Ну, а если до пирамид слишком далеко, тогда можно махнуть в Луксор, он же древние Фивы, чтобы лицезреть гигантские статуи в Карнаке и его окрестностях.
Вообще, надо заметить, что пирамиды и разного рода древние развалины, гробницы и исполинские фигуры в избытке разбросаны от Каира до самого Асуана, на большей части территории современного Египта. Только рядом с маленьким Луксором таких памятников — больше сотни, а по всему Египту — тысячи.
В тот день мы тронулись в путь в 6 утра. Сноровистые арабы ловко собрали нас в небольшую группу человек из двадцати, из разных отелей, и гид с «редким» для араба именем Мухаммед на недурственном русском языке принялся нам рассказывать про то, какие чудеса нам предстоит увидеть, заодно зазывая купить местный чай, кофе и «хартуши» — египетские амулеты, приносящие счастье.
Особо продвинутые туристы начали задавать вопросы и про пирамиды и про храм в Карнаке, не преминув выдвинуть версию про инопланетное происхождение гигантских пирамид и статуй — а куда же у нашего брата да без внеземного вмешательства?
Дорога вела (здесь надо также сказать, что дороги в Египте на удивление хорошие, ровные и без колдобин) вдоль бесплодной пустыни, уже привычно утыканной свалками и КПП с обязательным пулеметчиком за бронированным щитом или на крыше здания, и часа через два мы сделали остановку возле какого-то караван-сарая. Предприимчивые дети пустыни предложили нам прохладительные напитки по доллару за банку, разного рода безделушки-сувениры, тоже по доллару, сходить в туалет, тоже не бесплатно (местные жители умеют извлекать деньги из бестолковых туристов самым бесстыжим образом). После чего мы продолжили путь.
На место мы прибыли около 11 часов. Нас еще раз проинструктировали (сумки держать при себе, с местным населением бесед не вести, от группы не отставать) и живо, как барашков, погнали к Аллее баранов. Перед входом в Карнакский храм вас действительно встречает Аллея баранов, которые в Древнем Египте считались, ни дать ни взять, символом мудрости.
Многие фигуры животных были с отбитыми рогами, мордами или вообще без головы. Многие, напротив, были восстановлены, долеплены-доработаны и имели слишком лощеный вид. Камень, из которого они были вырезаны, был песчаником и явно довольно прост в обработке — казалось, посади десятка два-три местных скульпторов и камнерезов, и они за месяц могли бы без особого труда сотворить еще одну такую отару, а то и две.
Далее мы вступили в аллею из высоченных колонн, на которых были высечены фараоны, члены их семей, разные Ра, Осирисы, Изиды, птицы, ящерицы и всякие иероглифы. Кое-где сохранились следы краски — красной, зеленой и синей.
Гид Мухаммед египетским соловьем заливался про то, какое огромное значение имеет вот этот символ и вот этот, и что написано здесь и вот здесь, какое это чудо чудное, древняя египетская цивилизация… А мне, варвару и невежде, лишь упрямо думалось, что одни суеверные глупцы настроили для своей загробной жизни себе статуй и усыпальниц, чтобы другие культурные глупцы, четыре с половиной тысячи лет спустя таскались по пустыне и удивлялись, какая же славная была эта египетская цивилизация и какие молодцы были эти фараоны.
Поистине, мне никогда не постичь, почему все культурное человечество вкладывает такие колоссальные смыслы в древние руины, вместо того чтобы просто задуматься, восхититься и пойти лучше построить очередную современную больницу или школу. Кажется, чувство меры нам здесь изменяет больше, чем где-либо: без богов, кумиров и обожествления разного рода древнего хлама, с современной подтяжкой лица ради привлечения туристов, мы не умеем.
Разочарования всей этой каменной гигантоманией добавлял везде лежащий мусор, а что меня просто добило, так это когда я свернул в какой-то пустой «переулок» этого величественного «некирполиса» богоподобных фараонов, чтобы вдали от толпы попытаться проникнуться историей и ее загадками, я сначала наткнулся на задушенного котенка с веревкой на шее у какой-то древней стены в четыре тысячи лет, а потом на меня из-за угла выбежала худющая собака, у которой на шее что-то жутковато болталось.
Когда она приблизилась ко мне вплотную, я к своему ужасу различил удавку на ее наполовину перерезанной шее, красной от обнаженного мяса и запекшейся крови. Собака с наполовину закатившимися глазами протряслась дальше, видимо, спасаясь от потомков Тутанхамонов и Хеопсов, а я остался в отвращении недоумевать, что это было и почему в стране, где поклоняются кошкам, баранам и туристам, у стен древних храмов можно видеть трупы несчастных животных и жестокое к ним отношение.
Далее нас еще полдня таскали по пустыне — то от гробницы к гробницы, то от храма к храму, то с Берега мертвых на Берег живых… А у меня из головы не выходила потрясающая человеческая глупость, вызывающая восторг потомков, когда одни решают увековечить себя еще при жизни, другие десятилетиями горбатятся, чтобы увековечить первых, а третьи толпами потом на все это смотрят и восхищаются тем, до чего додумался не их собственный ум, а им данные в готовом виде историческо-туристические установки. Мне хотелось не раз воскликнуть гиду Мухаммеду и всем: «Вместо того, чтобы восхищаться всей этой каменной глупостью, вы бы один раз приехали в Эрмитаж, Киево-Печерскую Лавру или прошли бы улочками Львова».
Еще мы были в местном музее папируса — домике на пять комнат, где вовсю разводили туристов, втюхивая им «настоящие папирусы». Посетили три гробницы с намалеванными детской рукой каляками-маляками. Нас прогнали сквозь строй торговцев-бедуинов, которые обещали за доллар три фигурки каких-нибудь Анубиса, жука-скоробея и кошки, а на деле потом прикидывались дурачками и говорили десять долларов, восемь, пять…
В конце концов, нас загнали в ресторан, этакую гигантскую чайхану, где царила жуткая антисанитария и было так же «маловкусно», как и в отеле. А в конце мне почти удалось опоздать на наш автобус, который уже затарахтел и был готов тронуться без меня, брошенного на растерзание гостеприимным бедуинам.
Но программа минимум была выполнена, карнакские бараны, фараоны и колонны записаны на корочку, по грязному Нилу мы поплавали, в антисанитарном ресторане отобедали, желтый египетский чай и кофе с судьбоносными «хартушами» втридорога купили. Теперь можно было и восвояси убираться.
Я еще три дня провалялся на местных пляжах, побегал от откровенно наглых арабов-массажистов-педикюристов-выжимальщиков фреша и продавцов мороженого-масел-папирусов-кальянов-всего на свете, что мне не нужно (надо честно сказать, что эта напасть была похуже египетской чумы, так как лучше страдать от укусов местных комаров и мух, чем от прилипчивости этих торгашей).
А также побегал от наших украинцев, которые сначала искали меня, чтобы вместе напиться привезенной ими горилки, а потом, не найдя меня, напились сами (мне впервые было так стыдно за своих бывших компатриотов, потому что хуже египетской чумы, арабских торгашей и местных москитов были только приехавшие «расслабиться» славяне). И, выдохнув, наконец отбыл в Минск, оттуда решив заехать на два дня к своим родным в деревню в соседней Украине.
Что еще почитать по теме?
Как туристу отбиться от уличных торговцев в Египте?
Тутанхамон: величайшее открытие или фальсификация века? Часть 1
Пирамиды — мистика или мистификация? Три субъективных взгляда на секреты пирамид
1) Как всегда, скандал и споры (наверное, позор уже здесь, что вроде интеллигентные люди, а без взаимных упреков и обвинений - ни одна статья не обходится).
2) Елена Рожкова, я Вам признателен. Вы написали, честный, объективный комментарий, в отличие от большинства других, которые пришли именно упрекнуть автора, принеся свои претензии из прошлого.
Проходили. Не исправим. И не пытаемся.
3) По существу: самыми воспитанными в моем случае оказались чехи и немцы. Самыми невоспитанными - увы, мои родные украинцы и русские. Первые норовили напиться, после чего вели себя вызывающе. Вторых пьяными я не заметил, но вызывающее поведение было и без алкоголя: громкая речь, уничижительные эпитеты в адрес местного населения.
Мы, славяне, дей-но не умеем себя вести (и русские, и украинцы). Вот белорусы, объективно, вести себя умеют.
4) Что до негативизма автора, то я указал, и неоднократно, и на плюсы (море, погода, отель).
Но относительно древних развалин и грязи на улицах, позвольте мне иметь СВОЕ мнение. А тем, кто желает тянуться за толпой и повторять данное ему в готовом виде, делать как они считают нужным.
1 Ответить
А мне статья понравилась`. Автор описал свои впечатления с завидным чувством юмора. Посмеялась от души! Непременно прочитаю продолжение Моя оценка - пять.
P.S. А на счет пьяных соотечественников - разве это не правда или кто-то еще усматривает в этом предмет для гордости?!
1 Ответить
Елена Рожкова, насчет пьяных соотечественников - Вы первая тут написали.
Хотите тему поменять?
А как насчет траты кучи денег, чтобы посмотреть на мусорные пляжи, прятаться от русскоговорящих туристов и зачем-то ехать часами по мусорной пустыне, чтобы посмотреть на камни, будто возле отеля камней нет...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов,
А что-же тогда означает строка из комментария Лидии Богдановой: "а уж согруппники по путешествию так вообще позор нации", а также реплика Сергея Дмитриева:"Ты видишь, что человек без стаканА?"? Так что не я первая упомянула эту тему. Я не собираюсь не только менять тему, но даже развивать ее. Да, мне понравилась статья и я оставила свой комментарий, только и всего.
1 Ответить
Елена Рожкова, вы просто взяли и вырвали из текста моего комментария то, что хотели развить. А если вы прочитаете мой комментарий сначала то может, хотя не уверена, вы поймете смысл моего высказывания. Да, насчет, согруппников,пьянстве и позоре нации - они, украинцы, уже не наши и к нашей нации не относятся (здесь вы тоже не внимательны) "А также побегал от наших украинцев, которые сначала искали меня, чтобы вместе напиться привезенной ими горилки, а потом, не найдя меня, напились сами (мне впервые было так стыдно за своих бывших компатриотов" Впрочем, о теме пьянства, если взять такие страны как Финляндия и Швеция, а также Германия, они пивные фанаты и у них везде во всех кафешках открытых и закрытых пьют пиво. Да еще одно замечание к автору, интересно как это украинцы провезли в самолете свою горилку? А местный алкоголь, который в отелях можно выпить при турах "всё включено" на шведке, лучше не пить, им можно отравиться (они его разбавляют неизвестно чем). Поэтому я и делаю вывод, что наш автор не был настроен на отдых или компания у него была плохая и ему было грустно и не весело. Правда за фразу «Вместо того, чтобы восхищаться всей этой каменной глупостью, вы бы один раз приехали в Эрмитаж, Киево-Печерскую Лавру или прошли бы улочками Львова» - я ему всё прощаю Действительно, приезжайте лучше в красивейшие города мировой культуры и полюбуйтесь тем, чем стоит любоваться, а развалины - это так, страничка истории, которую просто надо знать и помнить всем народам (каждому хотя бы свою). Не помню кто это сказал, что страна забывающая свое прошлое, страна без будущего.
1 Ответить
Лидия Богданова, "на хорошее и мне не жалко слов" : в доступных мне местах я не видел пьяных американцев в общественных местах.
Как не вспомнить? "В пьянстве замечен не был, но по утрам пил холодную воду".
0 Ответить
И зачем Вы так позоритесь, Елена Рожкова?
Лидия Богданова про пьянство не упоминала, а что именно она имела в виду, Вам бы у нее поспрашивать(мне, например, стыдно было слушать, как они орут друг другу через головы остальных отдыхающих).
А бывший наш соотечественник, а ныне американец Сергей Дмитриев и вовсе Аркадия Райкина цитировал - "В греческом зале..." - он часто разнообразные цитаты из классики использует, причем обычно не в тему.
Так что про пьянство - Вы первая начали.
Вы написали Ваше мнение - и имеете на это право.
А я написал свое мнение - и тоже на это имею право.
А про "наших пьяных соотечественников"... - меня не трогают ни наши, ни украинские, ни немецкие, ни финские, ни английские пьяные.
Люди в отпуске, они так расслабляются. Плохо, что они именно так делают. Недостаток образования. Но это их здоровье, их деньги и их отпуск.
Как-то так сложилось, что пьяных в сосиску немцев и пьяных в зюзю финнов я видел намного больше, чем пьяных русских туристов.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, почему же греческий зал не в тему? Там тоже товарищ пришёл в музей и ему все его шедевры до фени, до лампочки и по барабану.
0 Ответить
Игорь Вадимов, а я и не позорюсь Я не сказала ничего позорного: мой комментарий был к статье, а в статье упомяналась тема пьянства в том числе. Это Вы, по каким-то одному Вам известным причинам, пытаетесь меня "опозорить". Я действительно не выясняла лично у Лидии Богдановой и Сергея Дмитриева, что они подразумевали (хотя это, кажется, очевидно). Трудно представить, что чьи-то патриотические чувства больше могут быть задеты словами автора о согруппниках, что "они орут друг другу через головы остальных отдыхающих", чем его-же слова "мне впервые было так стыдно за своих бывших компатриотов, потому что хуже египетской чумы, арабских торгашей и местных москитов были только приехавшие «расслабиться» славяне." Действительно, что тут такого предосудительного? Ну пьют люди, так ведь все-же пьют! Вот и финны, и немцы с англичанами пьют еще похлеще русских с украинцами, так что это нормально - с этим порядок. А вот то, что "орут друг другу через головы остальных отдыхающих" - это реальный позор! Странное у Вас, однако, понятие о позоре, Игорь Вадимов. И лично для Вас, человека, который, очевидно, понимает исключительно написанное черным по белому, я разъясняю теперь уже мои личные слова: когда я сказала, что не собираюсь ни менять тему, ни развивать ее, я имела ввиду, что хочу ее закрыть.... но Вы снова не поняли правильно.
0 Ответить
Этот Ваш пост, Елена Рожкова - однозначно - в шедевры.
И, если Вы не против - давайте больше не общаться...
Специально для Вас - я именно не хочу больше с Вами говорить.
Еще раз - не пишите мне больше, пожалуйста.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Когда я еду в отпуск, я еду отдыхать и естественно настроена только на позитив, даже если и увижу что-то негативное то это по сравнению с позитивным будет иметь явный перевес в сторону позитива. Здесь я увидела один негатив, зачем автор ездил - точно не за отдыхом, а еще больше собрать негатива в свою и так богатую копилку. Жаль мне его очень жаль и руины то не руины и сфинкс драная каменная кошка в увеличенном масштабе, а местные надоедливые торгаши и не более, а уж согруппники по путешествию так вообще позор нации
2 Ответить
Древности имеют только тот смысл, который мы в них вкладываем. Для одного это колыбель цивилизации, для другого — глупые развалины. Историк архитектуры увидит здесь принципы, из которых развивалось классическое зодчество. Местный житель — способ заработать. Скучающие туристы — возможность поставить себе очередную галочку, а некоторые из них — повод почувствовать свою исключительность.
Осталось непонятно, почему автор осуждает "глупцов, что таскаются по пустыне", приезжающих поглазеть на обломки чужой цивилизации, будучи сам в их же рядах и с теми же целями?
9 Ответить
Наталья Осокина, "В грЭчЭском зале, в Грэчэском зале... Ты видишь, что человек без стаканА? Мышь, белая ?"
0 Ответить
Наталья Осокина, вообще, чем меньше человек образован, тем скучнее ему в подобных местах. Не за что зацепиться в его нехитрых извилинах.
Как говорится: "Мона Лиза так велика, что сама уже выбирает, кому нравиться")
Оценка статьи: 3
5 Ответить
Никита Рязанский, совершенно верно. Нам интересно лишь то, о чём мы хоть что-то знаем -- что может найти в нас отклик.
0 Ответить
Игорь! Ну Вы хоть отдохнули?
А то - потратить кучу денег, чтобы посмотреть бессмысленных каменных идолов, вдобавок на жаре, да к тому же какую-то полузарезанную собаку, вдобавок - прятаться от остальных ненормальных отдыхающих...
Деньги, потраченные не просто впустую, с вредом для здоровья!
Оценка статьи: 3
2 Ответить
Проникся, прошибло. Оценка: 5
0 Ответить