Нет, местные, наверное, в курсах. А я? Да откуда! Вот и ломанул — прямо. И пока понял, что не то что-то, два десятка километров отмахать успел. Пришлось разворачиваться и обратно пилить. Ну, а раз уж полчаса, как минимум, потерял, почему бы не остановиться на небольшой перекур? Прямо вот у этой красоты, что в селе Жерино, Ливенского района, Орловской области. Почти у самой дороги.
Ну, а пока я курил, приятель — делать-то ему нечего, некурящий он — взял и отфотографировал эту придорожную церковь. Вернее, всё то, что от неё на момент нашего перекура ещё оставалось.
Доминирующий в композиции двухъярусный массивный четверик храмовой части когда-то был украшен ложной рельефной колоннадой, полукруглые выступающие вертикали которой сохранились и до сих пор. Длинный, в пять окон, притвор, примыкающий к нему с запада, и алтарная часть церкви равновелики по своей высоте, но почти в два раза ниже архитектурной доминанты здания. При этом притвор — немного шире храмовой части, а алтарь, наоборот — уже. Может, за счет этого возникает такое ощущение, что церковь — это какой-то сказочный сухопутный корабль, устремленный своим носом на восток, а его капитанским мостиком является водруженный на четверике массивный круглый барабан — основание для единственной главы, возносившей когда-то над селом далеко видимый за его пределами крест.
А глава, при таком «корабельном» раскладе, и должна быть единственной. Ведь капитан на судне — один. Но любая его команда для команды-прихода — обязательна к исполнению.
Не менее внушителен храм и внутри. Мощная двухрядная колоннада делит помещение притвора на три нефа, равных между собою как по ширине, так и высоте. Что, вообще-то, является, пусть и небольшим, но отступлением от устоявшихся традиций. В соответствии с архитектурной классикой, центральный неф должен быть выше и шире боковых.
Вот такая оригинальная и величественная красота среди бескрайних полей где-то на самых окраинах Орловской области. Невозможно, наверное, не запомнить такую. Вот я и запомнил. И заинтересовался. Ну, а как дорога подошла к своему логическому завершению, стал интересоваться — что же это за церковь такая? Кто её построил? Когда?
Но… Увы! Единственное, что смог найти за те месяцы, что прошли с момента нежданной встречи, — это пара строчек в книге
«Жерино, село (Дмитриевское) — церковь Смоленской Божьей Матери, 1792 г., середина XIX в., 1930 г. передана под зерносклад».
Ну, то, что «передана под зерносклад» — это и на фотографии видно. «Дмитриевское» — тоже понятно. Прежнее название села. А вот две разные даты — 1792 г., середина XIX в. — что они означают? 1762 год — дата постройки храма? А середина XIX в. — время реконструкции и поновления уже обветшавшей за прошедшее столетие церкви? Кто знает? У меня пока нет ответов на эти вопросы. Но, надеюсь, что со временем они обязательно появятся.
Вот только не опоздать бы. Чувствую, что может так получиться, что все эти вопросы потеряют какой-либо практический смысл и перейдут в разряд чистой теории. Потому что та пара строчек, о которой говорил выше, не единственное, что я нашел о жеринской церкви.
12 октября прошлого года ливенская газета «Уездный город» опубликовала небольшую статью (автор Людмила Владимирова). Вот что в ней, в частности, говорится:
«В Ливенском районе нашлось несколько памятников, которые при ближайшем рассмотрении оказались ничьими. Речь идет о старинных церквях, оставшихся без присмотра. В частности, об одной из старейших церквей района — храме Смоленской Божией Матери в селе Жерино. Теоретически все церкви должны быть переданы под юрисдикцию Орловско-Ливенской епархии Московского патриархата. А практически у нее нет сил и средств, чтобы восстановить все сразу. И памятник, в котором когда-то был склад, брошен без присмотра. Нынешним летом у жеринской церкви обрушилась стена. Видно, недолго осталось ей стоять неподалеку от дороги».
Всё верно. Рухнула стена. И очень похоже на то, что если всё останется так, как оно есть, — недолго… Очень недолго стоять ещё церкви.
А автор так, достаточно мягко, в сторону областных церковных иерархов. Ну, нет у них ни сил, ни средств. На Соловецкий или Валаамский монастырь, так, пожалуйста, силы имеются. На жеринскую же сельскую церквушку, несмотря на то, что масштаб здесь совершенно иной, значительно меньший, нет их!
Может, потому и нет, что масштаб не тот? На тех же Соловках или Валааме и серьезные доходные поступления от туризма, и щедрые пожертвования богатеньких акционеров. А в Жерино… Туристы, ау, вы где? Акционеры… Ау! Не видно, не слышно ни тех, ни других. Поэтому, скорее всего, и сил нет. Как это ни горько, но в наши дни церковь — это в первую очередь бизнес, а вера — уж как получится. Когда в десятую, а когда и в двунадесятую очередь.
И как тогда с когда-то действовавшим на территории Российской империи правилом — «всякая жертва, принесенная в дар Церкви, составляет ее собственность»? Благополучно забыли о нём? Нет, не действует это правило нынче? А я-то полагал, что церковные правила, как и сама вера, вечны. Наивный…
Получается, так и останется жеринская церковь бесхозной? Никому не нужной. Ни церкви, ни государству, ни людям, что живут рядом с нею. Нам с вами то есть. И остается только ждать, когда придет время и вслед за первой стеной рухнет вторая?
Вполне возможно. Потому что для того, чтобы получил право на жизнь иной сценарий, а у церкви появилась надежда на возрождение, надо, чтобы в первую очередь поменялись мы сами. А то едешь по Жерину… Всего несколько минут! Но и их достаточно, чтобы увидеть, как стоящий прямо у обочины жеринский магазин хвастается новёхоньким сайдингом. А через сотню-другую метров — церковь. У которой хозяина нет. И стена рухнула…
Ну насчет отобрать - тут у нас в стране механизм развит как нигде... Увы. И едва ли будет по-другому.
0 Ответить
Увы...
0 Ответить
Мы как раз по пути в Заборье жестоко застряли на лесной дороге. Так что дороги там считай и нет, просека в лесу с песчаной почвой, очень рыхлой. Проедет только полноприводная машина. Да и речку там пересекать надо, хоть и небольшая, но все же... Ну и все же разница есть - вывезти (хотя что там и вывозить-то?) какую-то найденную мелочь, или доставить стройматериалы... Река - она действительно практически рядом.
Ну а самое главное - просто нет того энтузиаста-подвижника, который бы жизнь положил на это дело.
0 Ответить
просто нет того энтузиаста-подвижника
Да, и на мой взгляд, это - основная причина отсутствия какого-либо движения в деле восстановления храма.
А отсутствует такой энтузиаст, скорее всего, потому, что не определен порядок оформления права собственности на вот такие, по сути, бесхозные объекты.
Да, памятник общефедерального значения. Но, по старой памяти, всё, что государственное, значит, - ничьё. Церкви, как обычно, головной боли не надо. А частник будет вкладывать деньги только тогда, когда он будет на сто процентов уверен, что во-первых - это его, а не чужого дяди, а во-вторых, когда он всё сделает и приведет храм в порядок, никто у него не отберет то, во что он вложился.
У нас, как мне кажется, пока нет правового механизма, подталкивающего тех, у кого есть деньги, вкладывать их в возрождение церквей. Помимо тщеславия, иного стимула на горизонте не видно. А тщеславие идет по экономически более эффективному и менее затратному пути - вкладывается в новодел.
0 Ответить
Ну я не уверена, что с такими правилами у кого-то будет рьяное желание увековечиться в табличке на новом храме
Хотя, конечно, подход интересный.
А насчет Покрова-на-Лузе - тут я практически на 100% уверена, что восстановления не будет. С каждым годом он зарастает все больше лесом, и разрушение вскоре станет необратимым. Время неумолимо. Даже если б нашлись подвижкини-энтузиасты и какое-никакое финансирование, чтобы процесс хотя бы приостановить, то начинать-то придется с дороги. Ее ж нет вообще. А только на дорогу нужны немалые деньги.
С этой точки зрения повезло Спасской церкви в селе Вяз, тоже в Кировской области. Там силами местных энтузиастов медленно, но основательно ведется восстановление храма, тоже стиля Вятское барокко, очень красивый.
0 Ответить
Да, красивая церковь.
Что касается тщеславия, то это такой движитель, который не остановить и 100-процентным налогом. Просто уверен в этом. Да, может, новое строительство и сократится, но не упадет до нулевой отметки - это, на мой взгляд, точно.
Дорога, конечно, важное обстоятельство. Но, пусть и плохонькая, до Малого и Большого Заборья она есть. Остаются последние три километра. Помимо этого, надо учитывать, что на севере испокон веку самыми хорошими дорогами считались реки. А Лала подходит к самому храму.
Да и сами посмотрите - для металло и кладоискателей добраться до храма не составляет особых проблем.
Из четырех металлических связей, поддерживающих свод храма - три уже выпилены. В Сети ещё есть фотографии расстрелянного из дробовика флюгера в виде ангела на шпиле колокольни. Этим летом, как мне написали из Лальска, его уже на шпиле не было. Плюс, наверное, обратили внимание - подходы к храму изрыты. И раскопы - довольно свежие. Это местные "энтузиасты" ищут подземный храмовый ход.
Т. е. если есть желание, добраться к храму с инструментом и вывезти оттуда "добытое" можно. Так что если было бы желание восстановить - это можно было делать. Но похоже, такого желания пока нет ни у кого...
0 Ответить
Техника называется "гризайль". Эх, знать бы еще, что с этой уникальностью делать
0 Ответить
Не знаю. Не знаю, Аксинья, что делать. Памятник вообще-то федерального значения. И проблема - не районного масштаба. Для чего мы все на выборы ходим? Наверное, в надежде на то, что когда-то власть не только руководящие указания давать будет, но и думать начнет.
Я бы, например, для начала, ввел бы стопроцентный налог на культовый новострой. Хочешь, чтобы твоё имя висело на табличке у входа в храм - заплати 100% от заявленной стоимости нового строительства. И строй. А как построишь - посмотрим, соответствует ли фактическая стоимость строительства ранее заявленной. Превышена? С суммы превышения - доплати налог и плюсом - штраф в размере стоимости превышения.
И все деньги, поступившие от этого налога - целевые. Их можно можно израсходовать только(!) на восстановление церквей. 50% на территории района, где возводился новострой, 20 - остается области и 30 идет на общероссийские нужды. Например, на восстановление таких храмов, как церковь Покрова-на-Лузе.
0 Ответить
Ничего удивительного, Аксинья. Когда в одной железной коробочке почти полтора года вместе - чего только не расскажешь друг другу. Мне рассказали, я и запомнил. Вот только название этого способа росписи забыл. Не напомните, Аксиня?
И за фото в ветке обсуждения - большое и искреннее спасибо.
Кстати, Вашим снимкам внутренней храмовой росписи этой церкви, на мой взгляд, аналогов в Сети нет.
И ещё одно "кстати". На фреске, очень похоже, что изображен Георгий Победоносец, убивающий Змия
0 Ответить
Есть и еще снимки, но плохо видно в таком размере. Желающие могут увидеть у нас на hraam.ru/photo/russia/lalsk
0 Ответить
Удивительно, что вы это знаете, Константин. Роспись - вот она:
1 Ответить
Да, Аксинья, я немного знаю этот храм. Церковь Покрова на реке Лузе (Храм Покрова-на-Лузе).
Хотя никогда не бывал в тех местах. Просто мой армейский друг родом из Лальска. Он много рассказывал о своих родных местах.
Кстати, Храм интересен не только своей архитектурой в которой есть много оригинальных решений и элементов, нигде(!) кроме храма Покрова-на-Лузе, не встречающихся... Например, вот на фото видно, - большой и высокий(!) восьмерик храмового завершения (на снимке он - ближе к нам). Посмотрите - он ВЫШЕ колокольни! Это не обман зрения. Оно действительно так. В этой церкви храм... ВЫШЕ колокольни.
Храм очень интересен своими росписями. Забыл, как называется эта методика, но очень редко встречающаяся, когда на предварительно нанесенный слой белой штукатурки наносится следующий слой темной краски, а как она подсохнет, то по ней специальным инструментом до штукатурки процарапывается рисунок. Он получается как бы монохромным - белое на черном. Очень редко встречающийся способ храмовой росписи. И вот он тоже гибнет...
Аксинья, если возиожно, не подвесите в ветке комментов и любой из Ваших снимков внутренней росписи Храма Покрова-на-Лузе, чтобы те из читателей, у которых хватит терпения прочитать не только статью но и комменты, видел, о чем идет речь?..
Кстати, мой армейский друг считал, что храм Покрова-на-Лузе не случайно поставлен именно в этом месте. Он рассказывал, что если идти на моторке по Лале, то любая церковь видна с берега. И если остановиться и подняться на колокольню любого храма, что стоит у берега Лалы, то с площадки звона хорошо видна следующая колокольня ниже по течению реки. Поэтому мой друг считал, что церкви строились с таким расчетом, чтобы все вместе они составляли единую систему связи и оповещения между населенными пунктами, расположенными вдоль реки и неподалеку от неё. Ну, и плюс дополнительная роль - выполнение функции фарватерных знаков. Думаю, что и в первой, и второй версиях есть свои рациональные зерна.
0 Ответить
Не одна, конечно. Многие так и останутся в прошлом времени, понемногу зарастут, разрушатся, исчезнут.
Мы как-то забрались с мужем в Лальский район Кировской области - там невероятный храмовый ансамбль в Лальске, в стиле Вятское барокко. А в десятке-полутора километров от райцентра, в глухом лесу был еще один храм, до которого муж очень хотел добраться.
На машине было не проехать - в первую поездку застряли в жуткой колее, ночь провели в комарином лесу, чуть не слопали нас заживо. Утром с помощью лома, который муж раздобыл на местной стройке, и какой-то матери, все ж откопались. Так туда и не попали.
Во второй раз взяли с собой байдарку (мы старые туристы) и от Лальска сплавились до того храма по реке. Ничего похожего нигде нет. Остатки очень своеобразных фресок, великолепная архитектура - и совершенно заброшенное место, никак туда не доберешься, разве что как мы.
Там мог бы быть классный скит для монахов, желающих уединиться в молитвах. Но уж слишком все разрушено, а за отсутствием дороги, ну и конечно, весьма высокой уже степени разрушения, этот прекрасный храм уйдет в небытие за десяток-другой лет.
1 Ответить
Да я и сам не люблю обобщения. Каждый из нас хочет быть личностью и, естественно, сопротивляется, когда его начинают тачать на общую колодку.
Но, к сожалению, сдается мне, что последнее время нас усиленно "тачают" и именно на общую колодку.
Вот и появляются такие, очень неприятные тенденции. От которых, увы... Отворачивайся, не отворачивайся - всё равно глаза режут.
За ссылку спасибо.
"...всю историю Руси-России можно было бы извлечь из атмосферы её храмов"
Мне кажется, именно об этом я и хотел в этой статье. Всю историю можно извлечь. А она, оказывается, никому - не нужна. Жеринская церковь, сами ведь понимаете, - не одна.
0 Ответить
>"Нам", Аксинья, это - тому обществу, у которого >сегодняшнее "я" стоит впереди вчерашнего и позавчерашнего >"мы".
Ох и не люблю я обобщения...
Хотя с тем, что такая тенденция имеет место быть, безусловно, согласна.
Загляните к нам на наш семейный проект hraam.ru - там много материала поднятую вами тему.
0 Ответить
Но где она построена? Посмотрим на эту же самую площадь под другим углом. Видите? На первом плане, построенный в 1903 году и оставававшийся действующим почти всё советское время (закрывался с конца 30-х до 1945 года) - кафедральный собор Александра Невского. И рядом с ним, чуть в стороне - церковь св. Ольги. К чему рядом с кафедральным ещё одну, совершенно не соответствующую ему по стилю и явно разрушающую архитектурное единство площади? Или кто-то решил превратить её в музей под открытым небом?
А деньги потрачены. К чему? Только для того, чтобы появилась возможность повесить табличку у входа в Храм?
0 Ответить
"Нам", Аксинья, это - тому обществу, у которого сегодняшнее "я" стоит впереди вчерашнего и позавчерашнего "мы".
А деньги... Ну, на церковные лично я не расчитываю. Навряд ли... От халявы, когда к ней привыкаешь, отвыкать очень тяжело.
Государство, (а вернее, власть самых разных уровней) активно вторгается в этот процесс. Как административным ресурсом, так и деньгами, которые чаще всего на поддержку Церкви идут не прямо из бюджета, а через государственные структуры или структуры, подконтрольные государству. И деньги немалые, как это можно увидеть на примере того же Валаама.
Деньги, если оглянуться вокруг есть. И, между прочим, очень приличные.
Но вот до восстановления церквей они, увы, не доходят. Лучше и дешевле построить новое. Но нужно ли оно?
Вот, конкретный пример. Не будем уходить далеко от того, на что уже ссылались. "Усердием" построена церковь святой благоверной княгини Ольги и святой княжны Анастасии. По-своему - очень красивая. Интересная стилизация под древнерусское деревянное зодчество. Вот, посмотрите -
1 Ответить
А кто и как будет восстанавливать? На какие средства? Государственные? Церковные? Всем миром собранные? Тут у каждого такого объекта своя судьба, как повезет. Найдется подвижник, начнет действовать - может что-то и получится, хотя не факт.
Вот вы говорите -
"И к чему тогда лишние расходы? Нафиг нам сдалась наша история?.."
"Нам" - это кому конкретно? Кто именно и что должен сделать по вашему мнению, чтобы ситуация изменилась, и нужно ли ее менять?
0 Ответить
Да, Аксинья, Вы правы. Много таких церквей. Ой, как много... И судьбы у них непростые. И даже в полуразрушенном состоянии они удивительно красивы. И... Как, оказывается, никому не нужные! Даже Церкви. Спрашивается, зачем тогда строить новые храмы, если старые святыни никому не нужны!
Чтобы увековечить своё дорогое и любимое имя в истории?! Типа - "Храм ...сооружен усердием Угарова Андрея Алексеевича - управляющего директора ОАО "Оскольский электро-металлургический комбинат"?
Так увековечь. Восстанови. Нет! Тогда, вообще-то, первым надо бы написать имя того, кто построил, а не того, кто восстановил. Да и бизнес, опять же. Восстановить зачастую значительно дороже, чем построить. И к чему тогда лишние расходы? Нафиг нам сдалась наша история?..
P.S. Если кто-то думает, что изображенное на снимке - явление редкое, то он очень сильно заблуждается.
0 Ответить
Таких церквей по стране - не пересчитать. Некоторые удивляют гармонией и красотой даже в полуразрушенном состоянии, многие уже, увы, не восстановить. Судьба у каждой из них непростая - большинство перебывало не только зерноскладами, но и разными там машинно-тракторными станциями, а еще туберкулезными диспансерами, а то и психушками.
Муж у меня уже около 10 лет занимается фотографированием храмовой архитектуры, ездит много, иногда и я с ним. Так каких только не видели за это время храмов да церквушек... А сколько из них было разрушено! И среди них совершенно уникальные.
Остается только удивиться прежним временам - с уважением к тому периоду, когда строили и с горечью тому, когда ломали и не берегли...
0 Ответить