксперимента.

Захотелось — может, в оправдание наше — напомнить вам один факт. Нам, славянам, в отличие от других наций, присущ иной масштаб личности. Сейчас я говорю об ауре. Оказывается, вокруг русского человека аура распространяется чуть ли не на полтора метра, а у восточных народов она в два раза меньше. Согласитесь, этот факт немного проясняет дело.

Очевидно, из-за нашей ауры нам всего и всегда нужно в два раза больше, чтобы проще было. Так нам спокойнее, комфортнее, что ли: есть ещё запас, можно не экономить. Как говорится, не последний грош проедаем.

А если совсем серьёзно, про плиту — это всего лишь один пример. Но так, к сожалению, дело обстоит во всём. Вся наша деятельность в два раза более энергозатратна, то есть в два раза менее энергоэффективна, чем, скажем, в Белоруссии.

Это, конечно, средняя температура по больнице, но она тоже о многом говорит. Нам нужно научиться смотреть на нашу действительность, как тот школьник, — критически и новаторски. Если сможем.

Пришло время, давно пришло. Ох, как бы оно не ушло…

Обновлено 21.07.2011
Статья размещена на сайте 7.07.2011

Комментарии (41):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Насчет ауры российской.. - очень понравилось.

    Оценка статьи: 5

  • Олег Ветер Читатель 21 июля 2011 в 12:19 отредактирован 21 июля 2011 в 12:20

    Светлана Смирнова,
    Пока потребитель САМ не осознает, что за все надо платить и платить немало, пока он на рынке не станет сам искать энерго - (ресурсо-) сберегающие приборы, никакие уговоры, призывы "сохранить богатства для будущих поколений" не подействуют. Стоит вода копейки? буду кран держать открытым; эл.энергия не очень дорога? - не буду сутками контролировать ее потребление; бензин дешевый ? - буду выбирать авто без оглядки на "прожордливость" и т.д.. А вот если прижмет государство..., буду орать на митингах, что при коммунистах было легче. Попробуй на нас съэкономь!

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 21 июля 2011 в 12:40 отредактирован 21 июля 2011 в 12:41

      Олег Ветер, вот с этим согласна! Сама хотела написать, вспомнив как выбирали электрообогреватель - дороже, но экономнее, и стиральную машинку, и холодильник - везде смотришь на уровень энергопотребления, да и рекламируют чаще ЕГО, а не внешний вид. А уж машину! По размерам европейских и американских машин можно судить о разнице цен на топливо на континентах)))

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Павликова,
        Это точно... Вся Европа на малолитражках ездит. И парковать удобно, и по узким улочкам пробираться, и бака бензина хватает на неделю. А в Америке традиционно : дешевый бензин - прожорливые монстры ! И СНГ , походже, туда же. Ибо круто: высоко сижу, далеко гляжу! Cтатус ... елы-палы (покоя не дает)..

        Оценка статьи: 5

        • Олег Ветер, про мерсовский Smart отзывы - http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=204507

          Оценка статьи: 4

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 21 июля 2011 в 19:42 отредактирован 21 июля 2011 в 19:43
            Посмотрел, почитал,

            Юрий Лях, спасибки. Сколько раз я вывешивать инфу, что мерс с года 2 назад объявил о прокте авто на 3-х с водителем по серёдке. Никаких пузырей после нигде не обнаружено. Можете внести ясность. Смартов видел много здесь, но не подозревал, что он мерсовский. Я уже не раз жужжал, что из него, как вариант, получился бы популярнейший тандем с небольшим смещением пассажира вправо, с сохранением антуража управления. Экзотическую компановку авто ищите в статье о великах(если не натыкались)

            Оценка статьи: 5

        • Вот и я о том же !

          Олег Ветер, надо установить норму мощности на (специально пишу) РЫЛО в авто для частных машин, вкл. ВИПов. Надо сделать агит-клип с показом, что вылетает в выхлоп: автопокрышки, всякий пластик и мн.,мн. других ценных вещей.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев,
            Да какой там клип? Покрышки и пласик? Надо как китайцы - на семью по 1 автомобилю! + Налог на роскошь , ну и в качестве бонусов от правительства - всем энергосберегающие лампочки, солнечные батареи на крыши и энергосберегающие технологии в подъезды. Только кому это выгодно будет? Коммунальные сборы сократятся.. Это плохо. Объемы продаж снизятся. Плохо. Лампочки утилизировать надо. Плохо. Солнечные батареи по определению дорогие. Лет 10 будешь окупать. Плохо.

            Оценка статьи: 5

      • Татьяна Павликова, кстати, вот парадокс - ни одна суперведущая фирма в мире не использует термоизолирующие прокладки изнутри кожуха ни в стиральных машинах, ни в хлебопечках, ни в СВЧ-печках, ни в кофейных машинах! Есть у человечества еще резервы экономии, чтоб дотянуться до класса А++!!

        Оценка статьи: 4

      • Татьяна Павликова, Кстати, Татьяна, вы уже 2 года выбираете обогреватель и даже писали, что у соседей такое сверхэкономичное чудо работает. И тогда (2 года назад) обещали поделиться и названием (чтоб в и-нете мы нашли), и личными впечатлениями. Раз такая здесь тема, поделитесь инфой?

        Оценка статьи: 4

        • Юрий Лях, уже купили, год назад. И не у соседей, а у клиентов такой. А у соседей - ВООБЩЕ нет, экономят радикально))) Я пыталась найти принцип его работы, помню, что вам писала - а ничего не написано нигде. Вот экономный и всё, и просто верь и смотри на счётчик и на жировку))0

          Оценка статьи: 5

          • Татьяна Павликова, а чьей фирмы и как называется? Может, фотки есть? Так, реально экономичная или реклама? Мужает любопытство.

            Оценка статьи: 4

            • Юрий Лях, выглядит как обычный электрорадиатор, фирма - местная, не эксклюзив и не громкое имя (выбирали ж подешевше из дорогих))). По поводу экономии - сравнить могу только с кондиционером, им раньше отпаливались. Но разве ж это сравнение? Мощность разная, кондишка дует и раздражает... Ну, меньше, вроде платим... но всё-равно дорого, хочу батарею цо и дешёвый свет

              Оценка статьи: 5

              • Татьяна Павликова, Как масляный электрорадиатор? а фотку пару ракурсов, если не очень хлопотно, можно сюда разместить?
                Товарищ за моей спиной сидит - подсоединил кондишн к контуру отопления - и не дует, и очень экономично - http://yuriylogvin.blogspot.com/

                Оценка статьи: 4

                • Юрий Лях, контура отопления нет как такового. Создавать его при полном отсутствии не выгодно. Фотать не буду, вот, вам на радость, нашла вопрос-ответ с фотками. Смысл - используется жидкость гораздо эффективнее масла. Патентовано Acesol.
                  http://www.elotrolado.net/hilo_me-quiero-poner-calefaccion-electrica-de-bajo-consumo-calor-azul-que-tal-va_895888

                  Оценка статьи: 5

                  • Татьяна Павликова, почитал. Как я понял, у вас двухтарифная система, эта штука работает ночью, чтоб платить по низкому тарифу и как-то аккумулирует тепло на день. У нас системы наоборот - ночью температуру понижают, поскольку зачем же греть, когда все спят. Про "синие" и "зеленые" лучи ничего не понял. Гибкая система управления. Но за подключение 1000E за 180кв.м (если я правильно понял) - слишком многовато, по нашим меркам.
                    Эффективнее масла могут быть только системі с переходом между агрегатными состояниями - типа термобигудей с парафином внутри или на тепловых трубках, но там ничего такого не упоминается.
                    В общем, еще поищу.
                    Но теоретически мой товарищ (ссылку я давал) сделал систему в несколько раз экономичнее для наружной температуры не ниже 0С.

                    Оценка статьи: 4

                    • Юрий Лях, дневной и ночной тарифы и в России платят.
                      Ничего она не аккумулирует на день. Выключишь - оно холодное. А выключают сами, своими руками: потому как - чего топить, если спишь? На самом деле - там же регулируется температура, оно само поддерживает. Уже больше евро киловатт, так что жару на ночь не устраиваем...
                      Я не знаю, что там Acesol запатентовал, может на русском найдёте? Вот именно оно в переводе называется "голубое тепло".
                      Многие исповедуют радикальную экономию - в домах нет никакого отопления, ибо - на то и зима, чтобы одеваться. Вот и одеваются дома

                      Оценка статьи: 5

  • Светлана Смирнова, прежде чем использовать кинетическую энергию автомобилей, нужно элементарно научиться выходя из комнаты выключать свет в ней, выключать газовую горелку если на ней ничего не стоит, варить всё при минимальном кипении воды, закрывать водяной кран зря льющий воду в канализацию (даже горячую), выключать на ночь компьютер и телевизор (хотя у последнего даже есть специальный таймер сна), не ездить в магазин (за 300 м) за буханкой хлеба на автомобиле и т. д. и т. п. Это всё я пишу из опыта, безуспешного, борьбы за экономию со своей дочерью и зятем. Были бы они крутыми миллионерами - было бы понятно. А то так, голь перекатная, у которых иногда нет денег даже на хлеб.

    • Анатолий Григорьев, со светом - во дворах многие ставят датчики движения. При варке - перейти на индукционные печи - если сверху ничего не стоит - не греет. Для воды - в "вумных домах" есть датчики протечки. Я о чем - раз сами не воспитаны (как, например, бросать окурки только в урну), убрать человеческий фактор. Иначе, ведь, не выживем же.

      Оценка статьи: 4

  • Светлана Смирнова, вы буквы в украинском слове перепутали местами она "щирiсть"
    Перепрошую, как говорится, просто в глаза бросилось)

  • Светлана Смирнова, примеры в статье неплохие.
    Но таких "Кулибиных из глубинки" - очень много. Они могут делиться своими изобретениями с друзьми, соседями, родственниками. Возможно, смогут показать на выставках. И даже, приложив определенные усилия, запатентовать/зарегистрировать. НО! Нет никакой гарантии, что эти рац.предложения, изобретения будут воплощены в промышленном масштабе.

    И согласна, что название статьи не соответствует содержанию (Россия - Украина).
    читать дальше →

  • Светлана Смирнова, об этой примочке "выработка энергии от движения" моему мужу преподаватель ещё в институте рассказывал лет 30 эдак назад.Я хочу сказать, что это никакое не ноу-хау, а давно известная вещь, просто наверное, ни у кого руки не доходят это реализовать

    • Светлана Карасева, вечного двигателя не бывает - "выработка энергии от движения" - по сути, это отбор части мощности у автотранспорта. А идея - пожалуйста, навскидку, без всяких нано- и пьезо-, по принципу гидролизного насоса - под полотном проложить гибкие трубки с клапанами, наполненные водой - автомобили при движении колесами будут создавать избыточное давление - дальше понятно.

      Оценка статьи: 4

  • Светлана Смирнова, Я бы назвал "Эссе об экономии". Если юное дарование заглянет в "Наука и жизнь", "Техника молодежи" и др. времен 70-х, он и не такое там найдет. Кстати, был случай, когда один предприимчивый японец на микроизобретениях из "Наука и жизнь" сколотил хорошее состояние и, как честный предприниматель, предложил 10К$ (как помню), но в те времена не нашлось, кому переводить деньги.
    Про конусы - это делают все туристы из стеклоткани, чтоб сэкономить бензин/газ в примусах. Пусть еще обратит внимание на конструкцию самовара - самая высокоКПД-шная кастрюля .
    Про транспорт - откуда там кинетическия энергия - при торможении на транспорте есть эффективные системы рекуперации (ну, должны быть). А так получается - водилы отдают часть, по сути, своего бензина/электричества. В данс-клубах - пожалуйста, а дороги нужно делать такие, чтоб уменьшить непродуктивный расход затрат автотранспорта. На практике - пусть дома ходит в шерстяных носках по линолеуму и собирает статику.
    Про тезис об ауре - даже не знаю, что сказать.

    Оценка статьи: 4

    • Юрий Лях,
      Ха-ха-ха!!!! "...пусть дома ходит в шерстяных носках по линолеуму и собирает статику..." - вот на этом точно можно сделать миллионы. Неча за даром шаркать по квартире! И еще "на открывание двери холодильника" что-нибудь придумать!

      Оценка статьи: 5

      • Олег Ветер, ну если вырабатывать на дверке холодильника, то (комплементарно) - и на нажатии на кнопку сливного бачка .
        Кстати, были наручные часы с браслетами на гальванической паре - подзаряжались от разности температуры между телом и окружающей средой

        Оценка статьи: 4

  • А почему статья называется "Совместимы ли Россия и Экономия?", если речь идет об Украине, Януковиче, Одессе и т.д.?

    Оценка статьи: 5

  • Чуть не поставил пять...

    ...но увидел слово «аура», и один балл слетел автоматически. Неужели нельзя обойтись без чакр, ауры, энергии ци, левитации, гадания на кофейной гуще и прочего мистического бреда сивой кобылы в нормальной и вполне рациональной статье?

    Оценка статьи: 4

  • Я приветствую !

    такие статьи. Есть ли в России передача "Страна юных мастеров"? На что угодно есть деньги и исполнители, только не на такие проекты. Вы помните, каким успехом пользовалась "ЭВМ" Вл.Соловьёва, который ушёл так рано. Она никак не может возродиться, несмотря на принятую программу модернизации. В России и на Украине надо запустить программу "Технологические теплицы" (Инкубаторы для изобретателей) по израильскому образцу. Но минэкономразвития РФ даже не обсуждает такие проекты. Они заняты мрачными прогнозами, как и министр экономики.
    Я как изобретатель пообивал пороги кабинетов начальников, кое-что удалось "пробить", и сейчас у меня есть в заделе "рацухи", на которые я возлагаю надежды.

    Оценка статьи: 5