Елена Шуваева-Петросян Мастер

Кому принадлежал город Хасанкеф?

На юго-западе Турции неподалеку от стыка границ Турции, Сирии и Ирака, южнее Малатьи, на берегу Тигра находится уникальный город Хасанкейф, который курды называют армянским, настоятельно рекомендуя поехать туда армянским туристам.

Dûrzan cîrano, commons.wikimedia.org

Почему же мы о нем ничего не знаем? Об этом удивительном городе и его загадках рассказывает известный дизайнер, ювелир и путешественник Нур, который вместе с друзьями побывал в Западной Армении и по настоянию курдов попал в Хасанкейф.

…На территории Западной Армении у нас были конкретные цели — Арсамея, Немрут с Мемориальным религиозным комплексом царя Антиоха и другие известные места. По дороге мы решили свернуть к Вану и посмотреть дверь пещеры Мгера. На обратном пути у нас прокололось колесо. Чтобы устранить проблему, зашли в мастерскую.

Мастера, курды по национальности, приняли нас дружелюбно, угостили чаем, а когда узнали, что мы армяне и едем из Армении, рассказали об удивительном армянском городе, о котором мало кто знает и который от этого места находился всего лишь в 30 км. Мы им возразили, что, по нашим картам и историческим данным, на этой территории нет армянского города.

Они начали настаивать, утверждая, что это наш — армянский город, который мы просто обязаны увидеть. Называется он Хасанкейф. Конечно, название нам было незнакомо. Зная турецкую практику переименовывания и присваивания армянских городов, мы были удивлены утверждениям курдов, что этот город именно армянский. Они показали нам фотографии города. Хасанкейф нас впечатлил настолько, что стало уже не важно, чей это город, — во что бы то ни стало мы решили увидеть это чудо.

Сведущие люди сравнивают Хасанкейф с Каппадокией. Здесь люди тоже жили в скальных пещерах. Но то, что мы увидели, невозможно было представить даже посредством самого буйного воображения.

Берег Тигра. На берегу возвышается ровная, идеальная скала высотой порядка 100−150 метров и длиной 3−4 километра. Протянулась она параллельно Тигру. Эта уникальная природная стена с тысячью окон, из которых можно наблюдать, стрелять, бросать и тем самым защищаться, помимо основного своего предназначения, служила прекрасным оборонительным сооружением. На самой вершине скалы виднелись останки построек, а что творилось в самой скале — нам предстояло увидеть чуть позже.

К скале вел старый мост, огромные сваи которого сохранились до наших времен и поражают своей массивностью. Самого моста, к сожалению, сейчас нет, поэтому мы должны были подняться к скале по современному сооружению.

Ничто не говорило об армянской принадлежности города, и это еще больше разжигало наше любопытство. Внизу раскинулось современное поселение с ресторанчиками и кафе, люди продавали сувениры, украшения, буклеты.

Туда-то мы и направились сначала в поисках армянского следа. Начали их расспрашивать, чей это город. Удивительно, но все нам отвечали, что это армянский город, и даже в основе названия лежат армянские слова. Один из владельцев магазина показал нам книжку на английском языке, в которой написано об этом городе со ссылкой на принадлежность армянам. На наш первый взгляд, название «Хасанкейф» ничего общего с армянскими словами не имело…

А первая армянская черточка хранилась в гербе, который мы заметили при подходе к городу. Он украшал старый вход, некогда соединявшийся с гигантским мостом. Над входом виднелось что-то до боли знакомое, мы были просто ошарашены — это был герб царского рода Ервандуни.

Что же касается внутренней части скалы, то это 70-этажное жилище — 70 уровней города, по которым можно проследить развитие человечества. Внутри — лестницы, коридоры, залы, в некоторых местах снаружи тоже виднеются лестницы, обнажившиеся вследствие обвалов. Каждый этаж — новая эпоха и эра. Нижняя часть — это первобытное поселение с совершенно бесформенными пещерами. Выше — уже геометрические формы стен, декорации. Чем выше, тем более явно читается цивилизация. Помещения уже архитектурно проработанные. А на вершине — типичный античный эллинистический город.

Хасанкейф — это историческая антология. Поднимаясь по городу, можно пролистать историю. Но для нас так и осталось загадкой, почему город прекратил свое существование.

Добравшись до самой вершины, мы увидели внутреннюю часть города, которая в какой-то степени оказалась разгадкой многих тайн.

Но сначала я хочу обратиться к тому, как мы логически попытались объяснить себе, какое отношение этот город имеет к армянам, почему он неизвестен в Армении и для чего был предназначен.

«Хасанкейф» — это «хасан кефи», что в переводе с армянского означает «дошли до праздника, празднования, застолья». Есть такое понятие как «кефчи хасан», которое часто используется в адрес людей, любящих веселиться, танцевать, петь. Никто толком не знает, откуда взялось это словосочетание, но оно бытует. Нам объяснили, что главного в городе (мэра, по нашим понятиям) называли «кефчи хасаном» — то есть человеком, который должен делать «кеф» — праздник, поддерживать город в готовности принять гостей и организовать им веселье.

И действительно, для чего может быть предназначен 70-этажный город в скале? Точно не для скотоводства, не для земледелия, не для ремесел. Этот город был предназначен для веселья, то есть, если образно выразиться, это был тогдашний Лас-Вегас. Богатые люди приплывали по Тигру в город, чтобы повеселиться. И когда мы посмотрели внутреннюю сторону, то убедились, что это действительно был удобный для веселья город, потому что внутри он представлял собой многоступенчатый амфитеатр.

Эта территория очень долгие годы была вне досягаемости человечества, она являлась военной базой. Сведения о городе начали появляться только в последние годы, когда ЮНЕСКО забило тревогу, потому что турецкое правительство приняло решение построить там дамбу и затопить город.

Конечно, этого не стоит делать. Хасанкейф — ценный исторический памятник, и совершенно не важно, кому он принадлежал.

Обновлено 1.07.2013
Статья размещена на сайте 23.06.2013

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Slava Sargsyan Читатель 10 июля 2013 в 17:22 отредактирован 27 мая 2018 в 19:34

    Marianna Vlasova,Ya sovetuyu Vam izuchit toponimiku.Po istoricheski zamki ne stroyatsya dlya otdixa i ne perevoditsya na kakie to yaziki.Kreposty Xasankep imya gor kotoroy, povtoryau swyazana s bogom, to est, eta gora wo wremya yazychestva byla svyatoy. Esli Хасанкейф идет от римской крепости Cephe, названной в честь византийской крепости Kiphas, togda otkuda proisxodit odnoimennoe nazvanie gory Kyapas v provincii Arcax v istoricheskoy Armenii?

  • Ну, не смешно? Армян послушать, то земля всего Мира - армянская. Может Армавир то же армянский? Лучше займитесь Арменией и там осваивайте земли. Нечего раззивать свой рот на чужие земли

    • Elmira Movsumova, я с Вами не согласна... Есть некоторые города, места, церкви, которые на протяжении истории переходили из рук в руки и принадлежали разным национальностям. Армяне не претендуют на Хасанкеф абсолютно, но версия принадлежности имеет право на существование. Тем более что когда-то Армения была великой страной. Древний историк Юстин: «Непростительно было бы умолчать, о таком государстве, коего пределы после Парфии были пространнее всех царств. Ибо Армения простиралась от Каппадокии до Каспийского моря...»

  • Название "Xасанкеф" датируется к II-I тыс. "Кас", "Xас", "Гас" и другие подобные названия, относя к одним из небеснын божеств, имеют святой божественный смысл. Название "Кеф" перевернутое слово "Фек", последнее "Бек", которое синоним индоевропейского-армянского слова "Баг" (на русском "Бог"), т.е. "Xасанкеф" означает "Святой Бог", что значит: гора, где наxодится этот город в старые времена, еще в языческий период, было поставлено народом в ряд святынь.