Я топал по улицам Берлина и тут вот тебе на: «атака» бабушки на велосипеде. Пожилая женщина буквально выскочила, как черт из табакерки, и передним колесом почти смяла меня. Бабуся — в шлеме!!! — оказалась заметно в возрасте, но что примечательно, молодецкий блеск в ее глазах не угас. Думаю, даже если бы она меня переехала, то и тогда бы тот блеск не померк. Мне подумалось, что ей пора бы давно уже у подъезда сидеть, как русские бабушки, да разносить слухи про соседей и невестку, так нет же: она села на «велик» и давай «давить» русских туристов! Впрочем, никого она давить не хотела, это я шел не там, где положено.
От бабушек перейдем к более юным созданиям. Я с удовольствием смотрел, как молоденькие жительницы Берлина колесят на своих велосипедах, шныряя повсюду озорно и завлекательно. Даже ночью они не боятся одни выехать в парки с оголенными ножками в шортах или обтягивающих трико. Это с одной стороны. Но когда дед лет под восемьдесят, наверное, «нарисовался» передо мной, крутя педали, я понял что Берлин — настоящая столица велосипедистов.
Но так было не всегда. Мощное развитие велосипедной инфраструктуры в столице Германии пришлось на 2000-е. Своеобразным импульсом к оному стало утверждение Парламентом Германии «Национального плана развития велосипедного транспорта 2002−2012». Данный документ предусматривал, что за указанное время будет построено — 10 000 км! — дорожек для велосипедистов. А ведь это почти четверть окружности всего Земного шара! Плюс возводится необходимая инфраструктура: парковки для велосипедов, пункты проката, мелкого ремонта и, что совсем уж экзотично — на улицах крупных городов устанавливаются специальные светофоры для велосипедистов и рисуются узкие «велозебры». Отдельные!
Сходу понять сию систему человеку со стороны непросто. Тот, кто оказался в Берлине впервые, как я, например, часто даже не знает, что стоит на велосипедной полосе движения. Дело в том, что она проходит совсем рядом с тротуаром для пеших жителей и выделена бордовым цветом. Неискушенному туристу типа меня просто кажется, что это так красиво сделан тротуар вообще. Разноцветный! Да еще внизу далеко не везде нарисованы забавные человечки с большими сферами, символизирующими колеса.
Я шел вольготно по такой дорожке, не ведая, что занимаю ИХ территорию. Они — велосипедисты — мне сигналили, объезжали, пытались переехать меня… Их было так много! Но я бросал им гордое по-русски: «Чего трезвонишь! Не трамвай, объедешь!» И они объезжали. А ведь я просто не понимал, что должен сойти с их дорожки и перейти на пешеходную…
Такого массового увлечения велосипедами, как в Берлине, я нигде не видел из крупных городов. Ситуация совсем уж фантастическая, но я стал ее свидетелем лично: мужчина — клерк в черном костюме, в галстуке топает по направлению лимузина представительского класса. Конец рабочего дня. Центр Берлина. Ботинки этого человека сверкают чистотой, аккуратнейшая прическа, костюм без единой помятости. Сразу видно, что мужик служит крупным функционером в госструктуре или занимает важный пост в коммерческой корпорации.
У нас бы он передвигался в толпе лысых звериноподобных охранников, нырял в свой лимузин моментально, не вдыхая достаточно воздуха улиц. Но мы не в Москве, а в Берлине! И вот наш герой, вместо того чтобы садиться в салон лимузина, проходит мимо оного и идет прямо к куче велосипедов. Корпоративная велостоянка! Далее клерк прыгает в велосипедное седло прямо в костюме, надевает велошлем, цепляет подвязки на брюки внизу, чтобы штанина не попала в цепь и, не переодеваясь, чешет в конце рабочего дня домой. Обнаглел! В галстуке, смокинге, лакированных штиблетах, да на велосипеде.
Люди в Берлине при поддержке властей реально стали пересаживаться на велосипед вместо автомобиля. И стар, и млад. Офисный планктон решил, что проще доехать без пробок на работу, крутя педали, чем вертеть нервно «пятой точкой» в автомобильной пробке, понимая, что никуда отсюда, голубчик, ты не денешься. Миновать пробку по отдельной велодорожке на двухколесном друге легко, а вот на автомобиле — без шансов.
Если сравнить велосипедистов в Москве и Берлине, то это как бы люди вроде одинаковые — те же две руки и две ноги, но и как будто с другой планеты. Наши зашуганные, вечно им сигналят автомобилисты, ездить негде, и приходится, рискуя жизнью и здоровьем, жаться к обочинам дорог. Бездомные собаки атакуют российских велосипедистов со всех сторон, у нас легко отвлечься и угодить в яму передним колесом и потом лететь в кювет, подобно израненной птице. Адреналин!
Наши московские любители «велопокатушек» одеты обычно в тренировочные брюки, а то и в джинсы, кроссовки, а на голове — залихватская бейсболка или кепка, движения резки, отрывисты. У немецких же велосипедистов движения плавные, расслабленные. Никто их не атакует, отдельные дорожки, отдельная инфраструктура, отдельное отношение к ним властей.
А их одежда! По мне, так они похожи на инопланетян. Обтягивающие ноги трико, капсуловидные шлемы, как в фильмах про пришельцев, влитая куртка типа ветровки, часто с отливом. Ездят тут на велосипеде круглый год, даже зимой, что поразительно.
Кстати, носить шлем при езде по городу на велосипеде не обязательно. Нет такого циркуляра, нет такой обязанности. Можно хоть шапку-ушанку на голову надеть, но порядок есть порядок, и немцы, как никто другой, следуют данному правилу. Положено по рекомендуемым правилам техники безопасности надеть шлем — значит, он будет надет. Молодцы в этом плане немцы, берегут себя и своих родных.
Берлинцы садятся в седло целыми семьями. Детишки постарше едут на маленьких велосипедах за взрослыми. Карапузы помещаются в специальных крошечных детских сиденьях, которые прочно закрепляются на багажнике. А некоторые и вовсе прицепляют небольшой такой прицеп на колесиках, где сидит маленькая девочка или мальчик. Есть даже прицепы для близнецов!
Я удивлен и повторюсь: Берлин — рай для велосипедистов.
А еще мэр Лондона Борис ездит на работу на велосипеде. По поводу Берлина - меня тоже поразило такое количество велосипедов. НО! Там полно велодорожек. И все велосипедисты ездят по ним. А мы, постсоветские туристы, частенько по этим самым велодорожкам пытаемся ходить. Хотя там у велосипедиста преимущество.
1 Ответить
Завидую берлинцам! Нам тоже не хватает такой программы! У автомобилистов хоть какие-то представления о правилах (хотя, например, бесит слишком сильное прижимание к правой стороне перед перекрестком), а вот пешеходы в парках - отдельная категория. Идут по середине дорожки, по левой стороне, создавая проблемы велосипедистам, которым, как тому бедному крестянину, податься просто некуда...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дикий народ!
0 Ответить
"Положение обязывает" меня оставить комент о статье. За исключением излишних художественных прибамбасов статья даёт хорошее представление о вело-Берлине. На месте автора я бы поинтересовался моделями великов. Часто ли ездЮт с прицепами? Есть ли на весь Берлин хотя бы один(!) AUTOBIKE?, которому я посвятил оду.
В позапрошлом году мы тоже побывали в вело-царстве г. Хилтон Хэд на Восточном побережье. В Сети можно найти об этом курортном городе. Я посылал фото, где стайка отдыхающих на великах дифилирует по плотному после отлива пляжу.
На фото с энной попытки мой супер-прицеп, на котором я уже много чего перевозил достаточно объёмного и тяжёлого.
Я уже замастырил прицепчик поменьше и более дизайный. Как только загружу фото в комп, приложу тут же.
1 Ответить