Дмитрий Елисеев Мастер

Как живётся в Голландии? Часть 1: праздники, транспорт, жильё

Честно говоря, переезжая на работу из Петербурга в Голландию, об этой стране я не знал практически ничего. Ну Европа как Европа, Петербург тоже географически вполне европейский город, не Африка, чай, и даже не Чукотка. Большой разницы я, в общем-то, не ожидал. Тем удивительнее было находить различия, о которых «со стороны» догадаться практически невозможно.

Дмитрий Елисеев, личный архив

Праздники

Первое, что сразу бросилось в глаза — это количество праздничных дней. В России только в январе отдыхали с 1 по 10 число, затем, как говорил один юморист, «Новый год плавно перетекает в Старый Новый год, затем 23 февраля, 8 Марта», ну и так далее. В Голландии праздники совсем другие.

Во-первых, почти все они церковные, Голландия — официально католическая страна. Во-вторых, если сравнивать количество… В январе голландцы отдыхали… 1 день, 1 января. Всё. Следующий праздник — Пасхальный понедельник, который выпадал в этом году на 28 марта. 27 апреля отмечается «День рождения короля», 5 и 6 мая — День освобождения от немецко-фашистских захватчиков (кстати, как показалось, голландцы немцев не особо любят и до сих пор) и праздник Вознесения, 16 мая — Духов день. Больше нет никаких праздников до Рождества, которое празднуется 25 и 26 декабря.

Итого, если я правильно подсчитал, получается всего лишь 8 дней в году. Про такие праздники, кстати, как «Международный женский день» или «Международный день трудящихся», голландцы и не слышали, несмотря на их как бы международность. Женщин с 8 Марта тут никто с цветами не поздравляет (и мужчин с 23 февраля, впрочем, тоже). С другой стороны, отпускных недель в году в Голландии 5, а не 4, что немного компенсирует ситуацию. Но Россия по числу дней отдыха всё же, наверное, остаётся впереди.

Транспорт

Транспорт в Голландии хороший и качественный, правда, и недешевый. Билет «GVB 1 hour» стоит € 2.90, но в отличие от билетов российских, он действителен в течение часа независимо от количества использованного транспорта. Т. е. можно, например, выйти из метро, сесть в трамвай или автобус и поехать дальше, или доехать до достопримечательности, осмотреть её и поехать обратно. Кстати, в трамвае кондуктор не ходит по вагону, а сидит в отдельной кассе с окошечком, как на вокзале. Билет же представляет собой карточку, которую нужно приложить к считывателю на входе и на выходе.

Метро в Амстердаме — на 80% надземное, станции больше похожи на остановки электричек, тоннели есть только под историческим центром. Важный момент: в метро турникеты стоят не только на входе, но и на выходе тоже, они открываются при прикладывании билета, так что выкидывать билет нельзя, покинуть станцию вы не сможете! Единственный вариант тут — пройти вслед за предыдущим пассажиром, пока турникет не закрылся, других вариантов практически нет, т.к. персонала на станциях нет тоже, всё автоматизировано и спросить не у кого. В отличие от российского метро, где всегда работает много людей, в метро голландском (как и в немецком) нет никого — билет продаётся в автомате с сенсорным экраном, турникеты работают автоматически, и персонала просто нет.

Впрочем, это было небольшое отступление от темы, суть в том, что билет до выхода из станции лучше не терять, не мять его и не выкидывать. Цена € 2.90 достаточно высока, поэтому если турист приезжает на день или больше, то целесообразно взять билет сразу на нужный срок, это выйдет гораздо дешевле (билет на 1 день стоит € 7.50, на 2 дня — € 12.50, и так далее, до 7 дней). Полный список цен можно посмотреть на сайте GVB по адресу en.gvb.nl/gvb-dag-meerdagenkaart.

Ещё один момент из личного опыта: карточки для проезда лучше иметь с небольшим запасом, поскольку иногда автоматы для продажи не работают. Это бывает редко, но метко: ещё в мой первый приезд я собрался из гостиницы в аэропорт, подошёл к автомату и увидел… знакомый «синий экран». Понятно, что билеты автомат не выдавал, станция была небольшая, и этот автомат был единственным, пришлось бегом бежать до ближайшего трамвая.

Для справки: месячный проездной билет стоит в Амстердаме 91 Евро. Так что те, кто жалуется на дороговизну российского транспорта, могут задуматься… Многие же голландцы решают транспортную проблему просто — покупкой велосипеда. Велосипеды здесь стоят недорого (б/у — около 150 Евро, что легко посчитать, окупается за 2 месяца), а велодорожки есть везде. Поэтому в Голландии легко можно видеть такую картину людей, едущих по делам или на работу.

Велосипед в Голландии — не роскошь, а дешёвое средство передвижения. Велики тут часто старые, ржавые, их даже не заносят в дом, а просто пристёгивают на улице цепью, не заморачиваясь наличием осадков. Говорят, цена цепи бывает дороже, чем цена самого велика, а толщина цепи вполне позволила бы пришвартовать катер (увы, и голландское общество не идеально, велики иногда воруют).

Аренда квартир

Туристам это вряд ли пригодится, но наверно, будет интересно. В Голландии, как и в Германии, принято сдавать квартиры без мебели. Считается, что человек сам привезёт (или купит) ту мебель, которая ему нужна (сдаваемые квартиры с мебелью тоже бывают, но их гораздо меньше). Но и это ещё не всё — здесь часто принято сдавать квартиры даже без обоев или без пола! Выезжая, жилец сдирает и выкидывает старый пол (обычно это ламинат или что-то аналогичное), а новый жилец стелит свой. Но при желании жильцы могут взаимно договориться, и прежний может продать свой пол новому за небольшую плату. В принципе, это взаимовыгодно, да и освобождает обе стороны от достаточно рутинной работы, но бывает, что прежние жильцы заламывают высокую цену, тогда обе стороны остаются ни с чем — прежний жилец предпочитает выкинуть старый пол, чем дёшево отдать, новый жилец тоже в проигрыше, т.к. заказать новый пол явно дороже, чем купить прежний. В общем, тут бывает непросто.

Ещё при въезде жилец обязан внести депозит в размере месячной арендной платы, это залог за сохранность имущества, он возвращается при выезде. Если же нанимать маклера для поиска квартиры, то его услуги обходятся также в размер месячной платы, так что общая сумма денег, требуемая для заселения, увы, довольно-таки высока (впрочем, при достаточном количестве сайтов по поиску жилья услугами маклера можно и не пользоваться).

На сайтах по аренде жилья можно примерно увидеть, что сдаётся.

Как живётся в Голландии? Часть 1: праздники, транспорт, жильё
Дмитрий Елисеев, личный архив

Как видите, нет не только занавесок, но даже лампочек на потолке.

В Голландии также считается нормальным, что агентство по съёму жилья проверяет въезжающего, и могут не только попросить справки о зарплате или копию рабочего контракта, но и позвонят на работу и уточнят, действительно ли такой сотрудник работает на этом месте. В принципе, это вполне логично, никто не хочет проблем и выселения неплательщиков с полицией, лучше сразу выбрать надёжного кандидата.

Продолжение следует.

Обновлено 17.05.2016
Статья размещена на сайте 7.05.2016

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 мая 2016 в 08:01 отредактирован 15 мая 2016 в 08:02

    Verdammt: "нерелИгиозны", кон-но (пишу с неудобного ноута - описываюсь-)))

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 мая 2016 в 06:54 отредактирован 15 мая 2016 в 06:55

    Кстати, вот интересная информация из вики:

    "Нидерланды — светское государство, не имеющее государственной религии. Однако, в стране существует свобода вероисповедания.

    Исторически в стране преобладает христианство. К христианам себя относит 7414 тыс. жителей (43,4 %), из них католики составляют 4359 тыс. (26,6 %), протестанты, в основном кальвинисты и лютеране — 3033 тыс. (16,8 %). За счёт иммиграции количество мусульман составляет 944 тыс. (5,8 %).[1]

    Протестанты преобладают в северной части страны и на побережье, католики — в центре, на юге и вдоль границы с Бельгией. Мусульмане-иммигранты проживают в основном в крупных городах. Еврейская община в стране существует издавна, в настоящее время насчитывает приблизительно 30-35 тыс. человек.[2]

    Количество людей, относящих себя к какой-либо религии, снижается. 7230 тыс. жителей (42,7 %) считают себя агностиками или атеистами.[3] Это один из самых высоких уровней в Европе. Это одна из причин того, что в стране сравнительно терпимо относятся к тому, что осуждается или даже запрещено в других европейских странах: аборты, эвтаназия, проституция, однополые браки, употребление лёгких наркотиков и т. д."

    Примерно это я и имел в виду: голландцы в своем большинстве довольно нерелегиозны. Совершенно нерелегиозны по сравнению с нами.

  • Но религия в Нидерландах - преимущественно протестантская. "Тиля Уленшпигеля" читали? Правда, там, где реформация началась, во Фландрии (сейчас это - Бельгия) остался католицизм. Гримасы истории!

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 мая 2016 в 13:20 отредактирован 14 мая 2016 в 13:30

    Что сразу - не резануло - вырвало - глаз: Голландия не католическая - она, вообще, НЕрелигиозная страна. У голландцев практически (если совсем) нет религиозных праздников, которые они как-то отмечают.

    Только на Пасху, со своими голландскими парнтерами, обсуждал и объяснял, почему мы отдыхаем на Пасху, почему не работаем, и что это за праздник. Голландские партнеры (не из Амстердама, из маленького города, где, по-нашему, люди ближе к земле и вере) недоумевали, почему мы не работаем - "мы в Голландии не очень религиозны - на религиозные праздники не отдыхаем"...
    На 8 марта спрашивали меня: "Почему в женский день отдыхают и мужчины???" Но... с чувством голландского юмора-)

    Был бы я моложе, возопил бы: "Автор, ты лжешь, и в Голландии ты был наездами!" Но думаю, что просто мы под разными углами смотрим, даже на маленькую Голландию.
    Но все же: не религиозны и не набожны они совсем. В кирхах их(них) и дискотЭки, и гей-клубы.

    ПС Статья показалась туристической. Открыточной. Жизнь там немного другая, но, кажется, автор об этом не знает, или не заметил.

    • Дмитрий Елисеев Мастер 14 мая 2016 в 13:28 отредактирован 14 мая 2016 в 13:45

      Игорь Ткачев, боюсь вы что-то не так поняли с вашими партнерами.

      Пасха в Голландии - как раз таки официальный выходной день. В этом году падало на 28 марта. Я это знаю абсолютно точно т.к. на те выходные в Россию ездил. Скорее всего, непонимание возникло от того, что в России и Голландии дни Пасхи - не совпадают.

      Послезавтра в понедельник например, тоже выходной день - Pentecost Monday, что гугл переводит как троицин день/пятидесятница. Я это знаю тоже абсолютно точно т.к. не выхожу на работу.

      Полный список дней можете посмотреть, если интересно.
      http://www.iamsterdam.com/en/visiting/plan-your-trip/practical-info/public-holidays

      PS: Про гей-клубы в церквях - это из той же серии, что в России медведи с балалайками на улицах.

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 мая 2016 в 06:44 отредактирован 15 мая 2016 в 06:49

        Дмитрий Елисеев, голландцы, в отличие от нас, в своем большинстве, владеют английским, но все же не стоит их праздники называть на английский лад.
        А про Пасху я передал вам буквально мнение моего делового партнера: "Мы в Голландии не религиозны - не отмечаем". (Но, возможно, парень имел в виду себя и таких, как он: я - мы, голландцы - как, мы, москвичи - Россия-)))
        Ну, и дискотЭки в кирхах для гомосексуалистов, - сам видел.
        Медведей с балалайками на улицах России видел тоже-)

        • Дмитрий Елисеев Мастер 15 мая 2016 в 11:12 отредактирован 15 мая 2016 в 11:22

          Игорь Ткачев, под словом "праздник" я в статье подразумевал "выходной день", из текста вроде это должно было быть очевидно. Кто что отмечает лично дома, это конечно другой вопрос.

          А насчет религиозности - ну Россия имхо тоже совсем не религиозная страна, так что тут с голландцами россияне наверно на равных.

          • Дмитрий Елисеев, да, я вас понял. Хотел лишь сказать, что ненабожны - нерелигиозны они, в отличие от нас, даже внешне. Хотя, может, кто и напротив (я не голландовед-)
            И наши партнеры, работали, не отмечали-)

            • Дмитрий Елисеев Мастер 16 мая 2016 в 15:55 отредактирован 16 мая 2016 в 15:55

              Игорь Ткачев, не знаю как у вас в Белорусии, а Россию я нисколько не считаю религиозной страной. Поэтому кого вы имели в виду говоря "в отличие от нас", не очень понял.

              Да, в моем понимании, повесить в машину крестик - это еще не религиозность, ну а искренне и серьезно верующих среди знакомых в РФ я знаю крайне мало.

              А работать в выходной день - это грех : ))) Не знаю как к этому относится голландский КЗОТ, что-то тут нечисто, видимо ваши партнеры уж очень денег хотели... Хотя имхо сверхурочные работы - признак непрофессионализма в управлении и планировании, но тут уж их дело конечно.
              В Германии например, даже супермаркеты после 20.00 или в воскресенье закрыты, выходной и баста, хоть тресни. И оно правильно по сути

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 16 мая 2016 в 16:14 отредактирован 16 мая 2016 в 16:18

                Дмитрий Елисеев, простите, снова я: "Да, в моем понимании, повесить в машину крестик - это еще не религиозность". Мне кажется мы по-разному понимаем термин "религиозность". Повесить в машину крестик - как раз внешняя религиозность. Не больше. И далеко не вера.

                Может, отсюда мы не можем понять друг друга-)

                ПС Да, и мы из IT: здесь все наоборот - и работают в выходные, и часто до 11 вечера, потому что всегда проекты и дедлайны горят. Чтобы потом, заработав куча бабок, ехать на острова. Как то так.
                И все на связи все время, что крайне неудобно. Как и наши немцы.

                • Дмитрий Елисеев Мастер 16 мая 2016 в 19:35 отредактирован 16 мая 2016 в 19:54

                  Игорь Ткачев, вообще-то в IT переработки уже давно моветон. И во всех последних проектах (еще в РФ) где я работал, все было чинно-благородно - 40 часов в неделю, ДМС, корпоративные выезды на спортивные мероприятия и все такое.

                  Если конечно человек добровольно выбрал стартап, где куча работы и никаких гарантий, то это личный выбор, да. Некоторым нравится.
                  Правда здесь обсуждение ИТ уже оффтоп, так что прекращаю.

                  Насчет голландцев - все люди разные. У нас в офисе тим-лид например пару недель назад марафон пробежал. И вообще, не пьет не курит и ведет здоровый образ жизни. Так что образ голландца как "веселого парня курящего травку", я бы верным не назвал.

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 16 мая 2016 в 16:08 отредактирован 16 мая 2016 в 16:11

                Дмитрий Елисеев, попробую еще раз пояснить, что я имел в виду:

                мы, здесь, как и в РФ, охотно отмечаем Рождество, Пасху, Родительское и т.д. Люди ходят в церкви, "свинтят" яйца, куличи, стоят до утра... этакая внешняя религиозность, которую называют верой (по крайней мере, у многих - не у всех). Знаю многих, кто отмечают и др. праздники, не только те, что государством даны.

                А наши голландские друзья и того не делают. У них и Рождество - как веселый карнавал, почти ничего не имеющий с религией и верой.

                Где-то ниже я привел справку из википедии, где сказано, что Голландия не имеет государственной религии и около 50 % атеисты и агностики. Отсюда и их терпимое отношение к наркотикам, адюлтеру, геям и т.д.
                И у меня было такое ощущение от общения со своими голландцами, и теми, которых встречал: веселые, "оранжевые" ребята. Курят травку, спокойно относятся к промискуитету и т.п. и в церквях у них тоже меньше строгости. Впрочем, как в любых костелах и кирхах, где все свободнее, в отличие от православных обрядов и церквей.

                Ну, и следует понимать, что даже если мы с вами были бы из одной страны, одного города, одного дома и одного детства, у нас бы все равно было разное видение - набожны или нет... смотрим на разные вещи и также их примерно понимаем-)
                Но даже если и так, то Россия в провинции - далеко не светская, а довольно ортодоксальная, "церковная" и даже архаичная страна. С таким же ортодоксальным мышлением.

                • Дмитрий Елисеев Мастер 16 мая 2016 в 16:51 отредактирован 16 мая 2016 в 16:54

                  Игорь Ткачев, вот не знаю насчет ортодоксальности...

                  В Амстердаме например рекламы проституток не видно нигде, кроме единственного того самого Red Light District. А в Питере где я жил, все столбы в центре города обклеены розовыми объявлениями "Девочки 24 часа". В Амстердаме я видел в центре несколько гей-клубов, на входе флаг цветной висит, ну есть эти клубы и есть, всем пофиг, никому не мешают. Геев на улице здесь не видно. В Питере же постоянно какие-то столкновения геев с полицией на всех праздниках и демонстрациях, я про них там в новостях слышал чаще чем здесь.

                  Парадокс?

  • велодорожки есть везде
    Когда же у нас появится нормальная инфраструктура? В Москве из Новослободской сделали проспект с широкими тротуарами. Велодорожек - нет. В Бот. саду проложили разметку, но за два года она уже стерлась, а пешеходы как продолжали шляться по этой "дорожке", так и продолжают, правда, меньше.
    А в Нидерландах велодорожки имеют подогрев зимой.

    Оценка статьи: 5

  • Согласно слухам, голландцы: прижимистые, ездят на дешёвых маленьких автомобилях,не любят роскоши,трудоголики, любят ездить на великах, благо местность плоская ,а зима мягкая.
    Непонятно: что экспортирует Голландия, что производит на экспорт: чем в основном занято население.
    Всё это можно найти в искалке, но хотелось бы в подаче свидетеля, чем автор занят, если не тайна?

    Оценка статьи: 4

    • Сергей Дмитриев, в Голландия авто - западло (в отличии от нас). Велосипед - вот роскошь и средство передвижения.
      На мой взгляд, это весьма отрадно: везде велики, внедорожников, как у нас, мало.

      • Игорь Ткачев, в отличиЕ от нас голландцы не балдеют и не ведутся на всяки-разны цацки в виде Хаммеров. Дефицит площадей для проживания, видать, приучил их обходиться необходимым и достаточным, без транспортных излишеств, например.

        Оценка статьи: 4

        • Сергей Дмитриев, на самом деле "перенаселенность" Европы - это скорее миф. Точнее как, в России ситуация какая (я утрирую немного) - лес на километры, пустыри, поля, потом бац и забитый город-миллионник. Куча пустых деревень в которых одни пенсионеры остались, и толпа едущих в города, где живут в 20-этажных коробках.

          В Европе же, средняя плотность населения (чел на км^2) выше, но народ живет при этом и просторнее и свободнее. Здесь просто нет такой скученности. Санитарные нормы жилья в Германии например, 75м^2 на семью из 3х человек ( пруф). В России... ну у меня например практически нет знакомых, имеющих квартиры такой площади. И в транспорте здесь гораздо свободнее, например в Мюнхене интервал движения метро - 9 минут, и давки при этом там нет, как в Москве или Питере, где поезда с интервалом 2 минуты ходят, и то мало помогает.

          Что касается машин, то их в Амстердаме хватает вполне, вот сделал фото полчаса назад. Здесь же виден способ парковки велосипедов "строго как попало" к ближайшему столбу. Впрочем выделенные велостоянки тоже рядом с каждым домом есть.

          • Дмитрий Елисеев, Вами немножко утрированная ситуация в РФ удручает.Раньше были 5-ти этажные хрущёвские соты, а теперь вижу многоэтажные. = Ширится, растёт = ...и расползается Москва. "Одноэтажная Америка" И и П теперь получила новый импульс: "На хорошее и мне не жалко слов" - меня восхищают пригороды Бирмингема, в одном из которых доводится обитать.
            На велике я проезжаю по целым кварталам коттеджей с хорошими дорогами и всем остальным ЖКХ. Надо бы наснимать видео, да всё более важные дела.

            Оценка статьи: 4

    • Дмитрий Елисеев Мастер 14 мая 2016 в 12:08 отредактирован 14 мая 2016 в 12:18

      Сергей Дмитриев, одна из больших статей экспорта Голландии - это цветы, как срезанные так и луковицы. Очень красиво смотрятся поля тюльпанов, которые фермеры выращивают (см.аттач).

      Из фирм производителей электроники знаю только Philips, из софтовых - часто видел вакансии от booking.com. Вроде какие-то медицинские компании еще есть, а может это я с Bayer путаю. Весьма неплохие мировые рейтинги имеют голландские университеты.

      Машины ездят самые разные, от одноместных пенсионерских, до спортивных BMW, то что все "дешевые и маленькие" пожалуй вряд ли. Вот больших джипов, которые так любят в РФ, тут действительно практически нет - все дороги хорошие, и просто неактуально (да и жрет много, и парковку найти сложно, ну и понтоваться автомобилем здесь не принято). Так что если сравнивать с Хаммерами - тут да, одни малолитражки

      На великах катаются, да, причем не только из-за экономии но и для фана - по хорошей погоде чего не прокатиться. Да и инфраструктура позволяет, абсолютно везде выделенные велодорожки, куча велостоянок. У нас в офисе например начальник на велике на работу ездит, хотя недостатка в деньгах у него явно нет. Еще слышал что покупку велика можно списать с налогов, не знаю правда или нет.

      Климат действительно мягкий, с января по март снег падал 5 раз, а средняя температура января была +2-5 где-то. В январе кое-где цвели цветы на клумбах. В марте уже было +10-15, а неделю назад было +27.

      Чем занято население, я не знаю, соц.опросов на улице не проводил Лично я занят программированием.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 14 мая 2016 в 14:19 отредактирован 14 мая 2016 в 14:22

        Дмитрий Елисеев, "Много спасибо" за обстоятельный ответ. Я мог бы вспомнить и про тюльпаны, про электронику и рыбу, да поленился. Судя по фото полей тюльпанов, в Голландии не осталось диких мест для заповедников.
        Кому за что, а мне обидно за AUTOBIKE, почему он так непопулярен в веломире? Я нашёл в Сети - его продают всего за $ 83 всего-то. Вам персональное задание - отыскать на дорогах Голландии хоть один такой AUTOBIKE. У него на заднем колесе три чёрных грузика, которые скользят по спицам и переключают передачи "в функции" скорости.
        (к программистам и математикам у меня неискоренимые завиДки)

        Оценка статьи: 4

        • Сергей Дмитриев, конкретно в Амстердаме - велики обычно самые простые и дешевые, их пристегивают к столбам или заборам, оставляют под дождем и на ночь, так что дорогих моделей на улице не видно. Тут даже электровел и то редкость. Зато есть "грузовые" велики с огромными ящиками, 2х местные, велики с отсеком для ребенка и пр.

          Что за autobike я честно говоря не очень понял, дайте ссылку что ли.