Игорь Ткачев Грандмастер

Старость – не радость, или Почему мы так жестоки?

Говорят, что цивилизованность общества определяется по тому, как в нем относятся к старикам. В мое время наивно, но правдиво говорили, что старших нужно уважать, а младших не обижать.

В наше же время все больше и больше случаев, когда стариков — своих же единокровных родителей, выгоняют на улицу из собственного, часто кровью и потом заработанного жилья, избавляются от них в домах престарелых или ускоряют их уход в мир иной по месту жительства, создавая им невыносимые условия.

Martin M303, Shutterstock.com

Причем настроения в обществе часто вполне лояльные и наполненные пониманием, а порой и оправданием того, когда, как правило, обеспеченный сын или дочь, в духе современных реалий, отправляет свою старушку-мать в Долину Смерти — дом для сенильных стариков. Когда бывшие члены семьи выживают немощного деда на соседнюю помойку или старики сами уходят «в люди», не выдержав издевательств собственных детей.

Доводов в защиту «бедных детей», которые идут на разные меры, чтобы решить свой жилищный вопрос, избавившись от родителей и членов семьи, у самих детей и их защитников предостаточно: плохой запах, скверный характер, пьянство, деменция родственников. Как правило, такие дети очень убедительно и искренне рассказывают, что же их подвигло пинками в зад выгнать из дома своего отца или мать, так же искренне не понимая, отчего кто-то может не разделить их искреннего негодования.

К сведению, Россия не только занимает 1-е место по числу абортов в Европе и такое же по числу безнадзорных детей, например, но и одно из первых мест в мире по числу домов престарелых на душу населения. А между тем на свете есть страны, далеко не такие богатые и великие, в которых домов престарелых нет, или почти нет, просто потому, что там испокон веков сильны традиции чтить и уважать не только великих почивших предков, но и «предков» еще живых. К таким странам относятся и все те бывшие республики, «страны третьего мира», которые принято у нас упоминать не иначе как с презрением по причине тех неразвитой экономики: Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия.

В начале 2000-х я по работе проверял дома престарелых и детские дома в Туркмении. На каждый областной центр там имелось по одному небольшому дому для стариков, чей контингент, вынужден с прискорбием констатировать, состоял на 90% из русских стариков: для туркмена сдать своих мать или отца в дом престарелых до сих пор — навлечь на свою голову позор, и поэтому у местного населения из поколения в поколение обычно принято старшему сыну заботиться о родителях. Когда старший сын не в силах обеспечить должный уход родителям, к делу подключаются остальные дети, а за ними и родственники — ближние и дальние. Причем каждый старается дать по максимуму, не подсчитывая, не переусердствовал ли он по сравнению с другими.

В чем причины того, что некоторым из нас сдать своих стариков в дом престарелых, выгнать на улицу или воевать с ними до конца их дней уже не так страшно, как это было совсем недавно — лет тридцать тому, например?

Основная причина — общее ожесточение и ужесточение нравов и настроений в индивидуалистичном и ориентированном на личный успех социуме, где каждый сам за себя — и часто даже перед своей семьей. Другая причина в том, «что так делают все»: раз делают «все», многие, для человека общественного значит «можно и мне, так принято, так допустимо» — и идет цепная реакция отключивших мозги и совесть. Третья причина в том, что о значимости человека судят все больше по его материальной полезности, практичности, функциональности, а не по его другим свойствам и качествам, как было не так давно.

Мы все больше живем в обществе, где человек хорош настолько, насколько он производит полезного, как правило, материального продукта. Индивид, который ничего не производит, производит недостаточно или производит недостаточно материального — того, что можно съесть, выпить или надеть, должен уступить место тому, кто это умеет.

Человек — как машина: пока она работает, ей обеспечивают уход, ремонт, ее любят. Как только она морально устаревает, изнашивается физически или выходит из строя, ее выбрасывают на свалку. Старики в современном российском обществе — часто такие машины. Машины, отработавшие свое, отслужившие и поломанные. Машины, в которых привыкли ценить их функциональность, удобство, эффективность: пока родители кормили, одевали и наставляли нас, вытаскивали из ста бед, решали за нас наши проблемы — они были хорошими машинами. А как только мы стали «сами с усами», «всего сами добились», как мы любим близоруко заявлять о себе, а старики наши перестали быть нам полезны и превратились в обузу, мы стали задумываться, куда бы их сдать на временное, и до скорого конца, хранение, чтобы не мешали нам комфортно жить. Отсюда, кстати, самый большой страх у стариков — «Не быть обузой своим детям».

Людей нашего времени все чаще объединяют интересы, дела, долг. Человек становится не только мобильнее и автономнее физически, но и духовно: при таком изобилии разных удобных гаджетов нужды в плече, локте и надежной родственной душе все меньше и меньше. И все реже — кровные, родственные узы.

Что делать? Да просто вспомнить то, как нас наши родители воспитывали раньше — ну, раз ты вырос и более-менее человек сегодня, значит, они свою миссию выполнили не так плохо. Понимать и всегда помнить о том огромном, что сделали для тебя твои «предки» (ведь ты сам был поросенком лет до двадцати пяти, лишь теша свое самолюбие тем, что самостоятелен и независим). Уметь прощать своих же родителей, если что-то они, на твое умозрение, не дали и не додали. Видеть главное, а не второстепенное — не купленную, как тебе хотелось «железку», шмотку или строгость в обхождении.

У меня был сосед, много старше меня. Замечательная голова, к концу жизни растерявшая последние мозги по причине патологической алкогольной зависимости. Который последние несколько лет всячески издевался над своей матерью: не так ходит, не так сидит, пахнет от нее, дура отсталая и т. д. Дошло до того, что он подал на нее в суд, чтобы отсудить ее же дом. А как он ее костерил, как обзывал на все лады — становилось страшно. Закончилось все тем, что, когда пришло его время помирать раньше срока по той самой алкогольной причине, говорят, последнее, что он выдавил из себя, было: «Прости, мама»…

Обновлено 23.02.2014
Статья размещена на сайте 10.02.2014

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 27 февраля 2014 в 13:16 отредактирован 27 февраля 2014 в 13:16

      Борис Бочаров, так я, вроде, уже действую-) Статью прочитало (просмотрело) 3 тыс. здесь и около 5 тыс. на нескольких других сайтах. Среди них нашлось хотя бы 10 тех, кто прониклись и задумались. Мысль дошла - меня это радует.

      В остальных случаях, кроме своего честного мнения, в виртуале и реале (в своем коллективе я также, как и здесь, стараюсь честно отстаивать свое понимание), элементарного внимания к пожилым людям, которые меня окружают (всегда уступаю место в автобусе, очереди и т.д.), а также терпимое отношение к своей стареющей матери, которую, понятным образом, пока у меня есть руки и ноги, я постараюсь не обидеть, я пока предложить я ничего не могу (я думаю, что для одного человека уже и это что-то).

      Увеличить пенсии и построить новые ДП я пока не могу-)

  • Комментарий скрыт
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 27 февраля 2014 в 11:08 отредактирован 27 февраля 2014 в 11:09

      Борис Бочаров, удивляет, нет, поражает, этакая железобетонная равнодушная и даже жестокая современная правильность тех, кто считает, что проблема раздута, а если со стариками и обходятся жестко, то так и надо.

      Знаете, я пожил в нескольких бывших республиках и могу составить мнение о том, как относятся к старикам в России, Ср.Азии, Украине и Белоруссии, где я сейчас живу.

      Вы никогда не услышите "Да пошел ты" в Белоруссии или той же Ср. Азии. В первом случае - старые советские традиции (которые принято огульно ругать), когда и место уступали, и через дорогу переводили. Здесь все еще уважают стариков и торопятся оказать им знаки внимания, что очень трогает.
      Во втором случае еще более глубокие традиции: попробуйте оскорбить старика на Востоке. Выгнать его на улицу. Сдать в ДП. Это позор. Хотя такие случаи бывают.

      А вот в славной России очень (может так и было, может стало), как правило, нет уважения к старости. Конечно, не всегда и не везде, но даже многие здешние комментарии людей умных, образованных и совестливых, ясно подтверждают то, что "старикам давно не почет".

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 февраля 2014 в 17:39 отредактирован 24 февраля 2014 в 17:40

    Может, кто и задумается...

    В России больше 4 тысяч домов для престарелых, где содержатся 220 тысяч стариков. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году в стране проживало более 32,4 миллиона человек старше трудоспособного возраста. Какая участь ждет их? РИА «Омск-Информ» продолжает эту тему. Мы хотим, чтобы забота о стариках проявлялась не только на бумаге, но и в жизни. Оглянитесь вокруг, может рядом с вами живет немощный пожилой человек, нуждающийся в заботе или просто в добром слове.

    В 1983 году японский кинорежиссер Сёхэя Имамура снял фильм «Легенда о Нараяме». Действие картины происходит в XIX столетии в японской деревушке, пораженной голодом. Чтобы не умирать голодной смертью, жители поселения ввели жестокий ритуал – пожилых людей в возрасте 70 лет их собственные дети относили на вершину горы Нараяма и оставляли умирать без еды и воды. Пожилой Орин – 69 лет, ее организм здоров, а тело полно энергии к жизни, но подходит ее время. Когда ее сын Тацухэй, выполнив ритуал, возвращается домой, он другими глазами смотрит на своего сына, который через годы понесёт его на Нараяму.

    В России Нараямы нет, но есть дома для престарелых, куда дети отдают своих родителей с чистой совестью или снедаемые чувством вины – не важно. Важно, что эти дома, а в стране их более 4 тысяч, переполнены. В них доживают свой век около 220 тысяч человек. Чтобы попасть в такой «приют» нужно ждать очереди до 3-х лет. Понятно, что многие из обитателей таких приютов, действительно, одинокие люди. Но есть и такие, от кого избавились, отреклись... Легенда а Нараяме тесно переплелась с современной действительностью, разница только в том, что мы живем в России и совсем не умираем от голода.

    Отношение к старикам и детям – самый точный показатель нравственного воспитания в обществе. Наше общество, судя по переполненным интернатам – мягко говоря, безнравственно. И если матерей, отказавшихся от своих детей, осуждают всем миром, то про детей, отказавшихся от своих состарившихся родителей, почему-то говорят тихо. Пряча это зло под маской «цивилизованности» и «толерантности». Мы рассказываем и пишем о людях, спонсирующих дома ребенка, при этом ничего не знаем о людях, финансирующих дома для престарелых, о волонтерах, помогающих одиноким старикам, о семьях, приютивших пожилых инвалидов. Мы не знаем, что практически во всех учреждениях для пожилых и инвалидов требуется ремонт, часто капитальный (степень износа некоторых домов достигает 90%), не хватает медицинских работников, медицинского оборудования, средств ухода за больными, лекарств, одежды, обуви и продуктов. Быть может, если журналисты чаще будут поднимать эту тему, ситуация сдвинется с мертвой точки, изменится. Сегодня, например, в Омской области готовится законопроект, который позволит брать стариков в приемную семью, при этом семье планируют платить пособие в размере почти 6 тысяч рублей. Разве это плохо? И надо, чтобы люди об этом знали.

    Как мы относимся к старикам, так наши дети будут относиться к нам. Пока мы не поймем это, каждый из нас рискует оказаться на «Нараяме».

  • Комментарий скрыт
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 февраля 2014 в 17:25 отредактирован 24 февраля 2014 в 17:33

      Борис Бочаров, у меня два примера из личного опыта (хотя и косвенно): про один я уже написал (пьющий сын, гнобящий свою мать и позже подавший на нее в суд, чтобы отсудить ЕЕ дом. Был только свидетелем: понятно, я лишь свидетель, но было больно это наблюдать).

      2-й пример: мать 67 лет упала в ванной и сломала шейку бедра. Сын 3 года ухаживал за ней, неходячей (кормил, обмывал, подмывал), не жалуясь на то, какая "мать - сука", как это было в первом случае. Поставил на ноги. Один.

      Есть россстатистика, что только 10% детей регулярно навещают своих родителей в домах престарелых. У 8 из 10 есть родные и близкие, способные их содержать.

      Что бы народ не говорил (может, в их краях всегда было так), я вижу потрясающую разницу в отношении молодых к пожилым именно в России. Имею возможность сравнивать с Беларусью, где живу, со среднеазиатскими республиками, где работал.

      Три года тому стал свидетелем того, как в поезде избили старика подвыпившие бугаи. За то, что тот возмутился их громкой бранью. Вывели в тамбур и дали по лицу. Никто не вмешался (мое имя тоже не С.Сталлоне).
      Хамство, неуважение, равнодушие в таких ситуациях регулярно наблюдал в Смоленске и Москве, где бывал.
      И здесь достаточно быть всего-то наблюдательным. Без статистики и красивых цифер на казенной бумаге..

      Верно сказали: чтобы делать выводы, нужно выслушать самих стариков.

  • Расскажу один случай из собственной практики: при проверке стариков по линии соцзащиты, в г. Сейди (городишко Туркмении на границе с Узбекистаном) нас направили к одной русской бабушке (чем она была необычна, так это тем, что русских там не было - глубинка).
    Переехать в дом престарелых в областной центр она отказывалась, доживала свои дни в довольно плачевном состоянии. Я тогда был молод и глуп - ничего лучшего не нашел, чем сунуть ей какие-то свои деньги и выслушать ее банальную историю: детки уехали в Россию, обещали потом и ее к себе перевезти, да как это всегда бывает, "недоперезли" ("У них проблемы, жилье всего две комнаты на троих - куда меня к ним?").

    Местные, туркмены, навещали ее, помогали, как могли. Один из них, молодой по возрасту, но не умом, тогда сказал мне: "Поездишь по нашим домам, увидишь, что, в основном, это русские старики. Туркмену своих родителей бросить - позор".
    Я тогда на него обиделся: я тоже русский, а русские - великая нация и все такое. Но поездив по стране, к своему стыду, вынужден был признать, что он был прав. Куда бы я не приезжал, кругом были русские, славянские лица.

    Год спустя я снова был в тех краях и, конечно, попросил меня отвезти к той бабушке. Мария ее звали, помню, как сейчас. Увы, я опоздал. Бабушка Мария умерла так и не дождавшись своих деток, у которых ведь "были проблемы" - им нужно было машину купить. Или квартиру обменять на более просторную. Или еще что.

    К чему это я так высокопарно? Да лишь к тому, что даже если 1% наших стариков доживают свой век не в своей семье, окруженные детьми и родственниками, а во всем мире из 20%, то и здесь нечем гордиться.
    Съездите, навестите, пообщайтесь. Потом может быть поговорим.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 22 февраля 2014 в 23:38 отредактирован 25 февраля 2014 в 09:33

    Игорь Ткачев, откуда дровишки, из какого лесу? «К сведению, Россия… не только занимает…одно из первых мест в мире по числу домов престарелых на душу населения».

    Пенсионный возраст в США и для женщин, и для мужчин равен 67 годам. Ожидается, что его подымут до 70. В отличие от России (да и др. стран СНГ) в Америке и старушке Европе проживание и умирание людей «старше нетрудоспособного возраста» в домах престарелых считается нормой. Большинство людей трудоспособного возраста считают, что если человек не может жить один (ухаживать за собой, готовить кушать, обслуживать жилье, платить за дом), то его надо отправить в дом для престарелых. Многие люди при достижении пенсионного возраста стараются сами переехать на отдельное место жительства, поскольку ни образ жизни, ни сам дом детей их не удовлетворяют. Хотя в развитых странах Запада развитая система клубов, домов отдыха и для пожилых людей, что позволяет им много времени проводить в кругу своих сверстников.

    Причем в США помещение пенсионера в дом престарелых (дом – интернат, пансионат) дело не добровольное. Если муниципальная комиссия, состоящая из врачей, социальных работников, юристов посчитает необходимым постоянный уход за старым человеком, то он навсегда отправляется в дом престарелых. Общественность не осуждает «ссылку» пенсионеров в интернаты, а наоборот поддерживает.

    Причем содержание в пансионатах каждый оплачивает сам. Если денежных средств на счету не хватает, то все движимое и недвижимое имущество пенсионера распродается для оплаты проживания. И лишь когда деньги от продажи имущества исчерпаны, все расходы, связанные с проживанием и обслуживанием пенсионера, берет на себя государство.

    В США около 40 млн. чел старше 65 лет и для них действует около 17 тысяч домов престарелых, рассчитанных в общей сложности на 1,9 млн. мест и заполнены они на 90 – 93 %.

    В России же из 32,5 мл. людей «старше нетрудоспособного возраста», т.е. 55/60 лет для Ж/М и порядка 1400 домов для престарелых (и инвалидов), рассчитанных в общей сложности на 270тыс. мест и заполнены они на 95 – 98 %. За последние годы число проживающих возросло всего на 10 тыс. чел, при росте числа пенсионеров за это же время на 750 тыс. чел.

    А вот то, что мы занимаем одно из первых мест по «качеству» обслуживания пенсионеров и инвалидов в домах-интернатах, то это правда.

    Данную статью можно отнести к классике трепотни лица, не владеющего темой, и не важно какой титул это лицо имеет.

    Оценка статьи: 1

    • Вячеслав Озеров,

      1) есть такая статистика. Я с ней сталкивался при изучении данного вопроса. Ее можно оспорить - на то она и статистика-).
      Единственное, что оспорить будет трудно, довольно спокойное отношения к тому, что все больше и больше случаев избавления от стариков в ДП, и не только.

      Потом, у меня личный опыт (я уже писал: я мониторил дома престарелых в Ср.Азии - о них и написал, а также изучал вопрос со стариками в России со своими коллегами, хотя лично дома в России не посещал). Не думаю, чтобы вы хотя бы имели такой опыт, рассуждая о такой же статистике в США.

      Раз вас интересует статистика, то есть, например, такая, официальная: "8 из 10 стариков, проживающих в домах престарелых, имеют родственников, способных их содержать. Но, тем не менее, они отосланы в приюты. Родственники от них отказались". источники вы найдете.

      2) О США я, по-моему, ни написал не строчки. Отчего вы приглашаете меня обсуждать ситуацию со стариками там? мне она не знакома.
      Не приводил в пример и Европу. Это вы провели такие аналогии на весь комментарий. Я писал о странах Ср.Азии, где жил и работал.
      И даже если мы возьмем вашу статистику там, и поверим ей, и ужаснемся ей, положение со стариками в РФ покажется нам не таким уж критическим? Не все, знаете ли, познаются в таком сравнении. Есть просто понятные вещи, без сравнений.
      Не будем развивать тему США - я о них не писал.

      ПС Я некоторое время, по работе, знал людей (один из Москвы, вторая из Смоленска, третий из Краснодара), которые отдали своих стариков в такие дома. Общался долгое время с ними, знаком с настроениями. Так вот, и они, подобно некоторым здесь, с пеной у рта уверяли меня, что ничего страшного в том нет, что старики доживают свой век в ДП. "Это нормальная, современная практика".
      При это, они, как и вы, отрицали вообще наличие проблемы. Знаю, это такая замыленность и глаза, и очерствелость души.

      Горячность, с которой здесь отрицают само наличие проблемы, заставляет думать, что не так уж я и не прав. Тем более, что аргументов, предметно по теме, я так и не увидел-)

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 24 февраля 2014 в 15:52 отредактирован 24 февраля 2014 в 15:55

        Игорь Ткачев, если Вы пишете "о странах Ср.Азии, где жил и работал", то причем здесь Рф? Разве не Вы пишите «Россия… занимает…одно из первых мест в мире по числу домов престарелых на душу населения»? Правда, потом пишете, что «в начале 2000-х я по работе проверял дома престарелых и детские дома в Туркмении» и делаете вывод, «что некоторым из нас сдать своих стариков в дом престарелых, выгнать на улицу или воевать с ними до конца их дней уже не так страшно, как это было совсем недавно – лет тридцать тому».

        Так Вы о чем: об о России или о Туркмении? О чем: о поведение жителей бывших союзных республиках, или о том - почему некоторые в России сдают «своих стариков в дом престарелых…»?

        То, что "8 из 10 стариков, проживающих в домах престарелых, имеют родственников, способных их содержать", я знаю давно – ещё со времен развитого социализма, а в 90-е и 00 - е годы наблюдал это неоднократно, присутствуя на заседаниях городской комиссии по рассмотрению заявлений о направлении в дома-интернаты (как предствитель общественной организации). Но совершенно с Вами не согласен, что в России это явление имеет массовый характер.

        Я сам работаю в системе социальной помощи населения и знаю, что надо сделать, что бы «оформить старика в интернат», но в моем окружении нет никого, кто бы хотел «сдать своих стариков в дом престарелых, выгнать на улицу или воевать с ними до конца их дней».

        Хотя знаю примеры, когда старики явно отравляют жизнь своим младшим родственникам или остаются на улице. Часто, не из-за состояния здоровья, а из-за своего характера, провоцирующего войну с детьми и др. окружением. Причем, как правило, у детей этих стариков в детстве был дефицит родительского внимания.

        Несмотря на то, что органы социального обеспечения и дома-интернаты у нас существуют не одно десятилетие, становление в РФ полнокровной социальной помощи населению, в том числе для старшего поколения, происходит лишь последний 1,5 десятка лет. Но и за это время сделано столько, сколько не сделано за все времена Советской власти. А сколько предстоит ещё сделать в этом социальном институте. В первую очередь, в изменении отношения людей к социальной помощи, и как потребителей, и как предоставителей этих услуг. Ваша статья этому явно не способствует.

        Оценка статьи: 1

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 февраля 2014 в 17:11 отредактирован 24 февраля 2014 в 17:13

          Вячеслав Озеров, отвечу коротко, дабы не рассеивать ваше внимание:

          1) РФ я упомянул 1 ед. раз. В основном писал в ретроспективе - о СССР, среднеазиатских республиках и наших нравах.

          2) цифр и статистики у меня в статье нет. Кроме "1-го места" по абортам. Пускай будет 11-е место. Дело не в этом.

          3) я не сравнивал Россию с США и Европой. здесь сегодня была статья о культуре чтения - отсылаю вас туда.

          4) статья о нашем очерствении душ по отношении к своим родителям, а не о ДП, которые я также упомянул 3 раза - не больше. Название статьи "Почему мы так жестоки", а не "Почему россияне сдают своих стариков в дома престарелых".

          5) старые родителя не ангелы рукокрылые и могут попить крови. А разве я их при жизни канонизировал? Или тот факт, что они вредничают, писаются по себя и даже пьянствуют, дает нам картбланш на то, чтобы надавать им пинков и выгнать на улицу из собственной квартиры?

          6) Не видящим разницы между тем, как было и как стало, не буду разплющивать вочи: все-равно не увидят. Может, глаз замылился, или самого пока чаша сия миновала.

          На бумаге возможно все красиво. Везде рост и благоденствие. "Потребительские услуги". Но снова говорю, я не об "услугах. А о сыновнем сердце и сердце старика-отца или матери.

          Вы правы в том, что нельзя все либо очернять, либо обелять. Число возросших случаев (ДП горят, все больше случаев, когда стариков выгоняют из дома и т.д. - в том числе, по причине более пристального внимание к теме.

          Но мне, например, достаточно съездить в Смоленск или туже Москву и побыть там неделю, чтобы видеть различия в отношениях обычной молодежи к старикам: хамство, грубость, равнодушие. Они - не везде. Их просто очень много. И они уже норма.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 февраля 2014 в 01:21 отредактирован 23 февраля 2014 в 01:21

      Вячеслав Озеров, это нЭкоррЭтно. Если Вы владеете темой глубже автора, напишите анти-статью, что уже практиковалось здесь. А так...? - Можно любого выставить с любым титулом в угодном комментатару виде. "Ничего личного, только тема статьи."

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, не переживайте. Тем более, что Вячеслав проскакал весь комментарий на свое американском коньке, а я о США не писал.
        Он ставит под сомнение мои данные (основанные на личном, рабочем опыте, заметьте), но приводит свою статистику по США, даже не будучи оттуда. Разве он сам себя, на наших глазах, и не пожирает?-)

        • Игорь Ткачев, я особенно не переживаю, просто интересно читать примеры, "как НЕправильно читать статьи?"

          Среди знакомых и частично родных я знаю здесь два случая проживания в ДП. Всё очень толерантно и кажется беспроблемно: на праздники "клиента" привозят домой, общаются, посещают и ТАМ. При всей вынужденности такого исхода, осадок остаётся.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 февраля 2014 в 17:29 отредактирован 24 февраля 2014 в 17:30

            Сергей Дмитриев, прочитайте в самом низу комментарий от Бориса, который из первых рук нам рассказывает, как им там замечательно живется.
            Ведь дело даже не в том, чтобы было сытно, тепло и сиделка белозубо улыбалась.

            Я на улица тоже ежеминутно встречаю счастливых, довольных жизнью людей. Однако при ближнем рассмотрении их счастье всегда заметно редеет.
            Не верьте тому, что "кажется".

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 февраля 2014 в 21:48 отредактирован 24 февраля 2014 в 21:48

              Игорь Ткачев, я прочитал ББ. Я не обольщаюсь кажущимся и обозримым будущим. По возможности стараюсь поддерать б/м форму. "Жить-то надо." - говаривала наша соседка - бывшая "работница питания", по совместительству сексотка. Она рассказывала, как вычисляла "контриков" в войну и после.

              Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 23 февраля 2014 в 00:09

      Вячеслав Озеров, "Причем в США помещение пенсионера в дом престарелых (дом – интернат, пансионат) дело не добровольное. Если муниципальная комиссия, состоящая из врачей, социальных работников, юристов посчитает необходимым постоянный уход за старым человеком, то он навсегда отправляется в дом престарелых."
      Ничуть. Хочет - может нанимать себе обслугу. Хочет - может хоть на улицу уйти побираться. Комиссия решает, положен ли старому человеку дом престарелых.

  • Arizona Sun City... -рай на земле для стариков. Именно так я и думаю, но...Тема очень актуальна для нашей семьи сейчас. Моей американской свекрови 86. И живет она в этом славном городе в своем довольно большом доме с бассейнами, райскими кущами и т.п.одна. Почти три года назад умер ее муж. Стало трудно справляться с таким домом в одиночку, что вполне понятно. Дети живут по разным штатам. Ни с кем из детей жить не хочет-не хочет быть обузой.Приняла решение: жить одной, на столько долго, на сколько возможно, а потом- "дом престарелых". Ее мать так поступила и вообще это у них нормально. Там уход, общение с ровесниками...

    Грустно, конечно, грустно переезжать в такой дом...

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 27 февраля 2014 в 11:28 отредактирован 27 февраля 2014 в 11:28

      Ева Русски, в странах "развитой демократии" просто так принято. Человек сам за себя отвечает. Если человек уже стар настолько, что не может себя обслуживать - его переселяют в богадельню (даже если богадельню назвать интернатом для пожилых, или домом престарелых, это не изменит сути).
      А в России выселить родителей в богадельню, или уговорить их переехать туда - считалось позором для семьи. Раньше. Как с этим у нас обстоят дела сейчас - уверенно не скажу.
      Уверенно могу сказать - у нас по-прежнему это не считается нормальным.

      Оценка статьи: 5

    • Ева Русски, я не знаком с данным вопросом, но на эту тему здесь уже писали более сведущие: похоже, что не все там обстоит так радужно.

      И потом, осознание, что ты на старости лет проживаешь, пускай и в золотой клетке, обязательно должно компенсировать горечь от невозможности дожить свой век в своей семье, среди своих детей и родных?

  • Комментарий скрыт
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 февраля 2014 в 10:36 отредактирован 24 февраля 2014 в 12:29

      Гоша Саутин, милый мой недруг, я прожил в Туркмении 30 лет (уехал оттуда в 2004 г.) До этого, по линии программы Министерства соцобеспечения и программ гумпомощи, мониторил дома престарелых и детские дома.

      Дома престарелых (по одному) имелись в 5 областных центрах (Ашхабад, Мары, Ташауз, Чарджоу, Красноводск). Большая часть стариков - русские, украинцы, белорусы.
      Из местного населения, в основном, были те, у кого не было детей.

      Далее, вы мне будете рассказывать про то, что и как было в Туркмении? Забавное самомнение-)

      Людьми второго сорта русские никогда там не считались - я из тех русских. Рассказываю: ксенофобии не было, выживания не было, хотя среди нас были настроения, по причине туркменизации (язык, культура и т.д.) оттуда уезжать. Что многие и сделали.

      Вы пишете: В 2000 году в Туркмении проживало 100 тысяч русских(2% всего населения) и они считались людьми второго сорта. Таких не то что в дом престарелых не брали, им и зарабатывать не давали. Откуда такой опыт? Я повторюсь, можете подостыните: я из тех русских. Мои друзья и знакомые.
      Кстати, в отличие от братьев-русских, многие из которых были настроены негативно к этническим русским - нам, которые возвращались на свою историческую Родину, туркмены почти никогда (разве в каких отдельных случаях) не проявляли неприязни к "старшему брату".
      Как же можно так оперировать жареными фактами? Вы что, там жили? Откуда такая категоричность?-)

      Далее, читаем внимательно: А между тем на свете есть страны, далеко не такие богатые и великие, в которых домов престарелых нет, или почти нет, просто потому, что там испокон веков сильны традиции чтить и уважать не только великих почивших предков, но и «предков» еще живых. К таким странам относятся и все те бывшие республики, «страны третьего мира», которые принято у нас упоминать не иначе как с презрением по причине тех неразвитой экономики: Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия.

      Далее, у кого проблема с цифрами (ваши 2 млрд. стариков в Европе выдают в вас статиста-математика-) - думаю, у всякого более-менее, внимательного читателя, вопроса не вызывает. Тем более, что цифр я не приводил.
      И Европа здесь не показатель - я ее в пример и не ставил. Показатель (снова, вчитайтесь) - те самые отсталые бывшие республики СС.

  • Очень уж правильная и потому бестолковая статья. Проблема "отцов и сыновей" - практически неразрешимая. Сложно в этом деле обобщать... Есть, конечно, традиции отдельной нации, но и там не все так радужно.

    ИМХО: лучше рассказывать про единичный случай, чтобы за душу брало. Мораль сам читатель найдет. И выводы сделает. Этого достаточно.

  • Комментарий скрыт
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 24 февраля 2014 в 11:49 отредактирован 24 февраля 2014 в 11:50

      Маргарита Ромашкина, это хорошо, что у Вас так.
      Я же этим вопросом занимался профессионально: картина открылась совсем иная, чем та, что была в пределах и моих знакомых-) (я вообще не знал, что такая проблема существует-)

      "Не хочу быть обузой" - это и есть та простая реакция на отрицательное отношение детей. Оно не обязательно должно быть явным.

  • Тема трудная, комментировать тяжело, написано хорошо и впечатляет.
    Люди очерствели, обазулились, как говорили в деревне.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, как видите в комментариях, "в Багдаде все спокойно".
      Умение замечать падение нравов и нравственности подразумевает наличие их у самих же себя, в какой-то степени.
      Те же, кто не замечает этой боли вокруг, похоже, либо слеп, либо, что хуже, безнравственен.