Но начать хочется не с самого города, а с болот. Берендеевых. Которые в первые годы Советской власти начали разрабатывать, да в погоне за торфом потеряли кучу артефактов. Зато не потеряли тайну.
Берендеево царство — сказка
Антти Аматус Аарне был финским ученым, исследователем фольклора. Учился, как и положено, в Санкт-Петербурге, докторская диссертация называлась «Сравнительное изучение сказок».
Впоследствии этот список был дополнен, в этом участвовали и советские ученые. По сей день указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона является важным трудом в международной науке.
Под номером 1362 в этом указателе идет сюжет о «снежном ребенке». В средневековом варианте это был мальчик: моряк возвращается из плавания, а дома его встречает не только жена, но и новорожденный сын, который родился от того, что ждущая жена съела снежинку. Моряк растит ребенка, потом забирает его в поездку, продает в рабство, а по возвращении объясняет женщине, что мальчик растаял.
Этот жутковатый сюжет вошел в фаблио — средневековые французские стихи. Он появляется в рукописном сборнике XI века «Кембриджские песни». В немецких преданиях есть Schneekind.
А под номером 703 значится сюжет об искусственном ребенке, которого делает для себя бездетная пара из дерева, из снега
Образ Снегурочки часто связывают с другим персонажем русского фольклора — Костромой. Той самой, которую сжигают на костре при проводах зимы. Вспомним, что Переславль-Залесский находится по пути в город Кострому. Более того, имение Александра Островского — автора «Снегурочки» — находилось в Костромской губернии (сейчас там музей). И на флаге Островского района Костромской области изображена Снегурочка, и день рождения ее там празднуется.
Поселил свою героиню гениальный драматург в деревню берендеев. Известно, что эта идея пришла ему в голову именно по дороге в свое имение Щелыково близ Костромы, как раз на участке пути Переславля-Залесского.
Это теперь «берендеевы царства» расплодились по всей России, главным образом, в качестве элитных поселков. А тогда сохранившиеся названия указывали на конкретную географическую древность и историческую тайну.
Вероятно, Островского тоже заворожили эти названия — слобода Берендеево, Берендеево болото. Эти названия и сейчас сохранились.
Берендеево царство — реальность или «лепшие мужи в черных клобуцех»
К театральной постановке пьесы Островского писал музыку П. Чайковский. Впоследствии написал оперу Римский-Корсаков. Опера имела мировой успех. Островский и Римский-Корсаков возвели Снегурочку в ранг значимых образов мировой культуры. И теперь Snegurochka живет своей жизнью, сама по себе.
Декорации к различным постановкам делали самые знаменитые художники — В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих. На эскизах театральных костюмов Н. Рериха мы видим далеко не славянскую, а восточную тематику. Здесь славянская мифология переплетается с исторической правдой.
Что же это был за народ — берендеи, о котором гласят русские летописи? Те, кого на Руси называли «свои поганые»? (В слове «поганый» здесь нет никакого оскорбительного оттенка, это прямое заимствование латыни — «язычник», которое встречается во множестве европейских языков.) Язычники, но свои, кочевники, но свои. Целиком и полностью свои. И это не случайно.
Берендеи, как и печенеги — тюркского происхождения. Известно и еще название — «торки», которое сохранилось в топонимике многих мест. Одно из самых распространенных наименований берендеев и прочих торков — «черные клобуки» (то есть высокие черные шапки). Именно поэтому часто говорят о том, что современные каракалпаки (тоже в переводе «черные шапки») — могут быть если не прямыми потомками берендеев, то все же отдаленными родственниками.
Сами же берендеи, теснимые своими другими прямыми родственниками — половцами, искали на Руси убежища. И они его получили, взамен участвуя во всех битвах русских с половцами. Иногда войско могло состоять только из берендеев, за исключением возглавляющего его князя («Глеб же посла брата своего Михаила и с ним переяславець сто, а берендеев полторе тысячи»).
С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Да и изгнания из родных степей они половцам не забыли.
Так торки и берендеи и селились в приграничных районах, сначала в Киевской Руси, где их было больше всего, затем в Северо-Восточной (но, возможно, что и наоборот). Стали полукочевниками, а местами и оседлыми, мало ассимилировались, но служили в целом верно и преданно. На Руси они жили свободными людьми, сохраняя свою полную самобытность.
Нарождающиеся русские княжества смогли отстоять свою независимость от угрозы из степи, в том числе, и с помощью берендеев — черных клобуков.
Те прекрасно знали обычаи и военное искусство своих противников, были прекрасными всадниками и разведчиками. В авангарде войска или в погоне черные клобуки были незаменимы. Пришлось берендеям поучаствовать и в междоусобных войнах русских князей.
В Переславль-Залесский и в целом во Владимиро-Суздальской земле берендеи поселились во времена неизвестные, но тоже, вероятно, в XI веке. Вокруг Берендеева болота сохранились деревни с тюркскими названиями.
Последний раз берендеи упоминаются в XIII веке, причем уже в других источниках. Знаменитый персидский государственный деятель и ученый Рашид ад-Дин пишет о нашествии Батыя:
«царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа черных шапок и в девять дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)».
Началась другая эпоха.
Черные клобуки частично погибли, частично были взяты плен, частично ассимилировались с Золотой Ордой, частично ушли на территории современной Венгрии.
Нет уже ни половцев, ни берендеев, ни даже финно-угорского племени меря, которое также жило в этом регионе. Осталась память, и похоже, что очень добрая: не зря и Берендеево царство такое красивое, и царь Берендей такой мудрый. Еще в XVII веке в Московской Руси в ходу были шапки-«берендейки». Берендейкой называли и сумочку с ремнем, в которой носили фитиль и порох. И складывается впечатление, что берендеев не забудут.
А нам пора вспомнить человека, родившегося чуть позже в Переславле-Залесском — Александра Невского.
Игорь Вадимов, надо проводить вечера для любителей читать любимые стихи наизусть. Ато поэзия оказалась на задворках в наш...