Тина Хеллвиг Грандмастер

Бутилированная вода: забота или лохотрон?

Как часто вы покупаете бутилированную воду в магазине? Сотрудники национального фонда защиты потребителей считают, что магазинной водой в бутылках можно отравиться.

Elnur, Shutterstock.com

Они не рекомендовали пить воду популярных марок, а некоторые бутылки с чуть менее известной маркировкой предлагали и вовсе обходить далеко стороной. Ребята проинформировали главного санитарного врача России Г. Онищенко о своих «водных» открытиях. После этого был издан строгий указ об усилении контроля за производством и продажей бутилированной воды.

Что имеем на бумаге?

Теоретически для воды в бутылках имеется нормативная документация, в которой четко прописан состав питьевой воды и дана классификация. Оказывается, в продаже имеется питьевая вода двух категорий: первой и высшей.

Существуют два нормативных документа, в которых изложены требования к качеству и безопасности воды: ГОСТ Р 52109−2003 «Питьевая вода, расфасованная в ёмкости» и СанПиН 2.1.4.1116−2002 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».

Согласно этим документам, питьевая вода должна быть безопасна для потребления человеком по химическим, микробиологическим и другим показателям и иметь высокие органолептические свойства. Люди могут пить эту воду неограниченно, не опасаясь за свое здоровье и жизнь. ГОСТ распространяется на бутилированную воду, которую кроме питья можно использовать также для приготовления пищи, в том числе и для детского питания, приготовления напитков, льда для них и т. д.

На бутылках и других разноразмерных емкостях может быть напечатано: «вода питьевая», «вода артезианская», «вода минерализованная», «вода ключевая», «вода колодезная», «вода газированная».

А что происходит в реальной жизни?

Бутилированная питьевая вода подразделяется на обычную питьевую и минеральную. Питьевая вода в бутылках в 90% случаев — это обычная водопроводная вода, пропущенная через фильтр доочистки, но не всегда.

Вот, например, один очевидец поведал, как делают воду одной из марок: «К задней части цехов подъезжают вонючие цистерны, из них переливают воду в бутылки с помощью каких-то приспособлений (трубок), которые, кстати, после разливки просто валяются в углу цеха на земле».

Когда сотрудники Мытищинского ОВД обнаружили на городской ярмарке склад, где хранилось более 10 тысяч бутылок фальшивой минеральной воды, воду оттуда, естественно, изъяли, а вот «бизнесменам» за фальсификацию ничего не сделали, даже постеснялись открыть уголовное дело. «Водным бизнесом» занимались варяги из другого города. Они же поставляли эту воду в ночные магазины Москвы.

В лучшем случае, бизнесмены пропускают воду из-под крана через установку обратного осмоса, получая таким образом дистиллированную воду. Если они «производят» минеральную воду, то добавляют для вкуса йод, соду и соль, газируют в простеньких сатураторах… и партия минералки готова к продаже. В худшем случае вода прямо из-под крана идет в бутылки, а с минералкой проделывают все тот же фокус.

Как распознать фальшивую бутилированную воду?

По внешнему виду. Если это питьевая вода, то у нее не должно быть запаха, плавающей пленки сверху и осадка на дне.

По дате выпуска. Не поленитесь взглянуть на дату выпуска воды. Вода, да еще летом на складах не залеживается. Если на бутылке стоит прошлогодняя дата, то спокойно поставьте ее на полку и шагайте дальше.

По цене. Если вам захотелось пить, а вокруг нет ничего, кроме ларька, где можно купить водицы, посмотрите на ее стоимость. Если бутылочка минералки или питьевой воды стоит меньше среднерыночной цены, то я вам советую не покупать эту продукцию. Знаете ли, береженого Бог бережет!

По этикетке. Любите кавказскую минеральную воду? Посмотрите, какого разлива бутылочка, на которую вы «положили глаз». Если «Боржоми» произведена в селе Козявкино, то и вода соответствующего качества, и бутылка без знакомого рельефа. Обратите внимание, на этикетке должен быть правильно указан состав воды и номер скважины. Если этого нет, то это красный флажок! И еще. Если этикетка блеклая, плохо напечатана или криво наклеена, то водица в бутылке явно не прибавит вам здоровья.

Что делать?

Нужно выбирать из двух зол наименьшее: доочищать водопроводную воду фильтром у себя дома. Как-то меня пригласила одна компания, производящая фильтры промышленной и домашней очистки воды, на телевизионную программу-презентацию их новой продукции. Нескольким людям из разных организаций («Водоканала», Петербургской городской СЭС, Российского государственного гидрометеорологического университета) предложили выступить в качестве экспертов и попробовать воду, очищенную разными фильтрами, и из-под крана.

Естественно, что питерская вода из ржавых труб имела специфический запах железа, достаточно было ее понюхать. Вода после доочистки была замечательной на вкус, безо всяких посторонних запахов, т. е. какой и должна быть настоящая питьевая вода.

Для себя я уже давно решила водную проблему. Я использую фильтр для воды, он устраняет неприятный запах железа, задерживает оставшиеся примеси. И что интересно: стоимость одного литра очищенной водопроводной воды с учетом покупки фильтра значительно ниже стоимости бутилированной воды. Только не забывайте вовремя менять картридж в вашем фильтре!

Обновлено 14.07.2012
Статья размещена на сайте 10.07.2012

Комментарии (35):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • С фильтрами мороки больше.
    Бутилированная в основном доверия не вызывает, да, но тем не менее почти заменила мне водопроводную и пр. Правда, признаю только "Моршинську" и "Миргородську Лагідну". Моршинская вообще особняком стоит среди минералок - минерализация всего 0.1-0.4 (природная конечно, вода проходит только механическую очистку. И от добычи до разлива - 7 минут, если верить рекламе) - в два раза меньше чем у тех же "Лагідна" и раскрученной "Эвиан". Как бы не стоит выбирать "артезианку" при доступности подобных вод, ящитаю. Цены выше, конечно, но оно того стоит.
    На Моршинской вполне можно и еду готовить. А какой чай на ней выходит, мммм... :3
    Правда беру в основном слабо- или даже сильногазированную - мало ли как она хранилась, а с газом относительно "законсервирована" же. Просто взболтать потом, и все дела :з
    ЗЫ: Коммент проплачен IDS Group, конечно же ^^

  • Статья полезная - несомненно. Жаль только что автор факты древние выдает за свежие. А еще, прошу не обижаться, но "открываются" двери и калитки, а уголовные дела, как это не странно "возбуждаются". Можете поверить на слово, можете проверить.

    Оценка статьи: 4

  • Спасибо, со всем согласен.
    Так как имел некоторое отношение к водному бизнесу (вы знаете какое).
    Больше ничего писать не буду, а то начнут запятые расставлять в различных "слоях" комментариев.

    Оценка статьи: 5

  • Благодарю всех читателей за активное участие в обсуждении статьи. Отдельное спасибо за поддержку!

  • Несколько месяцев назад сотрудники Мытищинского ОВД обнаружили на городской ярмарке склад, где хранилось более 10 тысяч бутылок фальшивой минеральной воды. «Водным бизнесом» занимались варяги из другого города. Они же поставляли эту воду в ночные магазины Москвы. Воду оттуда, естественно, изъяли, а вот «бизнесменам» за фальсификацию ничего не сделали, даже постеснялись открыть уголовное дело.
    - так написано в этой статье.
    Две недели назад, 22 июня, оперативники Мытищинского ОВД обнаружили на Мытищинской ярмарке склад, на котором хранилось 14 тысяч бутылок по 0,5 л фальшивой минеральной воды «Новотерская целебная». Как выяснилось, ее сбывали два жителя Петрозаводска. Но, как стало известно ГАЗЕТЕ, до сих пор уголовное дело против фальсификаторов минералки не возбуждено, между тем поддельная вода этой марки обнаружена во многих ночных магазинах Москвы. - очень похожая история. Однако она - из "Информации о промышленном розливе минеральной воды за июнь и шесть месяцев 2003 года".
    Здесь:
    "один очевидец поведал, как делают воду одной из марок: «К задней части цехов подъезжают вонючие цистерны, из них переливают воду в бутылки с помощью каких-то приспособлений (трубок), которые, кстати, после разливки просто валяются в углу цеха на земле»."
    Вот здесь эта история датирована 03.08.2009.
    Здесь:
    "Как часто вы покупаете бутилированную воду в магазине? Недавно сотрудники национального фонда защиты потребителей заявили, что магазинной водой в бутылках можно отравиться.
    Они не рекомендовали пить воду популярных марок, а некоторые бутылки с чуть менее известной маркировкой предлагали и вовсе обходить далеко стороной. Ребята проинформировали главного санитарного врача России Г. Онищенко о своих «водных» открытиях. После этого был издан строгий указ об усилении контроля за производством и продажей бутилированной воды.
    "
    Тут датировано 16.08.2006 со ссылкой на "Огонек":
    "В магазинах продается неизвестно что под известными марками
    Бутилированной питьевой водой можно отравиться» — с таким пугающим заявлением на днях выступили сотрудники Национального фонда защиты потребителей. Сотрудники фонда периодически производят набеги на торговые точки, проверяя качество товаров.
    Выводы мрачны — даже Bon Aqua и Aqua Minerale пить нежелательно, а марки «Архыз», «Святой источник», «Кроха» и «Берегиня» и вовсе имеют небезопасный химический состав. В «Архызе», к примеру, недостаточно йода, а вот серебра, наоборот, в пять раз выше нормы.
    О результатах этого рейда был проинформирован главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. После чего он издал распоряжение об усилении контроля за производством воды.
    "
    Я уже по поводу другой статьи глубокоуважаемого автора отмечала, что подаются как современные - данные гораздо более отдаленного времени. Как видно здесь - перечислены события 2003, 2006, 2009 и, возможно, 2005 гг.
    По тексту получается, недавно - в 2012? - "ребята" все проверили и доложили главсанврачу и тот - в 2012? - издает "строгий указ" - и некий очевидец что-то там наблюдает - в 2012? До указа или после?
    Может, я плохо искала, но я нашла лишь Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 13, 06.04.2005 "Об усилении надзора за производством и оборотом минеральной и питьевой воды".
    В отношении заключительной рекомендации. Она, конечно, занятна: пейте водопроводную воду, пользуйтесь фильтром. Но у бутилированной воды есть, что называется, показания. Она не заменяет собой "стационарный" водопровод, а дополняет его для особых условий. Чтобы утолить жажду на прогулке, например, вообще в дороге. В любых случаях, когда следует минимизировать риск загрязнения питьевой воды - хоть в офисе, хоть - нынче на Кубани, где жертвы наводнения вообще лишены возможности пользоваться водопроводом.
    В тексте много опечаток.

    • Комментарий удален
      • Люба Мельник Бывший модератор 13 июля 2012 в 06:56 отредактирован 13 июля 2012 в 06:57

        читать дальше →

        • Комментарий удален
          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 июля 2012 в 09:49

            читать дальше →

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 июля 2012 в 18:14

      Люба Мельник, "В тексте много опечаток" - спасибо, перечитаем.
      "у бутилированной воды есть, что называется, показания" - не у всякой. Есть просто питьевая, для повседневного употребления.
      Даты - не знаю, стоит ли править, общая картина все равно не меняется с годами. Но конечно, такое вольное обращение с фактами подрывает доверие к автору. Хорошо еще, что мы все названия марок воды поубирали...

      • Марианна Власова, все понятно, конечно. Если уж говорить о "скорой помощи"))), проблема лишь в том, что есть отсылка к официальному документу официального лица. Получается ведь, что все проделано "недавно" - некие ребята что-то обследовали, и Онищенко после этого (значит, тоже недавно) нечто издал. А это - неправда. По крайней мере, я ничего не нашла о "недавних" таких телодвижениях. А постановление - 2005 года, получается. Это уже - давно.
        Вообще статья бы нормально выглядела без всей этой публицистики,читать дальше →

    • Комментарий скрыт
      • Люба Мельник Бывший модератор 12 июля 2012 в 10:56 отредактирован 12 июля 2012 в 10:57

        Сергей Чернев, опечатками в тексте я называю опечатки в тексте. Именно опечатки, а не "использование старых данных" я называю опечатками. Типа того: "то они добавляю для вкуса йод, соду и соль". В выделенном слое - опечатка. Не единственная. Приведенные выше цитаты - не статьи из ранних трудов Тины Хелвиг, а конкретные материалы из СМИ - со ссылками. Или это Тина Хелвиг писала в 2003 году об итогах рейда оперативников ОБЭП Московской области и Госторгинспекции? Все равно остаются вопросы: почему в 2012 году о событиях 2003 года пишется как о случившемся несколько месяцев назад.
        Утверждать сегодня, что некое событие случилось "несколько месяцев назад", в то время как оно случилось лет десять назад - это не экскурс и не ретроспектива.
        Мои замечания относятся к статье и высказаны в надежде, что хотя бы грубые ошибки будут исправлены. А также - ради недопущения впредь)) И вам нет смысла реагировать на мой комментарий очередным рассказом про друзей. Разговор идет о качестве статьи.

        • Комментарий скрыт
          • Дмитрий Чечёткин, пообщайтесь со словарями. Контроль над, контроль за - законны и равноправны, и означают эти конструкции - наблюдение. Так что такой контакт слова с предлогами в тексте статьи - вполне нормативен.
            Чувствуйте смыслы, расширяйте горизонты.
            Свою опечатку (благодарю за внимательность!) и править не стану - пусть будет в обоснование вашей реплики.
            Блог статьи служит для обсуждения статьи - в немалой степени и для указания на недостатки текста. И, сообщая об опечатках, прочих просчетах, мы тут целью имеем статью улучшить.
            Так что если видите опечатки, ошибки словоупотребления - сообщайте в комментарии. Либо в личном сообщении к автору. Однако я на многолетнем личном примере уже убедилась, что последнее далеко не всегда автор считает нужным учесть и попросить редактора внести в текст исправления.

  • Комментарий скрыт
    • ААА ААА,
      приветсвую нового читателя на сайте ШЖ, который только что зарегистрировавшись, сразу почтил вниманием мой стромный труд.
      Самое главное для человека в питьевой воде - это ее минеральный состав.
      Это верно.
      Чем вода мягче тем она полезней для нашего времени. Просто такую воду большинство нашего населения и не видело в жизни, так как такова природа нашей планеты.

      Вот это уже ни в какие ворота не лезет. Мягкая вода читать дальше →

  • Тина, согласна, что самое разумное - очистка дома воды через разные фильтры -кому что больше нравится. Мы раньше использовали насадку на кран, теперь больше нравится кувшин. А после фильтрации я еще воду переливаю в банку с камушками кремния, моя подруга держит в банке старинную серебряную ложку. Ну, и конечно - кипячение. А воду из магазина покупаем только в крайнем случае - в поездках. Оценка - 5 !

    • Гертруда Рыбакова,
      я тоже раньше использовала насадку на кран. Многие предпочитают установить стационарный фильтр под раковиной и иметь отдельный кран для питья и приготовления пищи. Есть много всяких вариантов, как пить воду хорошего качества,не покупая бутилированную воду неизвестного разлива. Спасибо за участие в дискуссии.

  • Интересная статья, действительно с крана пить страшно, кипяченую не люблю, а бутилированную нужно все время тащить домой.
    У нас дома фильтр, но не кувшинчик, а такой, что есть дополнительный маленький кран для питьевой воды.
    Прочитала про воду со вкусом железа и какой-то ностальгией повеяло - такая вода была у моей бабушки в Сальске в колонке на улице. Я очень любила этот вкус

    • Татьяна Черных,
      вы знаете, мне как-то раз пришлось встретить настоящий подземный источник воды, богатый железом. Случилось это на берегу Кандалакшкого залива Белого моря, куда мы поехали в экспедицию. Иду по берегу, вижу, что из-под камней бьет довольно сильный источник воды, все камушки вокруг окрашены в рыжеватый цвет. Естественно, что я попробовала эту водицу: концентрация железа в ней на вкус оказалась больше, чем в родной питерской водопроводной воде.

  • Комментарий скрыт
  • Согласна с выше приведенным комментом: нет универсальных фильтров, поэтому приобретала фильтры для дома с учетом особенностей водопроводной воды в нашем районе.
    В офис всегда приобретаем бутилированную воду, у нас договор с компанией, которая давно и хорошо зарекомендовала себя на рынке. Вода добывается из скважины.

    Оценка статьи: 5

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 11 июля 2012 в 09:51 отредактирован 11 июля 2012 в 09:54

    С точки зрения эксперта-криминалиста.
    В дополнение ко всему изложенному в замечательной, толковой статье. Так как почти весь процесс начиная с разлива, приклеивания этикетки - маркирования, укупорки автоматизирован, то имеются и соответствующие признаки этой автоматизации.
    1. Если бутылки стоят в ряд, обратите внимание на уровень воды. Если он хоть чуть-чуть разнится, то разлив, скорее всего, был произведён не на заводе. А если и на заводе, то на устаревшем, разлаженном оборудовании.
    2. Если на стеклянной бутылке имеется этикетка и контрэтикетка, то их взаиморасположение как к друг другу, так и к бутылке должно быть одинаково на всех ёмкостях.
    3. Клей на этикетки тоже наносится автоматически. След от клея никогда не выходит за край этикетки и представляет из себя ряд параллельных (крупных или мелких) полосок.
    4. Если есть ещё и кольеретка (этикетка в верхней части бутылки над основной этикеткой), то её расположение так же одинаково.
    5. Даты изготовления, розлива и годности, как правило, тоже наносятся автоматически и представляют из себя легко читаемый цифро-буквенный текст с четкими краями. Нанесение их производят, как правило, матричным устройством. По этому легко просматриваются точки, составляющие изображение знака. Если это чернильный оттиск, расположение которого разное на разных бутылках, то это признак ручного труда.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Тина Хеллвиг Тина Хеллвиг Грандмастер 11 июля 2012 в 07:07 отредактирован 11 июля 2012 в 07:55

      Галина Шубина,
      спасибо за комментарий. Вы поступаете совершенно правильно. Кипяченая вода безопасна для здоровья. Если нет фильтра доочистки, то кипячение - самый простой способ довести воду до нормальной питьевой кондиции.

  • Комментарий скрыт
    • Лана Янченко,
      я вам очень советую почитать, как очищается вода на водопроводных станциях здесь. Практически она без микроорганизмов, но может иметь запах, например, железа, как в воде СПб, может иметь буроватый цвет. От этих неприятностей поможет избавиться фильтр доочистки. Если его нет, то прокипятите воду, охладите и можете спокойно пить. Она безопасна для здоровья.

  • Комментарий скрыт
    • Стрит Бренда,
      вы - умница. Сама жизнь вас заставила придти к правильному решению проблемы: что пить, а от чего воздержаться. Не все люди понимают, что та, вода, которая продается в магазинах, может быть опасна для здоровья. "Водным бизнесом" занимаются все, кому не лень. Получить лицензию на этот вид деятельности -пара пустых. Воды в водопроводе много, но некоторые черпают ее в ближайшей речке-говнотечке и продают это яд доверчивым гражданам.

  • Комментарий скрыт
    • Елена Сазонова, кувшин - для разового потребления. Если Вы хотите пить вкусный чай, компот, то следует покупать стационарный фильтр. У меня стоит фильтр "Трио" с тремя очищающими камерами. В каждой происходит своя обработка и смягчение воды, я подбирал сменные картриджи под свою воду, вариантов множество. Теперь моя вода, содержащая избыток железа и кальция, не оставляет в чайнике никаких следов, приятна на вкус в сыром виде.

    • Елена Сазонова,
      рада, что моя статья помогла вам принять правильное решение. Лучше обходить бутилированную воду стороной, поскольку в бутылках - неизвестно что. Кстати, в США - бутилированый бизнес - самый прибыльный. Сегодня была в супермаркете в Тусоне, и заметила, что каждый второй тащит домой упаковку, а то и две воды в бутылках. Люди тратят зря деньги, и рискуют своим здоровьем!