Вроцлав не очень популярен среди туристов. Но в этом есть свои плюсы. Если в Кракове, Праге или Париже вокруг себя видишь толпы туристов, иногда даже проблематично сфотографироваться на фоне какого-нибудь красивого здания, то во Вроцлаве экскурсии очень спокойные. Своего гида точно не потеряешь в толпе.
Вроцлав — четвертый по величине польский город с населением около 650 тысяч человек. Особо впечатлила доброжелательность горожан и, так сказать, «активное спокойствие». Хоть эта фраза и звучит противоречиво, но по-другому объяснить сложно. Вроде бы все куда-то быстро идут, едут, чем-то заняты, в торговых центрах много людей, но при этом не появляется ощущение спешки и усталости. Наверное, это мне понравилось больше всего. В каждом городе чувствуешь себя по-разному: одни города выматывают своим ускоренным ритмом жизни, в других все вокруг происходит, как на замедленной пленке, а вот во Вроцлаве все в самый раз. Это только мое впечатление, но ведь каждый путешественник знает, что есть города его и не его. Здесь есть старинные соборы, здания, интересные музеи и вместе с тем возможность спокойно посидеть на открытых площадках баров и ресторанов, в парках на берегу реки. Из Вроцлава легко добраться поездом или автобусом до соседних польских и немецких городов.
Мы приехали поездом и сразу были приятно удивлены Центральным железнодорожным вокзалом. Красивое величественное здание темно-оранжевого цвета считается одним из семи чудес Польши. Вокзал был построен в 1855−57 годах в неоготическом стиле. Потом его несколько раз перестраивали, последняя реконструкция была сделана несколько лет назад накануне проведения Чемпионата Европы по футболу Евро-2012. Вокзал — отличный образец сочетания истории и современных технологий. Внутри — новая современная отделка, комнаты ожидания, указатели, справочные, кафе, МакДоналдс.
За зданием ж/д вокзала находится автовокзал, откуда отправляются автобусы по Польше. В другие страны, например, в Германию или Чехию, отсюда уехать нельзя. А вот автовокзал — типичный, как говорят у нас, «советский». Автобусы тоже в основном старенькие. До реконструкции еще дело не дошло.
Выйдя из вокзала, вы сразу же попадете на большую привокзальную площадь. Левее — остановки трамваев. До гостиницы можно добраться на трамвае или автобусе, но при этом надо помнить, что система оплаты отличается от нашей. Кондукторов в транспорте нет. Внутри находится специальный терминал, и оплачивать можно только с помощью карточки.
Мы решили идти до гостиницы пешком, тем более что большинство их них находится в центре города. И многие туристы тоже идут пешком, если чемоданы не очень тяжелые. На трамвае нам довелось проехать позднее, но с небольшими приключениями. Когда мы забрели в один райончик, то увидели, что назад пешком далековато. Решили подъехать несколько остановок. Но тут ждал «сюрприз».
Достали деньги, чтобы оплатить проезд, но оказалось, что наличными это сделать нельзя. А наши карточки терминал по какой-то причине не принимал. Прекрасно зная, что за границей штрафы за безбилетный проезд очень большие, проехали эти три остановки с явным внутренним напряжением. К счастью, контролеров не было, но этот момент надо учитывать, особенно, если пешком добраться до нужного вам места не получается. Билеты нужно покупать заранее в газетных киосках или автоматах, но они есть только на больших остановках. Билет общий для автобусов и трамваев, обычно стоит 3 злотых.
Общественный транспорт по Вроцлаве ходит круглосуточно, есть специальные ночные маршруты с 23.00 до 4.30. Трамваи современные, просторные, комфортабельные и тихие, оборудованные видеокамерами, специальными местами для инвалидов. Как и во многих городах Европы, двери не открываются автоматически: для того чтобы зайти или выйти, надо нажать специальную кнопку.
Такси во Вроцлаве имеют специальные желтые шашечки и номера телефонов. В каждой машине — счетчик, в некоторых машинах можно расплачиваться картой. Существует даже такой интересный сервис, как такси для выпивших водителей. При этом приезжают два водителя, один из которых везет заказчика, а второй — его машину. Такси можно вызывать по телефону, это обойдется дешевле, чем просто ловить на улице. О цене лучше договариваться сразу. На такси обычно добираются те, кто прилетает самолетом. Аэропорт им. Николая Коперника находится в 10 км от города. Новый пассажирский терминал был построен к Евро-2012. Можно также добраться и автобусом, который курсирует по маршруту «Аэропорт — ж/д вокзал».
Но если сразу по приезде вы планируете добираться в гостиницу на общественном транспорте или такси, в первую очередь следует позаботиться о наличии местной валюты — злотых. Расплатиться можно только злотыми или картой. Мы купили немного злотых еще дома, поэтому срочно искать обменник не пришлось. И это самый лучший вариант: намного проще найти дома банк и ехать в страну с местной валютой, чем в незнакомом городе бегать и искать.
Кстати, по своему опыту работы гидом знаю, что многие туристы игнорируют этот вопрос и уже в первый день по приезде портят себе настроение. Обменники есть в каждой гостинице, банке, но во Вроцлаве практически везде можно рассчитываться карточкой, что очень удобно. Наличные обычно нужны только для сувениров, билетов на общественный транспорт и чаевых. Обменник называется Kantor, некоторые из них работают круглосуточно. В банках курс менее выгодный.
Поселившись в гостиницу, можно начать знакомство с городом. При этом приходится очень быстро учиться понимать польский язык, потому что по-английски говорят не все, не говоря уже про русский. Но благо, язык не очень сложный для нашего понимания.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...