Виктория Рябикова Дебютант

Кому служит свободное слово?

Я — йоркширский терьер. Маленькое существо с бусинками вместо глаз, милым, или, как говорит нынешняя молодежь, «няшным» бантиком на голове, с длиной красивой шерсткой, полностью и беспрекословно преданное своему делу — журналистике.

yamix, Shutterstock.com

Вот только с хозяином мне не повезло. Мой хозяин, то бишь редактор газеты, в которой я работаю уже несколько месяцев, отправил меня освещать открытие выставки «Один день из жизни ребенка». Я сразу обратила внимание на то, что место, где проходит сие мероприятие, находится на другом конце Москвы, и добираться туда как минимум два часа.

Все бы ничего, если бы не одно но: в пресс-релизе оказался указан не тот адрес. И это уже не в первый раз. Просто, чтобы найти пункт назначения, мне пришлось пройти в метель пять километров. За это время мой аккуратный бантик превратился в рваную бесформенную тряпку, которая годится разве что… Нет, даже бомжам она не понадобится. Прекрасно уложенная шерстка стала мокрыми лохмотьями. Все заранее продуманные вопросы через полчаса такого путешествия улетучились из головы, а журналистскую этику в какой-то момент захотелось засунуть… простите, куда подальше.

Счастью моему не было предела, когда я все-таки нашла нужную мне улицу и дом. Как ни странно, моему внешнему виду никто не удивился. Судя по всему, в этот день не только мне так «повезло». Люди, занимающиеся организацией выставки, тут же меня накормили, напоили (одно из мероприятий, на которых «четвертую власть» пытались действительно споить; теперь понятно, почему некоторые журналисты становятся алкоголиками) и повели знакомить с фотографами, участвующими в этом проекте. Работы таких фотографов, как Дмитрий Костюков и Максим Мармур, поражали своей искренностью и реалистичностью. Здесь были запечатлены и дети, больные раком, и будущие спортсмены, и те, кто спортсменом никогда не станет, просто потому что они инвалиды.

Сделав фоторепортаж и поговорив с профессионалами своего дела о вопросах насущных — семье, детях, чувствах и впечатлениях, я набрала материалов, которых оказалось более чем достаточно. В тот же вечер, вернувшись с мероприятия, я начала со скоростью света писать о том, как живется детям по всей России, наивно полагая, что после выхода этой статьи в печать кто-то прислушается к моим словам, и если обо мне никто не узнает, то мне хотя бы удастся получить признание своего хозяина.

Спустя две недели я получила свой «шедевр». Шедевр в кавычках, потому что его с двух страниц формата А4 сократили до двух малюсеньких абзацев, вместо интервью с ведущими фотографами был вставлен короткий комментарий неизвестного миру человека и сухие фразы из пресс-релиза, а фоторепортаж был заменен одним изображением счастливого ребенка (эта фотография даже не была представлена на выставке).

В письме со сканом статьи был приписан комментарий от редактора: «Слишком жестокая правда. Пишите о позитивном». Ну не увидела я ничего позитивного в мальчике, которому недавно вставили тазовую кость, и после операции ему было больно кататься в инвалидном кресле, потому что шестилетний малыш чувствовал каждую неровность, встречаемую на пути. Таких фотоисторий было подавляющее большинство.

Такой цензуре подвергается каждая третья моя работа. Все, что я могу сделать в данной ситуации, — завизжать подобно всем маленьким собачкам, которые обычно пляшут вокруг больших псов и громко тявкают, не решаясь подойти ближе. Пользы от этого лая нет никакой. Вместо сторожевого пса демократии я являюсь маленьким защитником своего начальства, которое, в свою очередь, становится цепным псом власти, а не демократии. И так получается, что все мои свободные слова, вся увиденная мною правда крайне редко выходит за пределы моего компьютера или личного блога. Вот и выходит, что свободное слово представляет собой интерес только для очень узкого круга людей, той небольшой горстки, которой правда действительно интересна и нужна.

Спросите, почему я до сих пор хочу поступать на факультет журналистики? А все просто. Может быть, у преподавателей с многолетним стажем уже давно и не теплится надежда, но пока она еще теплится во мне — что когда-нибудь йоркширские терьеры, таксы, чихуахуа и прочие мелкие представители СМИ смогут стать настоящими волкодавами или кавказскими овчарками, несущими свободное слово без каких-либо запретов и ограничений.

Обновлено 4.09.2013
Статья размещена на сайте 23.08.2013

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Круто.

    Оценка статьи: 5

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 6 сентября 2013 в 07:57 отредактирован 6 сентября 2013 в 08:00

    Когда художник пишет картину, стараясь отразить на ней объективную действительность, он, в принципе, не способен быть объективным. И это нормально. Его картины не имеют утилитарных свойств если только ими не закрывают дефекты стены.
    Когда писатель пишет книгу он так же, как и художник не может быть объективным только если не использует 100%-й документальный материал, причем, не сопоставляя его. Его книги тоже могут обладать утилитарными свойствами лишь при определённых условиях - например, подложить под ножку шкафа.
    Содержание и книг и картин несомненно оказывает какое-то, совсем не конкретное и не определенное воздействие на человека, побуждая его к тому или иному, заранее не известному действию или переживанию.
    Независимый, свободный журналист, при всех его личных качествах, квалификации, профессиональной подготовке и, как следствие, разного уровня профессионализме, создавая материал, тоже не может быть полностью объективным. Это его взгляд, его переживания, его точка зрения на то или иное событие. А если он не свободен, работает по заданию и зависим от зряплаты, то об объективности в принципе говорить не приходится. Даже если журналист вооружен первоклассным фото- и кинооборудованием, направление съёмки, акценты при выборе сюжетов, эмоциональная составляющая (а от неё ни куда не деться)не позволяют ему отразить действительность, подобно сухой и непредвзятой ментовской фототаблице. Но о чем это я? Ах да... Утилитарность. Любая работа журналиста носит сугубо утилитарный характер - сформировать у людей определённое, конкретное представление о чем-либо. Это всегда инсайд, вброс информации с определённой целью.
    Человек с фотоаппаратом, видеокамерой, случайно оказавшийся в зоне событий, снимая и выкладывая отснятое в СМИ, не преследует определенной цели и, по простоте душевной, наивности, неподготовленности, случайными акцентами своего материала может сформировать непредсказуемую реакцию, неправильную оценку тех или иных событий.
    А как правильно то? Как выгодно, так и правильно.

  • Комментарий скрыт
    • Анна Касперская, если меня тут не съедят, то обязательно напишу)Могу сказать в ответ на комментарий Любы Мельник - как странно это не выглядело бы, мне не давали конкретного задания - сделать фоторепортаж или написать именно статью.Просто сказали- езжай туда. Приехав на мероприятие,я сделала и то,и другое , фотоотчет ничем не отличался по качеству и количеству фотографий от того,на который она дала ссылку. Проблема была в другом - даже вот эти фотографии не были опубликованы. Была всего одна фотография, которой на выставке не было - просто была, грубо говоря, сперта картинка из интернета.

      Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 сентября 2013 в 15:31 отредактирован 5 сентября 2013 в 15:35

    читать дальше →

  • Стиль забавный. Тема - жалостливая. Прежде всего - к самой себе. Ну и к детям до кучи.
    Так что учиться однозначно надо.

    Когда я выбирал "делать жизнь с кого", решил стать журналистом. Встреча с интересными людьми, поездки в разные концы света, широкая известность... чем не профессия?
    И познакомили меня с реальным журналистом. Из "Правды". А было это в начале 80-х. Т.е. "Правда" была самая настоящая. Журналист выглядел как самый заправский журналист. Сосредоточенный, куда-то постоянно устремленный, с нахмуренными бровями. С небольшой бородкой. В хорошем, добротном костюме. Этакий деловой интеллигент-практик. И сказал он мне такое, что полностью убило мое желание стать журналистом:
    "Журналист, Саша, это в наше время проститутка. Которая продает себя подороже газете".

    Не думаю, что с советских времен много изменилось в лучшую сторону. Либо ты свободен в высказываниях и свободен от гонорара, либо ты пишешь то, за что тебе платят. И если журналисту повезло, и ему платят за то, что ему нравится, то это его счастье. Но много ли у нас счастливых журналистов?

    Оценка статьи: 4

    • Александр Ягольник, не правда! В "Правде" было немало искренних по убеждениям журналистов. Виктор Кожемяко чего стоит и мн.др. А от икоты не стоит отказываться от еды, как гласит китайская поговорка. Судя по фото и текстам коментов, Вам ещё не поздно "исправить ошибку молодости".

      Оценка статьи: 5

      • Александр Ягольник Александр Ягольник Профессионал 6 сентября 2013 в 17:14 отредактирован 6 сентября 2013 в 17:16

        Сергей Дмитриев, наверное было много искренних журналистов и в "Правде, и в других газетах. Есть они и сейчас. Но есть разница между тем, что журналист искренне думает, и тем, что публикуют под его именем. И когда мой старший товарищ сравнивал свою профессию с другой, древней, то его лицо не светилось радостью. Его слова были наполнены скорбью по его юношеской искренности. Которая осталась где-то за гранками. И желанием меня от этой скорби оградить.

        Впрочем, сегодня больше поводов для оптимизма, пока интернет не под цензурой. Можно создать популярный и актуальный источник информации, и даже получать деньги от неполитизированных спонсоров. Уж лучше назойливая реклама, чем назойливая цензура.

        Оценка статьи: 4

  • Комментарий скрыт
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 сентября 2013 в 10:20

      Мария Фролова, здесь обсуждаются не авторы и читатели, а статья (оценку которой Вы не поставили, кстати).

      У нас есть и 70-летние авторы, возраст которых не угадаете по текстам, были и 15-летние, которые писали вполне качественно. Не о себе, своих переживаниях, проблемах и мечтах, а о том, что было интересно и им, и читателю. Это талант, это не купишь, но мастерство вполне наработать можно - если учиться, прислушиваться к профессионалам.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 сентября 2013 в 11:51 отредактирован 5 сентября 2013 в 18:09

      Маргарита Ромашкина, считайте,что это было упражнением и "пробой пера". Собачка в тему вплетена забавно. Потенциал для грядущих резонабельных статей налицо. И ждать долго не придётся,"как я посмотрю".

      "Когда это молодое вино перебродит, будет напиток, достойный богов." (С из великих)

      Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 сентября 2013 в 06:25 отредактирован 5 сентября 2013 в 10:11

    Резонно предполагать, что дело не в цензуре, а в качестве текста. Начинающие авторы нередко не имеют навыка трезво оценивать свои произведения, и претензии именно к тексту принимают за покушение на свободу печати. Впрочем, с этим мы постоянно сталкиваемся и в ШЖ.
    Но в ШЖ каждый пишет - что хочет, понятие редакционного задания нет. У автора, как очевидно, таковое задание было.
    Задача была, как можно понять из текста, сделать фоторепортаж. Фоторепортаж - это, попросту говоря, много фото и очень мало текста. От журналиста требовалось выполнить редакционное задание. Вместо этого журналист пишет 2 страницы А4 - это, если предположить, что страницы стандартные, 3600 знаков с пробелами - примерно как форматная статья в Школе Жизни.
    То есть, видимо, журналист просто-напросто задания не выполнил. Не подготовился к работе, не сделал то, что надо. Редактору пришлось переделывать то, что было получено, - приводить в соответствие с задачей издания в конкретном случае.
    Что следовало сделать журналисту? Во-первых, проверить сведения, полученные из пресс-релиза - хотя бы потому, что страдать от неточностей приходилось. Проверка - либо по телефонам, которые в пресс-релизе указываются, либо в интернете, где информация о выставке наверняка была.
    Во-вторых, следовало выполнить задание редактора. Послали за фоторепортажем - сделай фоторепортаж. Поскольку газета делается не из того, что придумалось на бегу журналистом, а из того, что спланировал и уже видит редактор. Если нет понятия о жанре - надо получить такое понятие - от редактора либо из учебников.
    В-третьих, прежде чем бросаться переживать о несчастных детях, можно было попробовать постичь смысл выставки, каковой есть: несмотря ни на что детство - есть детство. Мальчик с пересаженной костью живет, хоть и с болью, но живет, и для него есть надежда. Есть надежда на будущее и у юных танцоров, и у маленьких инвалидов - а иначе бы не было ни фонда, который провел выставку, ни фотографий, ни фотографы не взялись бы делать свои снимки, а сели б и свободно заплакали.
    Меня как зрителя вполне устроил вот такой фотоотчет: о фотовыставке надо не рассказывать, ее надо показывать. У автора, как понимаю, была возможность снять фотоработы, фотографов, общение выставочных работ со зрителями. Вместо этого - 2 страницы А4 "о том, как живется детям по всей России".
    Искренность и реалистичность - этого весьма недостаточно, чтобы оценить работу фотографа, фотохудожника. В выставке участвовали, кроме названных, еще несколько фотографов - их работы автор полагает не искренними и не реалистичными?
    И до кучи: не надо писать "после выхода этой статьи в печать кто-то прислушается к моим словам". Прислушаться могут - после выхода статьи ИЗ печати, то есть - после выхода статьи в свет. Есть разница.

  • Мой знакомый не журналист, к писательству вообще не имеющий отношения, однажды скептически заметил, что процесс формального свободнословия подобен процессу отображения действительности фотоаппаратом - кто-то снимает камерой в 0,3 МР, кто-то чем-то получше и вообще крутяком. А кто-то ещё и редактировать пытается говёные мутно-размытые как бы снимки. А затем всё это, вместе с барахлом и не очень представляется в виде выставки - посмотрите, типа, на действительность. Я - говорит - даже не говорю о том, что те, кто с убогой мыльницей еще и заточены под чернуху.

  • А всё таки так и надо писать. Автор молодец!

    Оценка статьи: 5

  • "Жив ты или помер, //главное, чтоб в номер //матерьял успел ты передать." (С)

    "Трое суток шагать, трое суток не спать,ради..." (С)

    Статья хорошенькая, как шавка СМИ, выбранная для... (вставить нужное)

    Не придётся ли автору искать работу попроще? Без рисков.

    Оценка статьи: 5