Монашеская братия довольно известной Валаамской обители (архипелаг Валаамских островов, Республика Карелия, Россия) после окончания Зимней войны была притесняема, поскольку Советское правительство имело собственные планы обустройства Валаама, впоследствии воплощенные в реалии. Так братия старинного Спасо-Преображенского Валаамского монастыря покинула острова на Ладоге и обосновалась в финском местечке Хяйнявеси, что в 65 километрах от города Йоенсуу — в старой усадьбе Паппиниеми. Она была выкуплена монахами. Постепенно постройки усадьбы были приспособлены под храмы, келейные корпуса и хозяйственные помещения, где и разместились валаамские иноки.
В этой обители, существующей до сих пор, давно нет русских насельников и монахов, но сохраняются святыни, вывезенные со Старого Валаама. Но это место иноками было выбрано неспроста: именно в Паппиниеми, прежние хозяева которой — лютеране, была найдена православная икона. В этом усмотрели божий знак. Со старого Валаама удалось вывезти иконостас, старинные намоленные иконы, предметы церковной утвари и ценнейшую библиотеку Валаамского монастыря, которая насчитывает около 20 000 томов. Все это, в том числе старинные колокола, сегодня бережно сохраняется в Финляндии в разных православных обителях, а книги библиотеки большей частью — в Славянском фонде Хельсинского университета.
Но и на новом месте монахи пережили тяжелые времена. Из-за внутриконцессионных распрей монастырь едва не прекратил свое существование. Обновление пришло в 70-х годах ХХ века, когда к братии присоединились финны, проповедовавшие православие. Монастырь поистине ожил. Уже 1977 году на его территории возвели храм по проекту финского русскоязычного архитектора Ивана Кудрявцева. Этим объясняют сегодня заметное архитектурное сходство Валаамского храма с новгородскими и псковскими церквями. С того же времени здесь действует теплоцентр, и по сей день монастырь отапливается древесными брикетами.
Новый Валаам на территории Финляндии стал символом православной культуры и религии. Епископ Йоенсусский Арсений, который весной 2015 года выступил с лекцией в Генеральном консульстве Финляндии в Санкт-Петербурге и оказал честь личного знакомства, считает, что каждый год в монастырь приезжают более 150 тысяч верующих со всех стран мира, в том числе из России.
Братия производит оригинальные товары: ягодное вино собственного приготовления и свечи ручной работы, изготовляемые из медовых сот. Службы проходят ежедневно: утренняя — в 6 часов, по воскресеньям — чуть позже, в 9, и вечерняя — в 18 часов. Кроме этого несколько раз в год Валаамский монастырь совместно с Валаамской Высшей школой искусств организует для всех желающих курсы иконописи, различных ремесел и истории православия. Для паломников, гостей и трудников в любое время года найдутся места в Валаамском отеле, студенческом общежитии, либо в гостиницах (их несколько), сочетающих в интерьерах уют финского комфорта с аскетическим минимализмом. Здесь вы не увидите в кельях братии телевизоров и радиоприемников, а в руках — сотовых телефонов. На территории монастыря необходимо соблюдать установленные правила: во всех помещениях запрещено курить. После 21 часа наступает почти полная тишина, так принято готовиться ко сну.
На территории имеются магазин сувениров «Туохус», справочная «Инфоточка», здание Валаамской светской православной академии, конференц-зал на 300 мест, музей, в котором представлены ценности, вывезенные из старого Валаама, «народный» университет, обособленное подразделение — Центр консервации и реставрации икон, доступная для всех библиотека, специализирующаяся на православном богословии, с весьма демократическими условиями пользования литературой (книгу можно взять для чтения на все время вашего пребывания в обители) и другие учреждения. Такой «набор» разных учреждений в границах одного монастыря не принят в российских условиях.
В культурном центре на постоянной основе демонстрируется выставка «История Валаама». В реставрационной мастерской восстанавливаются написанные по дереву и на холсте произведения искусства, здесь же проводится профессиональная оценка и экспертиза повреждений и вырабатываются рекомендации по уходу за ценностями, не имеющими цены.
Народный университет славен несколькими специализированными курсами — от духовной тематики до сугубо прикладного искусства. В том же здании, кроме учебных аудиторий, я увидел кузницу, мастерские, канцелярию и помещение для отдыха учащихся — комнату психологической разгрузки, такое не встретишь и в большинстве российских не религиозных вузов. В гостинице народного университета (40 одно- и двухместных номеров) имеется сауна и спортивный зал. Двадцать один двухместный номер удалось насчитать в отдельной монастырской гостинице, в ней же два двухкомнатных представительских апартамента. В малой гостинице еще 6 номеров с общими удобствами и сауна.
Некогда старый сарай для повозок, принадлежавший прежним хозяевам усадьбы Паппиниеми, давно переделан в Красный гостевой дом с несколькими номерами, каждый — для двух-пяти человек; здесь находится винный завод и дегустационный зал. Еще в начале формирования монастыря старая конюшня была переоборудована в братский корпус, а с 1969 года она служит еще одним гостевым домом, в котором имеются 36 одно- и трехместных номеров.
Молочная ферма служит и летним продуктовым магазином. Старый братский корпус — это бывшая «людская» усадьбы. Современный братский келейный корпус на берегу озера Юоярви имеет 16 монашеских келий, используемых братией. В неотапливаемой береговой избушке летом живут трудники монастыря. Имеется освященная прогулочная тропа, ведущая к Поклонному кресту, которая активно используется зимой в качестве кольцевой лыжни протяженностью 4,5 км. Для небольших групп гостей и паломников имеется береговая сауна. Обособленный гостевой дом «Силланкорва» предназначен для исследователей, художников и писателей.
Бытовые условия, организованные в монастыре, редки для подобных обителей в России. На этой территории уже давно нет ни одного русского монаха, но «русским духом» пахнет.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...