Анатолий Пастухов Грандмастер

Какой цвет - самый главный в жизни?

Вы никогда не задумывались над тем, почему запрещающий «глаз» у светофора красный, а не, скажем, белый или синий? Если не вдаваться в подробности, то ответ очевиден — красный цвет психологически нами воспринимается как «тревожный», «опасный», «предупреждающий», «сигнализирующий». По этой причине ему и отдается предпочтение в светофорах, семафорах, упреждающих надписях на стенах, щитах… Давайте ради любопытства «копнем» тему немного глубже.

itm20 , Shutterstock.com

Еще первобытные люди в наскальных рисунках использовали три цвета — черный, белый и красный. Возможно, это было связано с доступностью «производства» таких красок. Черная делалась из сажи, смешанной с жиром убитых зверей. Для белой краски применяли белую глину. Роль красной выполняла охра (обычная глина, которую прокаливали на костре для большей контрастности — получался как бы насыщенный красный цвет). В более позднее время красный цвет в жизни человека стал приобретать особый «статус» важности. Дело в том, что этот цвет нашими глазами воспринимается намного быстрее, чем другие цвета. Даже ребенок спустя несколько недель после рождения тянется в первую очередь к красной игрушке, когда ему подают несколько игрушек разного цвета. То есть глаз малыша уже выделяет красный цвет как более заметный.

Если же говорить, опираясь на научные данные, то этот цвет имеет все основания на то, чтобы считаться самым главным в нашей жизни. Доказательства? Вот они.

Красный цвет мобилизует мозг человека во время принятия решений. Много раз проводились такие эксперименты: двум группам людей с одинаковым уровнем образования давали одинаковые по сложности кроссворды, но у одной они были напечатаны красным шрифтом, а у другой — черным. При обработке результатов регулярно выяснялось, что в первом случае за то же самое время давалось правильных ответов на 20−25 процентов больше, чем во втором. Тогда почему это не учитывают в редакциях газет и журналов, печатающих кроссворды? Причина в том, что быстро разгадываемый кроссворд не столь привлекателен для читателей, чем сложный. Да и красная краска в полиграфии стоит дороже черной…

Но обратим внимание вот на какой момент. Различные компании свой фирменный знак заказывают дизайнерам-художникам полностью красным или с оттенками этого цвета. Особенно это касается торговой сферы. Тут все дело в том, что данный цвет в маркетинге во всем мире признается как цвет «лидерства». Многочисленные опросы среди покупателей показывают, что при одинаковом товаре (по качеству и цене) они предпочтение отдают тому, который упакован в красную коробку. На Западе даже проводился такой эксперимент: в магазины одновременно доставляли дорогой парфюм одной и той же фирмы в абсолютно одинаковой упаковке. Но в одном случае коробочки были перевязаны яркой красной лентой, а в другом — не имели ее. Оказалось, что первая партия разошлась быстрее, хотя парфюм с ленточками стоил дороже.

Эффект «концентрации» внимания, хорошо выраженный у красного цвета, активно используется во многих сферах нашей жизни. Многоцветная печать СМИ — уже давно обычное дело всюду. Давайте посмотрим, как они оформляются полиграфически. Конечно, цветовая режиссура исходит из самой редакции — в типографии лишь печатают тираж с оригинал-макетов. Допустим, у нас в руках свежий номер общественно-политической газеты. Самые важные статьи в нем имеют красные заголовки. Названия второстепенных статей даны другими цветами. Но в них красным цветом выделены рубрики. Смотрим дальше. Менее значимые материалы имеют в начале абзаца (обычно, первого) красную букву более крупного шрифта, чем сам текст.

А вот не менее интересные факты из других сфер. Медиками установлено, что красный цвет усиливает ощущения. Например, вы пришли в театр. И пока за красным бархатным занавесом завершается подготовка к спектаклю, вы невольно вынуждены смотреть на этот занавес. При этом обостряется ваше зрение, более чутким становится слух. И когда занавес открывается и тихо начинает звучать музыка, ваш мозг уже настроен на максимальное внимание к тому, что произойдет далее на сцене. По этой же психологической схеме работают многие рестораны, где блюда подают в красной посуде. Но нюанс тут в другом моменте — посуда красного цвета усиливает аппетит, а сама пища в такой посуде зрительно кажется более вкусной…

Словом, красный цвет — действительно лидер в цветовом мире. И не все его секреты с воздействием на человека еще разгаданы.

Обновлено 21.06.2014
Статья размещена на сайте 20.06.2014

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ne zatronuta tema nepriiatnih sochetaniy thwetov,osobenno shrifta i ona

  • Что-то у меня не показывается оценка. Оценка статьи 5

    Оценка статьи: 5

  • Анатолий, спасибо! Порстараюсь использовать ваши рекомендации.

    Оценка статьи: 5

  • Дык, разное берут в "последний путь" - и любимую зажигалку "Zippo", и оружие, и даже эректор... Ну, а белые тапки, все же, - классика поминального жанра.
    Багровый, фиолетовый, черный цвета - не для больниц.
    ЦВЕТА НЕПЛОХО ОБЫГРАНЫ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ:

    • Из древнего:

    Вовочка спрашивает маму:
    - Мамочка, а почему невеста на свадьбе всегда в белом?
    - Белый цвет - признак счастья, радости, чистоты... - объясняет мама.
    - А... теперь я понимаю, почему жених в черном.

    Из стоматологического
    Желтый цвет — к разлуке, подумала я, глядя на его зубы.

    Из сегодняшнего:
    - Как у тебя дела?
    - В шоколаде! А у тебя?
    - Ну… цвет, в общем-то, такой же…

    Из солидарномужского:
    Мальчик подходит к отцу и спрашивает:
    - Папа, а почему 8 марта в календаре красным цветом выделено?
    Отец отвечает с надрывом в голосе:
    - Это цвет нашей мужской крови, сынок!

    Из современного школьно-физического:
    xxx: фраза про цвета радуги: Каждая Огромная Ж.па Знает Глубину Своей Филейности

    Из современного школьно-элитарно-физического:
    Радуга =Крадётся осень, Жара затмилась глубиной. Синеет Фудзияма.

    Оценка статьи: 5

  • Белые тапки - уже анахронизм. В туфлях хоронят. Даже на шпильках. И мобильник кладут усопшему с собой "в дорогу".

  • Зашел в ритуальное бюро. О цвете: Гробы есть черные, красные, фиолетовые, светло-коричневые с перламутром. А вот тапки - белые. Белые тапки - эмблема печали. Смешанное умиротворение...

    Оценка статьи: 5

  • Денис Широкопояс Денис Широкопояс Читатель 22 июня 2014 в 06:23 отредактирован 22 июня 2014 в 06:24

    Моим любимым цветом был зеленый.
    Потом вкусы менялись. И его место вытеснил черный.
    Был период когда я отдавал предпочтение фиолетовому.
    Хоть и ненадолго.

    Postscriptum. Расскажите мне о них? {вопросительная интонация}

  • Хороший или нехороший цвет?.. Этот - лидер, этот - в середнячках, а этот и вовсе аутсайдер?.. Что-то новенькое в цветоведении.

    Сам цвет редко бывает один - как правило сочетание цветов. И редко кто обращает на это внимание - один цвет акцентируется на фоне других непроизвольно. Есть так называемые "пограничные" цвета - на границе человеческого восприятия. Они особо воздействуют на психику человека (практически раздражают), да и то - неодинаково для всех. Цветоощущения индивидуальны.

    Цвета воздействуют на психику. По-разному воздействуют. Например, белое на зеленом – самое удачное сочетание цветов, благотворно воздействующее на психику человека, а черное на желтом – наоборот.

    Цвет – это больше, чем характеристика предмета. Цвет – в каком-то смысле сакральный, скрытый в подсознании символ, ориентируясь на который можно составить целостную картину своих предпочтений. Вполне понятно, почему придается первостепенное значение цвету при описании чего-либо.

    На мой взгляд, главным цветом можно считать тот, которой несет умиротворение и комфорт человеку, а не раздражение.