Первое мощное оборонное сооружение в этом районе появилось более чем за пятьсот лет да нашей эры. Это случилось в момент расцвета иллирийской империи, когда крепость должна была защищать крупный торговый перекресток в месте слияния рек Дрин и Буна. Вот с тех самых пор и стоит на берегу одного из красивейших озер на Балканах город Шкодер, ныне четвертый по численности населенный пункт Албании (около 200 тысяч жителей) и самый влиятельный католический центр страны. Километрах в двух от города на южном берегу Шкодерского озера стоит одинокая скала, а на ней древняя крепость с романтическим названием Розафа. Эту гору и крепость мы увидели еще с дороги и следили, как она все приближалась и приближалась.
Существует легенда по поводу названия крепости. Три брата решили построить на горе крепость, но никак у них эта стройка не ладилась: стоило построить стену, как она разрушалась. И тогда они обратились к богам за советом, как же им укрепить эту стену. Боги ответили, что скрепить камни можно только человеческой жертвой: надо замуровать в стену красивую молодую женщину, у которой недавно родился ребенок. У младшего брата была красавица жена Розафа, у которой только что появился младенец. Вот ее со слезами и замуровали, причем так, чтобы она смогла кормить своего ребенка. В ее честь и была названа крепость города Шкодер… Но мы надеемся, конечно, что это только легенда, хотя и очень красивая.
Перед въездом в Шкодер мы в очередной раз заметили вывеску, где написано слово, которое мы смогли идентифицировать как «лаваш». Гид объяснил, что речь идет о ближайшей автомойке, их в стране неисчислимое множество, открыто столько рабочих мест, что безработица здесь не грозит. Албанцы так любят свои машины, что готовы их мыть с утра до вечера. Возникает вопрос: сколько же машин имеется в Албании? Оказывается, в стране не так и плохо с личным автопарком, по дорогам Албании бегают тысячи разнообразнейших легковушек, преимущественно это мерседесы, к которым албанцы испытывают необъяснимую любовь. Правда, здесь не такое огромное количество автохлама, как об этом писали несколько лет назад коллеги-путешественники. Действительно, мерседесов много, но появились и другие марки машин. Вот и мы ездили с Алдором на его BMW, и машины значительно помолодели, что говорит о растущем благосостоянии албанских граждан.
Мы въехали в Шкодер, показались первые многоэтажки, строящиеся жилые дома, явно новая с одним минаретом мечеть, вероятно, рассчитанная на жителей этого микрорайона. Вдали показалась тоже новая, но уже большая мечеть, закрывающая величественный христианский крест.
Итак, несколько слов об истории Шкодера. Город был основан в IV веке до нашей эры иллирийским племенем Лабеати. Вскоре его захватили римляне, следствием чего стало его бурное развитие, он превратился в торговый и военный центр. В начале VII века уже нашей эры в его окрестностях появились поселения славян, активно распространяющихся по всему полуострову. В дальнейшем город вошел в пределы крупного славянского государственного формирования Дукля, а затем других средневековых государств Рашка и Зета. В 1479 году уже после смерти Скандербега город был захвачен турками и разорен, большая часть населения бежала, а оставшаяся была насильно омусульманена.
Новая история Шкодера началась, когда по решению Лондонской конференции великих держав в мае 1913 года город вошел в состав новообразованного государства Албания и с тех пор в ней и находится, не считая нескольких лет оккупации в двух мировых войнах.
Мы добрались до площади с символическим названием «площадь Демократии» (интересно, как она называлась при коммунистах?). Красивый фонтан с неминуемыми сизарями, памятник албанскому солдату-освободителю, выход к построенной в последние годы храмовой мечети Шейха Замила Абдуллы Аль-Замиля и старинный маленький замок из серого камня, символизирующий бесконечную связь времен — вот чем запомнилась нам эта площадь.
Погуляли по площади и отправились дальше, солнце уже устремилось к горизонту, а мы еще не добрались до гостиницы, пришлось поспешить. По дороге посмотрели на здание национального драматического театра, да на фасад францисканской церкви на Руга-Ндре-Мджеда. А совсем недавно, каких-то лет двадцать назад, в ней еще проводились баскетбольные матчи, ведь при коммунистах в этом здании был баскетбольный зал…
Вот мы подъехали к центральной пешеходной улице города, которая имеет полное название «Rruga Kolё Idromeno». Машина остановилась перед «кирпичом», и мы пошли за угол — оказалось, что именно в этом угловом здании находится лучшая гостиница Шкодера «Hotel Colosseo», в которой у нас забронирован номер. Сразу скажу, что отель оказался просто замечательным. Идти ужинать далеко не пришлось, ресторан был расположен на верхнем этаже этого четырехэтажного здания. Мы разместились на балконе, выходящем на пешеходную улицу, и начали рассматривать окрестности. Внизу лежала почти безлюдная улица, где в каждом здании были пустые магазины, ресторанчики, кафе, дискотеки. Мы сидели на балконе, ели вкусную еду за смешные деньги, пили обалденный кофе с холодной водой и были вполне довольны и тем, что увидели, и еще больше тем, что ждет нас впереди.
Скоро совсем стемнело, мы вышли прогуляться по улице, которая за эти полчаса буквально преобразилась — зажглись фонари, выгодно подсвечивающие красивые дома, зазвучала музыка, откуда-то появились люди, их количество непрерывно росло. Мы прошли улицу из конца в конец, посмотрели на витрины, ничего интересного не нашли и отправились отдыхать. Завтра снова длинный насыщенный день, надо осмотреть Шкодерскую крепость и погулять по берегу Шкодерского озера.
Константин, откуда Вы это узнали? Я думал, что перелопатил все об Албании, когда писал для своего сайта, но об этом слышу впервые. А ведь здорово придумано. Спасибо большое
0 Ответить
Я же, Владимир, как-то писал, что у меня младшая была в Черногории и на один день ездила в Албанию. Заезжали они с экскурсией и в эту крепость. Правда, легенду ей рассказали несколько в ином варианте, чем написано у Вас. Но на то они и легенды, чтобы у каждого экскурсовода была своя, личная версия той давней истории.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Белые потеки на стене крепости - следы молока, что текло из груди замурованной женщины. Албанцы верят, если с этих потеков соскоблить каменную пыль, а потом выпить её женщине, у которой пропало молоко, то она снова может кормить своего ребенка. То же касается и женщин, у которых нет детей. Пей эту каменную пыль и дети будут. И ты сможешь их кормить.
Оценка статьи: 5
3 Ответить