Странно как-то стирать майку с «Алешей», куда более уважительно возложить к его подножию цветы. Вплетать в георгиевскую ленту веточки и вообще… делать из нее брошь. Слово-то какое — «брошь»… ерунда, безделушка. Появляется некий стиль Победы, когда рюкзаки и даже ботинки делают в черно-оранжевую полоску. Встретила однажды на улице молодого человека, изготовившего из ленты шнурки для кроссовок. Кому он отдавал дань памяти таким образом — непонятно.
Стили были всегда, тот же октябрятский значок — это тоже стиль, железка с лицом юного еще кудрявого вождя… Носили и гордились, да старались учиться получше, чтобы надеть пионерский значок первыми. Но как ни крути, то была пропаганда.
А сейчас? Не хочется верить, что святой для каждой семьи Праздник превращается в пропаганду или того хуже — в костюмированное шоу. Но по мере того, как участников войны становится все меньше, а тех, кто во время войны был уже матерым волком лет сорока, и вовсе не стало, праздник Победы меняется. Точнее, меняется его восприятие. И нужно много работать над тем, чтобы оно было правильным. Создается впечатление, что в погоне за сохранением памяти мы расшибли лоб, как тот дурак, которого заставили молиться Богу.
Я застала время, когда ветеранов было много. Старички на улицах, в скромных беретках и пальто, прогуливались неспешно по своим стариковским делам. Но стоило весне наступить, и они надевали пиджаки, где почти на каждом сияли награды. У кого вся грудь блестела, у кого всего две медали, но блестели они не меньше.
Знаете, кто из них любил рассказывать про войну нам, детям? Да никто! Про что угодно, только не про войну. Мой свекр, участник Сталинградской битвы, никогда не рассказывал своим детям про войну. Наш садовник, деда Миша… Мы думали, что его интересуют только цветочки, ровно до тех пор, пока в его окно на первом этаже не прилетел наш мяч и мы не попали в его квартиру, не увидели фотографий, орденов…
Потому что война — это прежде всего боль, незаживающая рана, страшный сон, который хочешь забыть, событие, о котором мечтаешь, чтобы его никогда не было.
А сейчас война — круто! Стиль «милитари» — это деньги, лайки, уважуха. От поп-звезды до спящего охранника и уличного попрошайки — все в «милитари-стайл». А на 9 Мая все — сплошь «Красная Армия». Даже те, кто от настоящей армии успешно откосил за бабки. Но это ведь все не имеет отношения к Победе, правда? Ну то, что он откосил, а военную форму напялил? Праздник-то он «типа чтит».
А наши ветераны, о которых вспоминают по праздникам? Я имею в виду тех, кто всю войну прополз с винтовкой, голодал, болел и терял друзей? Они счастливо живут в стране, за которую проливали кровь? Они на самом деле гордятся своими потомкам в виде нас? Их бесплатно и хорошо лечат, кормят, селят в больших просторных домах, возят отдыхать на моря? И никто не пытается развести их на деньги, украсть медали, отобрать квартиру? Задаемся ли мы этими вопросами, когда надеваем майку «Спасибо деду за Победу!»? Или это тоже не имеет отношения к Празднику?
К слову, видела я, как ветеранов «хорошо и бесплатно» лечат, и правда, без слез на глазах не вспомнишь…
На прекрасной акции памяти «Бессмертный полк» у нашей школы во время выступления ветеранов уставшие держать штендеры с портретами дети премило сложили их на скамейку лицом вниз, и никто из учителей им ничего не сказал. И даже это все не имеет отношения к Победе?
Мне кажется, настало время определиться, что для нас 9 Мая. Костюмированный парад или дань памяти великой трагедии и мужеству советского народа? Определить какие-то рамки приличия, решить, где дань памяти, а где шелуха в красивой обертке, от которой надо освободиться, пока не поздно. И плавая по волнам памяти, не забывать о тех, кто еще жив, кто еще не канул в Лету, хоть и не выглядит уже столь геройски.
Ибо главная наша дань памяти тех трагических и одновременно гордых лет — это достойная жизнь наших ветеранов. Это и есть главный показатель нашего отношения к Великой Победе. Очень важно не дать Празднику превратиться в фарс, ибо эта болезнь неизлечима. По-моему, всё очевидно. Хотя «просто гордиться» куда проще…
Что еще почитать по теме?
Почему День Победы празднуют 9 мая?
День Победы: праздник духа или праздник тела?
Послевкусие майских праздников. Нужно ли праздновать Первомай и День Победы?
Не поняла задумки автора, сначала значение дня Победы умаляется во всем мире, а потом маечки с надписью на память...Если бы не было этой победы, то неизвестно какой бы был ход истории и не только для России, но и для других народов, это раз, второе, какая разница какой будет "маркетинговый ход", чтобы человечество поняло значение победы в войне, не только в этой, в любой, не имеет значения, главное сохранить мир и не допустить ее. А то я смотрю люди захотели в солдатиков поиграть, ну-ну, доиграетесь...И еще очень хорошо вижу тенденцию западного промывания мозгов у народа...в день Победы радоваться нельзя, да это радость со слезами на глазах, но это радость. Да, любой прорыв в этой войне, был сопровожден человеческим ликованием, с криками УРА!, люди радовались, что вот-вот закончится война и наступить счастливая жизнь, вернутся их дети и мужья и жены живыми и невредимыми...Вообщем грустно, ребята, за многих из вас, нет, даже стыдно, а на некоторых просто тьфу. Не понравилась ни статья, ни комментарии, кроме, конечно, Рязанского. Называется, чтоб такое написать только прославиться неординарностью мышления.
1 Ответить
Хотел накорябать кое-что, но лучше промолчу...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mike Mike, да уж накорябайте до кучи, а то тут как-то нерадостно...
1 Ответить
День ВЕЛИКОЙ скорби, а не лубочности
0 Ответить
Алексей Владимирович Климиксеев, совсем уже страдальцы в роль вошли и заигрались, народный праздник "День Победы 9 мая" с парадами, салютами и криками "Ура!" у них теперь день великой скорби. И что, только один день скорбим?
Оценка статьи: 2
4 Ответить
Лариса Шевкун, а смысл?
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Спасибо автору за статью!Согласна на все 100%!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Согласна с автором.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Автор никак не может выйти из образа нашей чести и совести.
Да какая разница, как и какими средствами идёт передача поколениям памяти о Великой Победе. Да пусть хоть шнурки вяжут брошечками, какая разница. Никого ведь не коробит сейчас название "Бородинский хлеб". Никто ещё не поперхнулся. Но если вдруг возникнет вопрос, - откуда такое название, так, через Спасо-Бородинский монастырь, можно добраться и до Бородинской битвы.
А тут смотри тебе, ручки затряслись, - как можно, как можно!? Мой свёкр участник. Да сколько автору статьи лет-то тогда, если родившемуся 9 мая 1945 года "ветерану" сейчас было бы 72 года. И если авторский свёкр именно тот, за кого его тут выдают, то госпоже Литновской сейчас должно быть хорошо за 70. Если так, то тогда понятна её забота о достойной жизни ветеранов.
Оценка статьи: 2
5 Ответить
Никита Рязанский,
0 Ответить
Анатоль Штейман, ну что это за еврейские штучки? Молча подкинул листовочку и по тихому, на цырлах, к Дыне Самуиловне под подол)
Вы же посмотрите кто эти бумажки мастырит - "По материалам газеты МК и Ведомости". В общем, тьфу вам под ноги за вашу наивность.
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Подпишусь заранее. Спасибо.
Оценка статьи: 5
1 Ответить