Удача сопутствовала ему и в 1578 году, когда влекомый волею штормового ветра его корабль пронесло мимо Магелланова пролива, куда он направлялся, чтобы осуществить кругосветное путешествие, и вынесло в открытое море.
Так невольно впервые был осуществлен проход по самому широкому в мире проливу, соединяющему воды Атлантического и Тихого океанов, который на всех картах мира именуется проливом Дрейка. Правда, испанцы полагают, что приоритет в открытии этого пролива должен принадлежать прошедшему по этому маршруту еще в 1526 году испанскому капитану Франциско Осесу. Однако «везунку» Дрейку и здесь способствовала удача, и если об Осесе знают единицы, то имя Дрейка — вот оно, перед нами, на большинстве географических карт мира.
Во время того плавания из шести кораблей только флагманскому судну удалось пройти вновь открытым проливом в Тихий океан. Один корабль вернулся в Англию, остальные погибли. Флагман, первоначально называемый «Пеликан», штормом был отнесен далеко на юг, где его сильным течением пронесло мимо небольшого островка, и вскоре он попал в безбрежные просторы Тихого океана.
В честь счастливого спасения «Пеликан» был переименован в «Золотую лань». Причина выбора нового названия проста. Френсис Дрейк имел богатого покровителя Кристофера Хаттона, на гербе которого была изображена золотая лань. Суеверный, как все моряки, Дрейк, увидев в спасении некий знак, изменил имя своему судну, которое после этого еще много лет честью и правдой служило своему хозяину.
Ширина пролива Дрейка в самом узком месте составляет 820 км, достигая в отдельных местах 1120 км. В то же время его длина всего 460 км, а глубина от 276 до 5250 м. Часть пролива относится к акватории Атлантического океана, а часть — Тихого. Условную границу решили провести от острова Горн Огненной Земли до острова Снежный Южных Шетландских островов, являющихся частью Антарктиды.
Близость к Антарктиде накладывает свой отпечаток на пролив и все, что его окружает. В теплое время года вода еле-еле достигает 6 °C. Правда, зимой она тоже не критически холодная, и удерживается в среднем на уровне 3 °C. Поэтому замерзает пролив, в отличие от своих ближайших соседей, не более чем на четверть, что делает его судоходным круглый год. Температура воды в проливах Магеллана и Бигля примерно такая же, но там почти нет течения, в связи с чем они несколько месяцев скованы льдом.
В отличие от них через пролив Дрейка мчится громадная масса воды, нагнетаемая сильнейшими западными ветрами, бушующими между 40° и 55° южной широты и названными «ревущие сороковые». Ветра упираются в непреодолимую для них изогнутую цепь Анд, протянувшуюся от панамского перешейка до самой южной окраины материка, и в попытке найти «лазейку» устремляются на юг, создавая мощнейшее Антарктическое циркумполярное течение, или течение Западных Ветров. Эта река, несущаяся по бурному морю, перемещает воды примерно в 600 раз больше, чем Амазонка, при скорости течения до 4 метров в секунду.
Долгое время никто не рисковал пройти из океана в океан проливом Дрейка, и лишь в 1616 году голландская шхуна капитана Виллема Схоутена обогнула Южную Америку по самому короткому пути. Ими же было дано название крайней точки архипелага — мыс Горн.
С этого момента началась бурная жизнь пролива Дрейка, которая продолжалась немногим более трех сотен лет до официального открытия Панамского канала. С 1920 года проливы Дрейка, Магеллана и Бигля, дававшие до той поры единственную возможность для прохода судов из Атлантики в Тихий океан и обратно, потеряли свое значение, и о них, возможно, совсем забыли бы, если бы не присущее человечеству любопытство.
Речь идет о развитии круизного флота и появлении гигантских пассажирских судов, которым не страшны ни «бушующие сороковые», ни «неистовые пятидесятые». Пассажиры этих судов жаждут пройти по легендарному маршруту, мимо «старого людоеда» или «мыса дьявола», как моряки некогда называли мыс Горн. Ведь там западные ветры дуют с немыслимой скоростью — 35 метров в секунду, и это не предел. А волны вздымаются на высоту пятиэтажного дома, и море при этом считается довольно-таки спокойным. Летом там штормит еженедельно. Весной эта цифра доходит до двух раз в неделю, а уж зимой — шторма вообще не прекращаются.
Конечно, сидя в удобном кресле, смотреть на бушующее где-то там глубоко внизу море — это не то, что цепляться обледеневшей рукой за леера, стоя на шканцах утлого парусного суденышка, но все равно способствует обильному выбросу адреналина в кровь. Поэтому на самые популярные морские круизы, маршрут которых проложен через пролив Дрейка, путевки закупаются заблаговременно.
В эпоху Великих Географических открытий парусные суда, следующие из Тихого в Атлантический океан, постоянно шли через самый широкий пролив в мире и моряки никогда не были уверены, что им удастся покорить эту коварную водную преграду. До сих пор прохождение на паруснике через пролив Дрейка ценится среди яхтсменов подобно восхождению на Джомолунгму среди альпинистов.
Много обычаев, связанных с проливом Дрейка и мысом Горн, родилось у моряков. Самый известный среди них — следующий: якобы британская королева Елизавета I повелела, чтобы после первого прохождения по данному маршруту, английские моряки прокалывали левое ухо и вдевали в него медную серьгу, что давало им право на бесплатное посещение всех пивных на своем пути. И морякам следовало повторить этот подвиг, чтобы поменять медную серьгу на серебряную. Ну, а золотая серьга в ухе давала право считать моряка «морским волком», поскольку он три и более раз побывал на краю гибели в морской пучине.
Говорят, что всем туристам, прошедшим через пролив Дрейка и обогнувшим при этом мыс Горн, вручают специальный памятный сертификат. Мы тоже надеялись пополнить свою домашнюю коллекцию подобным документом, но нам его, к сожалению, так и не вручили.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...