Дорога от международного аэропорта до столицы Аргентины, по которой в страну прибывает большинство ее гостей, положительные эмоции не вызывает. Обычное многорядное шоссе, заполненное разномастными транспортными средствами, как новыми, так и не совсем, но имеющими приличный внешний вид. Возникающие с обеих сторон дома — чаще стандартные новые многоэтажки, хотя зачастую встречаются несуразного вида разнокалиберные строения, сбивающиеся в кучу.
— Самострой и самозахват, по-аргентински «вижьи», а по-русски — трущобы. В них селятся иностранцы, наводняющие страну со всей Латинской Америки, — пояснил наш встречающий Максим Лемос, известный в Аргентине как надежный и хорошо ориентирующийся в местной жизни русскоязычный гид. Несколько лет назад он перебрался сюда из России, решив посмотреть, как люди живут за океаном. По его собственному определению, он не эмигрант, а человек, временно живущий в разных странах.
— Максим, каким тебе видится этот город? — спросили мы его.
— Разноликим, — последовал молниеносный ответ.
Вот об этой разноликости Буэнос-Айреса и хотелось бы сказать несколько слов. А начнем мы с самого начала.
Итак, знаете ли вы города, имеющие две официальные даты рождения и двух основателей? Не так уж и много, не правда ли? Буэнос-Айрес входит в их число.
Первый раз он был основан испанским конкистадором Педро де Мендоса. В январе 1536 года тот поднялся на 275 километров вверх по широченной реке, незадолго до этого получившей название Ла Плата, что в переводе означает «Серебряная», и основал там небольшое укрепленное поселение, будущий Буэнос-Айрес. Колонисты, выдержав пять лет непрерывных атак аборигенов, в 1541 году вынуждены были уйти вверх по реке в город Асунсьон, основанный в 1537 году. Поселение, оставленное ими, было разграблено и сожжено. В 1580 году экспедиция Хуана де Гарая восстановила Буэнос-Айрес на том же месте. Вот так и получилось, что у Буэнос-Айреса два основателя, а оба дня рождения празднуются с присущими аргентинцам широтой и весельем.
После основания городом его было назвать трудно, ведь там жили всего 65 испанцев и некоторое количество индейцев гуарани, союзников европейцев. Однако, благодаря прекрасному расположению, город рос и через столетия превратился в мегаполис.
…В столице Аргентины мы оказались в новогодние каникулы после многочасового перелета из Москвы с промежуточной пересадкой в Париже. В общем, ранним утром 3 января 2015 года мы въехали в огромный мегаполис, окраины которого были застроены многоэтажными зданиями, перемежавшимися с группами двух-трех-этажных построек типичного «самостроя».
Из окна гостиницы, в которую нас поселил Максим, эта разница в росте и внешнем виде домов, ее окружающих, очень даже хорошо видна. Центр города застроен красивыми зданиями, возведенными в основном в период благополучия и расцвета Аргентины (от конца XIX столетия до 30-х годов прошлого века). Этими домами можно любоваться, переводя взгляд с одного строения на другое. Удивительно красивое зрелище.
Оказавшись в центре города, трудно отделаться от мысли, что ты за океаном. То и дело возникает впечатление, что ты в Барселоне или Мадриде, а то и в Париже. И это не удивительно, ведь в проектировании многих зданий принимали участие ведущие европейские архитекторы. Вот они и придали аргентинской столице эту похожесть на крупнейшие города Старого Света. Современная застройка из стекла и бетона невольно превращает Буэнос-Айрес в обычный мегаполис, лишая его романтики.
На фоне великолепия центра города или, на худой случай, железобетонных махин, разбросанных по всей территории мегаполиса, самопальные развалюхи, захватившие немалую часть городской территории, вызывают не только недоумение, но и настоящее раздражение. Речь идет о так называемых вижях, где на самозахваченных площадях понастроено столько, что можно только диву даться, как все это еще не рухнуло. А ведь там многие тысячи людей обитают, да и чисто эстетически эти районы глаз не радуют. Но это отдельная тема.
Также отдельной темой являются городские парки. Власти уделяют их развитию большое внимание. Наличие обширных зеленых пятен на карте столицы, выполняющих роль «городских легких», не просто дает горожанам возможность цивилизованного отдыха на свежем воздухе, но и по-хорошему украшает Буэнос-Айрес.
Перемещение людей по любому населенному пункту представляет значительную проблему для властей. Практически везде существуют свои транспортные проблемы. Не лишен их и Буэнос-Айрес. В нем развиты практически все существующие на сегодняшний день виды транспорта. Метро и автобусы, такси и даже железнодорожные поезда перевозят миллионы жителей и гостей города. А что же трамваи, спросите вы.
По воспоминаниям старожилов, трамвайными линиями до 1960 года был опутан весь город. Для справки: общая длина всех трамвайных маршрутов составляла 857 километров. Однако узость улиц и загруженность дорог вынудили власти убрать этот вид транспорта. И только остатки рельсов, ведущих в никуда, подтверждают, что трамвай действительно существовал, вымер было за ненадобностью, но вот с десяток лет назад снова побежал по отдельным улицам в окраинных районах. Планы у городской администрации по развитию этого вида городского транспорта довольно большие.
И, наконец, вопрос, который волнует всех приезжающих в любой город мира. Сколько народа там живет и на каком языке с ними можно общаться? По официальным данным в Буэнос-Айресе постоянно проживает почти 3 миллиона человек, а вот в Большом Буэнос-Айресе (город с пригородами) — около 14 миллионов. Это многонациональный город, где подавляющее большинство составляют потомки выходцев из Испании и Италии, хотя частенько на улицах встречаются и переселенцы из соседних с Аргентиной государств. Ну, а общаться придется на ла-платском диалекте испанского языка.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...