Сохранив в трудные периоды традиции ментальность, финны не потеряли гордости за свою историю, не ассимилировались с соседями и являют сегодня яркий пример достижений и успехов.
Эпизоды северной войны 1700−1721 годов в Финляндии до сих пор называют «Великой враждой», обозначившей насильственный поворот в истории страны. «Эпоха великодержавия», несмотря на мобилизацию солдат и длительную войну, все же не превратила бОльшую часть Финляндии в арену боевых действий на протяжении XVII столетия, и это можно считать своеобразным рекордом для тогдашней Европы.
Венцом почти восьмилетнего периода присутствия русского военного контингента (финны называют этот период оккупацией) явилось присоединение большой части Карелии и Выборга к России в 1721 году. После войны 1741−1743 годов («малый раздор») еще одна область Финляндии отошла к России.
С тех пор страна Suomi была де факто поделена на русскую и шведскую Финляндию. Причем в «русской Финляндии» довольно заметное влияние (церковь, законодательство, традиции) оказывал шведский элемент. В культуре, образовании и экономике превалировал немецкий стиль.
В результате войны в Европе 1808−1809 годов распалась многовековая политическая общность Финляндии и Швеции. По условиям мира 1809 года в Фридриксхайме, Финляндия стала автономным Великим княжеством под русской короной.
Спустя совсем короткое время, в 1812 году, в Великом княжестве объединились и другие части Финляндии, отошедшие к России раньше. Однако когда финны получили автономию, несмотря на присоединение к России, русский язык не занял доминирующего положения в Финляндии. В административной и образовательной сферах в то время главенствовал шведский язык.
В Финляндии две официальные церкви: лютеранская и православная. Двуязычие (финского и шведского языков) лютеранской церкви базируется на давней традиции. Со времен реформации проповеди велись на языках местного населения — финском и шведском. Лютеранская церковь состоит из девяти епархий, одна из которых — Борго — шведская, учреждена в 1923 году.
Падение русской императорской власти в 1917 году дало Финляндии возможность освободиться от российского господства. Независимость была обретена вследствие трагической гражданской войны, где линия раздела прошла соответственно между социалистической и буржуазной убежденностью, а обе языковые группы были также политически разделены этой пограничной линией. Гражданская война завершилась победой белых, буржуазных сил.
Период 1917—1923 годов был очень важен для формирования сегодняшнего финляндского общества. Собственная система образования и собственная епархия стали краеугольными принципами культурной автономии. Одной из особенностей этого периода развития Финляндии стала гарантия шведскоязычного войскового подразделения в армии Финляндии (Нюланская пехотная бригада в Экенесе — единственная в своем роде, где обучение солдат осуществляется на шведском языке).
Кроме того, Аландские острова получили гарантированное международным сообществом решение относительно своего статуса. Незыблемыми столпами на островах стали самоуправление и шведское моноязычие. К слову, Аландские острова — демилитаризованная зона, где население вообще освобождено от несения воинской повинности.
С 1921 года Провинция Аланды стала самоуправляемой в составе Финляндии, что дало аландцам закрпеленное в Конституции право учреждать свои законы и обеспечивать самоуправление во многих сферах жизни. Наиболее важные — это образование и культура, здравоохранение и социальная защита, коммунальное обслуживание и средства связи (СМИ, почта, радио и телевидение), а также вопросы экономического развития.
Страницы истории Финляндии, как и любой страны, особенно если речь идет о небольших народах, изобилуют трагедиями и страданиями. Тем не менее, ни одно из разделений — насильственных или добровольных — не сломило финский народ, лишь обогатив его опытом реформ и компромиссов.
Сегодня Финляндия — вполне процветающее независимое государство, которое по многим сферам (особенно по уровню жизни) опережает Россию.
Вот такая интересная страна граничит с нами с севера-запада.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...