Наталия Новикова Мастер

Как и почему умирают храмы?

Большинство толковых словарей определяют храм как «здание для богослужения». А как известно, все здания периодически требуют денежных вложений. И если этого не происходит в течение длительного времени, то сооружение (даже такое святое место) может и вовсе погибнуть. Хочу привести несколько печальных примеров.

Jorg Hackemann, Shutterstock.com

На создание данной работы меня толкнуло недавнее посещение разрушенной Знаменской церкви в урочище Тёплое в Клинском районе Московской области. Мне представилась возможность послушать рассказы бывших жителей здешних мест, и передо мной предстала полная картина раскрываемой темы.

Среди бескрайних лесов и полей, в живописном месте, окружённом бабочками, мы приметили маковки церкви. Находится она действительно в плачевном состоянии: кровля и стены разрушены, колонны покосились, оконные рамы лежат отдельно от проёмов, иконы и фрески давно разворованы — весь храм просто осыпается на глазах. Деревья, кустарники и травы растут не только рядом с церковью, но и прямо на самой конструкции.

Рядом с храмом когда-то было кладбище. Оно именно «было»: могилы разграблены, могильные плиты украдены.

В послевоенные годы часть близлежащих деревень (Марьино, Тёплое) оказались заброшенными, потихоньку стали забываться, и церковь начали разворовывать. Это ситуация была довольно распространённой в те времена, когда храм следовал судьбе селения.

Власть твёрдо утверждала, что церковь разграбили немецкие захватчики во время Великой Отечественной войны. Местные жители же уверяют: «Храм разворовали уже позднее, когда деревни почти что опустели, и не фашисты, а наши соотечественники. Мы сами по ночам слышали звуки строительных инструментов, уничтожавших святыню. Власть же никаких попыток защитить храм не предпринимала. Хотя в то время светская власть и была строго отделена от церкви, но уже с ней не враждовала и храмы не разрушала. Зачем тогда было надо отрицать явно очевидный факт?»

Светская власть находилась в открытой борьбе с церковью с 1917 года, когда, например, по её приказу в 1931 году был разрушен храм Христа Спасителя, на месте которого должно было появиться здание Дворца Советов.

Года два назад в результатах поиска Знаменской церкви в урочище Тёплом на страницах Интернета можно было увидеть одну единственную запись. Теперь же внутри самого храма появилась табличка со словами: «Знаменский храм передан Православной Церкви и будет восстановлен. Охраняется государством. Его разрушение — уголовное преступление, преследуется по закону». С подписью «Настоятель». И даже совсем недавно в газете «Московский Комсомолец» напечатали статью про это самое место.

Знаменская церковь в Тёплом — не единственный пример подобных разрушений. В Шатурском районе всё той же Московской области в урочище Илкодино есть Христорождественская церковь: кирпичная, с куполом — внешне она мне чем-то напомнила Знаменскую. Здесь история очень похожая: близлежащее село перестало существовать в 50-е года XX века, а храм, закрытый ещё в 30-х годах, стал исчезать вместе с ним.

Рассмотрим еще одну историю: рядом с урочищем Курилово (также в Шатурском районе) не так давно было ещё две деревни. Именно для здешних прихожан была выстроена кирпичная церковь. Рядом с ней находилось кладбище. В 50-е годы эти деревни также опустели, храм и кладбище разграблены.

Есть ещё один пример, но уже более оптимистичный. В селе Покровском (ныне — Волоколамского района, недалеко от Теряево) доныне существует церковь, которая была построена в то же время, что и Знаменская, — церковь Покрова пресвятой Богородицы. Построена она из кирпича с деталями из белого камня. Внутри храма сохранилась масляная живопись, а вот деревянные резные позолоченные иконостасы — нет. Конечно, ей требуется реставрация, но облик остался прежним. Село Покровское живёт прежней жизнью, и в этот храм съезжаются люди.

Все эти малоизвестные истории очень похожи друг на друга. У них одно прошлое, а будущее храмов во многом зависит от нас.

Сейчас строится много новых церквей в более оживлённых местах… Но если в своё время эти храмы все-таки не были разрушены, то почему бы их сейчас не сохранить?

Обновлено 7.10.2012
Статья размещена на сайте 21.09.2012

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Был, давно уже, в окрестностях Белой Калитвы, там стоит собор с застрявшим немецким снарядом в крыше. Снаряд обезвредили, и оставили храм как памятник войне. Естественно, то, что от него осталось сейчас... Дурдом. А место красивое и три деревни рядом. И в каждой сейчас строится своя церковь...
    Ктати, путевые заметки от поездки можно прочесть здесь
    https://shkolazhizni.ru/world/articles/7471/

  • Tatyana Maslova Читатель 11 октября 2012 в 16:39 отредактирован 27 мая 2018 в 18:58

    Ой, а мы в лагере сюда в поход ходили. Лет 15 назад, наверно. Но тогда деревья еще не так близко росли.

  • Тема поднята - хорошо.
    Статья и правда не очень хорошая; точнее неудачная на мой взгляд.

    Суть в том, что в вопросе восстановлении древних храмов не все так просто.
    Почти все эти древние храмы являются памятниками культурного наследия, стоят в реестре Минкульта, и настоятель иногда даже и не имеет возможности что-либо делать без разрешения Минкульта, Росимущества и т.п.
    Это первое.

    Второе: у каждой страны свое прошлое. У нашей страны - прошлое - это Православие. И многие храмы - это именно шедевры архитектуры, и то, что они находятся в таком плачевном состоянии - вина именно всего народа, а не гос-ва, Церкви, или какой-то группы людей.
    Мы давно перестали любить свою страну... ездим смотреть красоты Праги, Рима, Парижа... восторгаемся замками Британии, Хорватии... и совсем забыли свои красивейшие усадьбы, храмы...
    А их легко забыть... учитывая, что они стоят проросшие мхом, деревьями...

    По большому счету нам всем должно быть очень стыдно перед своими предками.

    Оценка статьи: 4

  • Разрешите небольшую иллюстрацию к статье.
    Внутри проросли березки!

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 8 октября 2012 в 18:19 отредактирован 8 октября 2012 в 19:44

    Среди бескрайних лесов и полей, в живописном месте, окружённом бабочками, мы приметили маковки церкви. Находится она действительно в плачевном состоянии: кровля и стены разрушены, колонны покосились, оконные рамы лежат отдельно от проёмов, иконы и фрески давно разворованы...

    Представил бескрайние леса и поля... Представил без труда живописное место, окруженное бабочками.. С большим же трудом представил маковки в этом живописном месте. И поскольку бабочки порхают невысоко, то... маковки чуть выше травы?

    Карликовая церковь со множеством (!) маковок находится в плачевном состоянии: кровля и стены разрушены, колонны покосились, оконные рамы лежат отдельно от проёмов, иконы и фрески давно разворованы...

    Настоящий авангард в искусстве!..

  • "Власть же никаких попыток защитить храм не предпринимала."

    А почему государство ДОЛЖНО что-то делать - по Конституции церковь ОТДЕЛЕНА от государства. Пусть ЗАО "РПЦ" и смотрит за своей собственностью. В противном случае могут "возмутиться" и исламисты, и буддисты, и католики. Их же культовые сооружения тоже имеют место быть на территори государства.

    • Игорь Чувашов, согласен абсолютно. "РПЦ" - это коммерческая структура и она сама должна содержать свои основные фонды, находящиеся у неё на балансе. РПЦ выгоднее строить свои "новоделы" в местах с высокой плотностью населения: там доход больше; что касается безхозных объектов, то значит, что это так и надо самим верующим.

  • Даргий Даргуев Читатель 8 октября 2012 в 12:49 отредактирован 8 октября 2012 в 15:24

    Давно пора обратить внимание общественности на эту злободневную тему!

  • Уже за поднятую тему - твердая "пятерка"! Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Как-то слабенько написано, неинтересно. И с грамматическими и стилистическими ошибками. Удивительно, как редакторы такую статью пропустили.
    Оценка: 2.