Перечень продуктов, создаваемых на их основе, перечислить невозможно: пластмассы и изоляционные материалы, лакокрасочные изделия и парфюмерия, фармацевтика и все без исключения виды индустриальных производств.
Совсем другое отношение к ним как к основному источнику энергии стало складываться у человека в последние 50—70 лет: патетика, мажор явно стали уступать минору, пессимизму.
Лавинообразное развитие индустриально-промышленного комплекса развитых стран 20—21 веков потребовало такого же роста энергопотребления, а следовательно, и количества добываемых углеводородов.
Уже в 19 веке и накануне 20-го, когда в жизнь в широких масштабах стало внедряться использование пара, конструкторы соответствующих машин стали искать более энергоёмкие средства. Дров, сжигаемых в топках пароходов (так назывались раньше паровозы), явно становилось недостаточно, да и лес стали буквально изводить. Транспорт, и не только, стали переводить на уголь, что привело к моментальному рывку в достижении мощностей и скоростей.
Однако и угольку было заказано долго жить: в мире под именем ДВС (двигатель внутреннего сгорания) была создана самоходная креатура, которая в настоящее время заполнила весь мир, а для городов вместо блага превратилась в само проклятие. Желудок этой креатуры явно отказывался принимать уголь. Вот с этого-то момента, как чёртик из табакерки, на подоконник выпрыгнул питающийся нефтью автомобиль. При этом, если ещё в начале 20 века это было творение единичных экземпляров, то к середине века его производство из арифметической перешло в геометрическую прогрессию, чтобы уже к началу 21 века в общем количестве достигнуть одного миллиарда.
Вот тут-то человечество за недолгую эру автомобильного бума впервые столкнулось с проблемой нефти: надолго ли её хватит, есть ли возможность заменить её как источник энергии для железных мустангов? Можно ли надеяться на атомную энергетику? Вспомните Чернобыль, Фукусиму. Очень сомнительно.
С доказательством того, что нефть суть продукт не биологического происхождения, как принято было считать ранее, а постоянно возобновляемый, его может хватить на неопределённо долгое время, и похоже, что так оно и есть. Однако каменный век ушёл в небытие не от того, что кончились камни, но оттого, что на смену ему пришла бронза. То же самое ожидает и нефть.
Человек всё больше и больше обращает взоры на создание альтернативных средств энергоснабжения, в том числе — и даже в первую очередь — для автотранспорта.
Заманчиво, конечно, но далеко не выход из положения: для зарядки аккумуляторов этих электрокаров потребуется строительство электростанций установочной мощностью не менее 2−3х млрд КВт. Такое гигантское строительство непосильно для экономик государств всего мира.
Впрочем, об альтернативных средствах энергоснабжения люди задумывались уже в конце 19 века. Достаточно сказать, что норвежский полярный исследователь Ф. Нансен в путешествии на своём «Фраме» к северному полюсу с целью экономии угля для обеспечения хознужд корабля пользовался самым что ни на есть ветряком, прообразом таковых, какие тысячами вырабатывают электроэнергию в Голландии, Швеции, Норвегии.
Конечно же, такие ветряки, как вкупе с ними и солнечные батареи, обеспечить прогрессивно нарастающие потребности человечества в энергии не в состоянии.
Выход из положения надо искать в другом месте и не методом поиска альтернативных источников. Но как бы это парадоксально ни звучало, единственный способ — это сокращение и даже на какое-то время прекращение производства энергопотребляющих «цивилизационных благ».
Современный мир вплотную подошёл к кризису перепроизводства материальных благ, о чём ещё полтора века назад предупреждал К. Маркс. И если человек не прислушается к голосу разума, то уже в самое ближнее время, после преодоления критического барьера разумной достаточности, его ждут далеко не самые лучшие времена.
Однако Homo industrialis так глубоко погрузилcя в омут вещизма, что даже под явной угрозой для собственной жизни, своего существования не откажется от наработанных благ. Да это навряд ли и возможно.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...