Действительно, достаточно изменить пару предложений в «ткани времени» и — вуаля, победа становится поражением, гений — идиотом, государственный деятель — беспощадным тираном. Примеров перехода того или иного события (или мнения об историческом деятеле) «из белого в чёрное» (и обратно) в нашей современной реальности предостаточно.
Так может ли историческая наука служить тем или иным целям военно-политических блоков, отдельных государств, больших групп людей или узкому кругу лиц? Ответ никогда однозначным не будет, потому как доказательство влияния — это сложный процесс с множеством условий и туманных фактов, где частенько даже незначительное событие может играть существенную роль. С точностью можно сказать только то, что есть вероятность в некотором процентном выражении.
Чем же является историческая наука в классическом представлении?
Это, прежде всего, система научных знаний об историческом процессе. Ключевым словом здесь является слово «система». И эта система явно не является закрытой, но, как известно, любая открытая система постоянно находится под воздействием внешних факторов.
Для чего современному человеку нужна историческая наука? Во-первых, для полноты представления картины окружающего мира в разрезе времени и последовательности сменяющих друг друга событий. Во-вторых, для формирования у людей чувства ответственности перед следующими поколениями. И, в-третьих, в какой-то мере, история определяет взгляды людей на современную действительность.
Историческая наука очень похожа на податливый объект для умелого воздействия — как агрессивного, так и умеренно-эволюционного. Это воздействие и его методы проблематично сравнивать с любыми другими способами продвижения интересов различных игроков на «шахматной доске» нашего «бесконечно маленького», но такого разнообразного мира.
Раз на историческую науку и, следовательно, на ее продукт в виде истории можно влиять, то давайте попробуем представить последствия такого влияния. Что если поменять в «исторической системе» некоторые события или факты местами? К чему это может привести? Если чёрное вдруг станет белым, холодное — горячим? Ответ, думаю, ясен — постепенное изменение мировоззрения, пересмотр итогов тех или иных событий.
А теперь простой, но абстрактный пример.
Вообразим на минутку, что об уроках и выводах некоторого очень важного события все люди на планете Земля просто забыли и сызнова идут по отвергнутому ранее пути, что на историческом полотне вновь правят бал «ошибки и теории» прошлого, что невежество и «тёмные века» снова диктуют свои правила? Представили более конкретные примеры? Стало после этого страшно?
Трудно представить, но кое-где на нашем земном шарике есть люди, которые хотят пересмотра некоторых знаковых событий. Часто они хотят этого в силу малой осведомленности и искусной подмены основ мировоззрения, а подмена эта произошла благодаря воздействию на историческую науку тем или иным образом.
Очевидно, историческая наука — это инструмент, но инструмент особый. Особенность его в том, что он может быть подвергнут влиянию и результаты этого будут медленно, но верно влиять на ход событий в мире и мировоззрение новых поколений людей.
«Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего». Абу-ль-Фарадж.
Уважаемый читатель, помни свою историю…
Конкретных (а не абстрактных) примеров переделки белого в черное и наоборот - пруд пруди.. статья в принципе хорошая, только очень размытая..
0 Ответить
Наташа Деспи , так задумка как раз в том, чтобы читатель сам додумал "размытость"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемый читатель, помни свою историю...
Которую из историй? - вот вопрос.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, предполагается, что должно быть задействовано воображение
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья интересная, мне понравилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить