В 80-е годы Rīgas motormuzejs собрал под своими сводами редчайшие автомобили не только из Прибалтики, но и со всего Советского Союза. Его экспонаты когда-то стояли в гаражах Горького, Сталина, Хрущева. Не удивительно, что в то время Рига по праву гордилась лучшим автомобильным музеем в мире. Трехэтажное здание на окраине лучшей в Союзе гоночной трассы «Биккерниеки» просто не вмещало все разнообразие экспонатов. Сейчас мотормузей вместе со своим филиалом в Бауске уступил лидерство иностранным автомузеям, заняв почетное 4 место по объему собранной коллекции.
И все-таки пусть не самую большую, но самую интересную экспозицию мотормузея обязательно нужно увидеть. Здесь есть классические автомобили начала 20 века и дореволюционные «Руссо-балты», немецкая военная техника и машины советских вождей. Например, Rolls-Royce, собственноручно разбитый Леонидом Брежневым и отправленный не в автосервис, а прямиком в Рижский музей. Теперь покалеченный автомобиль так и стоит с восковым генсеком за рулем.
Среди сотен музейных экспонатов можно встретить давно забытые «полуторки» с газогенераторными двигателями, работающие попросту на дровах. Ну, а звездой коллекции, пожалуй, можно назвать автомобиль со сложной судьбой — гоночный Auto Union Type C/D.
…Во времена, когда советские войска уже заняли территорию Латвии и пробивались к Германии, гоночная команда Auto Union, базировавшаяся в Цвиккау, в спешке спасала свое имущество. Несколько десятков автомобилей, еще помнивших великих гонщиков Розмайера и Нуволари, спрятали в угольной шахте. Однако советские солдаты обнаружили тайник, и 18 гоночных авто отправились в СССР, где их тут же раздали спортклубам, автозаводам, НИИ. Вот только укротить немецкого «коня» оказалось не по силам. Ни запчастей, ни резины, ни топлива, подходящего Auto Union, в Союзе не было, а все чертежи остались в Германии. Откуда советские автотехники могли знать, что наш А-74 не подходит заграничной машине? Ее любимый коктейль: 86% спирта, 8,8% ацетона, 4,4% нитробензола и 0,8% сернистого эфира.
В итоге звезду Гран-при, гордость рейха, разобрали на запчасти, распродали и растащили в металлолом. Лишь спустя десятилетия чудом уцелевший на ЗИЛе, последний в мире экземпляр Auto Union Type C/D попал в Рижский музей. Естественно, немцы не могли остаться равнодушными. Они долго уговаривали руководство музея продать автомобиль на родину, но все тщетно. Лишь в 1996 году компромисс, наконец-то, был найден. Auto Union отправили на реставрацию в Англию, где на средства Audi AG собрали еще и точную копию автомобиля. Она-то и вернулась в Ригу вместе с солидным денежным бонусом.
В стенах Рижского мотормузея еще много интересных экспонатов. Описать их все просто невозможно. При этом коллекция постоянно пополняется. Давно забытые, покрытые слоем пыли машины из дедушкиного сарая попадают в бережные руки реставраторов, а оттуда — под своды настоящего автомобильного храма, где обретают новую жизнь.
Хорошая, спокойная,познавательная статья.Приятно было узнать,что в Риге есть такой основательный музей автомобилей. На музейных экспонатах хорошо виден порыв к совершенству автомобиля.Нашим первым авто была 10-летка из Германии Мазда-626, хэтчбек. Из Журнала "За рулём" я случайно узнал, что именно такое авто подарили в своё время японцы Л.Яшину и живо представил его за рулём в этой машине.
Интересно, выпускают ли сейчас в Латвии когда-то популярные маршрутки "Латвия"(?),РАФики с движком от "Волги"?
Насколько я наслышан велосипед в Латвии тоже достаточно популярен. Там может быть и вело-мотомузей.
Оценка статьи: 5
1 Ответить