Мое тело подпрыгнуло и вернулось с шумом вниз. Нет, позвоночник вроде бы на месте! Что ж, ямы на дорогах есть во многих странах.
Sleeper-bus — что это?
Если у вас есть желание самостоятельно добраться из Нячанга (автовокзал находится чуть дальше знаменитого храмового комплекса Пагода Лонг Шон) до великого азиатского мегаполиса Сайгона (Хошимин), то так называемый sleeper-bus (слипбас) становится одним из вариантов выбора (цена билета — 190 000 донгов, или 9 $ по курсу, если покупать прямо в кассах автовокзала). Что же это за «птица» такая — «сон-автобус»? Во Вьетнаме он очень популярен.
Представьте себе плацкартный вагон, только в очень уменьшенном варианте. Полки для сна располагаются не поперёк вагона, а вдоль. Выходит, ноги пассажира едут вперед по ходу движения транспортного средства, а голова следует за ногами. Ярусы с полулежаками выстроены в три ряда по ходу движения. Лежаки здесь не являются в полной мере кроватями, потому что возлечь на них нельзя, они изогнуты. Положение тела при поездке в sleeper bus напоминает положение пилота в болиде, то есть пассажир полулежит-полусидит. Ступни и часть ноги до середины голени уходит в специальный кожух, остальное тело открыто.
Наиболее комфортные, если можно так выразиться, места для высоких людей расположены в sleeper bus в самом хвосте, потому что там нет упора для ног, его заменяет узкий проход к туалету. Ноги здесь у высокого пассажира свисают, если вы едете на втором ярусе, или лежат на пути остальных пассажиров, если вы на первом ярусе.
Однако в задней части автобуса присутствует и не очень приятный сосед. Туалет! О! Я скажу вам с уверенностью, что пользоваться туалетом в sleeper bus Вьетнама нужно уметь.
Туалет
Это очень узкий отсек, где на полу имеется отверстие. Туалет не имеет унитаза, поэтому он ближе к подтипу «сортир». Очень узкая дверь не дает свободно войти в помещение для крупных граждан.
Самый важный момент, что должен знать турист о туалете в sleeper bus — это время, когда лучше всё сделать. Это вам не плацкарт поезда, где туалетом пользоваться на остановках запрещено. Тут все с точностью до наоборот: идите в туалет не тогда, когда приспичило, а на остановках, коих по пути следования из Нячанга до Сайгона (Хошимина) официально запланировано три штуки минут по 15 каждая.
Я же не знал этой тонкости и пошел по малой нужде во время ночного движения. Надо сказать, что я попал в момент ремонтных работ на автомагистрали, и вообще дороги во Вьетнаме, прямо скажем, не очень. Я протиснулся в кабину и уже собирался произвести дальнейшие действия, как автобус дико прыгнул на высокой скорости на очередной дорожной выбоине. Случился конфуз: меня откинуло на дверку, которая, кстати, не закрывалась, и я чуть ли не вывалился из туалета в салон на молодую вьетнамку с ближайшего к туалету места. Меня спасли габариты. Нет, не автобуса. Я — как мужчина крупный — попросту застрял в узком проеме входа в туалет, как пробка в бутылке.
Так что настоятельный совет туристу: использовать туалет в sleeper bus во Вьетнаме на ходу контрпродуктивно. Дождитесь официальных остановок автобуса.
Комфорт
Где хранить вещи? Крючков никаких не предусмотрено, даже рюкзак на самом деле повесить негде, и единственное место для вещей — у вашего живота или за спиной.
Вьетнамцы перевозят в sleeper bus все что угодно. Себя, тёщу, грузы, собак и кошек, детей и прочее. В наш автобус было загружено в багажные отделения: чемоданы, одна собака в клетке, одна кошка (тоже в клетке). Затем подъехал парень на байке, и тут я совершенно обалдел: он слез с седла и вместе с водителем они запихнули еще горячий мопед в багажное отделение!
Когда во время пути ночью автобус кидало на кочках, то под пассажирами гавкала собачка. Затем вступал кот. Громыхал незакреплённый байк. Впереди храпела бабушка лет 70. А водитель нашего sleeper bus все время сигналил встречным транспортным средствам. Требовал пропустить. Это было очень музыкальное путешествие. Если вы турист, чувствительный к звукам во время сна, поспать в таком транспортном средстве будет непросто.
Наполненность sleeper bus
Автобус будет вести столько пассажиров, сколько решат водители. Если спальных мест 35 (к примеру) и продано столько же билетов, не думайте, что поедет 35 человек. Автобус набивают под завязку, в узких проходах, где и боком пройти трудно, на жёстких узких ковриках также будут ехать местные жители. Пройти к туалету непросто, придется проявить чудеса эквилибристики.
Запахи
Понятно, что когда все пассажиры разуваются, запах по салону идет не жожоба, хотя снятую обувь и кладут в выдаваемый целлофановый пакет. Но в sleeper bus пассажира ждет еще одна гамма ароматов: в туалете курят во время движения, и запах этот не выветрить, его тянет в салон. Тот, кто не курит, понимает, что не унюхать табак невозможно. Но бывают и приятные запахи. Утром девушка брызнула на себя дезодорантом, и стало веселее.
Влажная салфеточка
Зато с утра в sleeper bus вас удивляют с положительной стороны. Вот уже вы катитесь по пригородам Сайгона (Хошимина), уже видны реально невероятные огромные фигуры драконов, что венчают вход в один из парков города с аттракционами, а вам дают влажную салфеточку!
Так как моя иностранная физиономия после данной поездки приобрела, очевидно, мятое, глуповатое выражение, мне водитель выдал даже две штуки больших салфеток. Я обтерся обеими и взбодрился: не спал всю ночь, но бодрость пришла! Впереди меня ждали шесть дней в удивительнейшем мегаполисе Азии — Хошимине (Сайгон).
В целом у туриста может создаться впечатление, что путешествие из Нячанга в Сайгон (Хошимин) на sleeper bus (слипбасе) во Вьетнаме связано со многими неудобствами и рисками, но не стоит их преувеличивать. Да, это не столь комфортно, как на поезде (поезд стоит в три раза дороже, если брать мягкое спальное место soft-bed) и в самолёте, но хотя бы раз прокатиться на sleeper bus туристу стоит обязательно! Это уникальный вид транспорта, и вы его не забудете, в России ничего подобного нет и поэтому «распробовать» на собственный вкус такое очень интересно.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...