Дмитров помнит многое… Сама Дмитровка (старое название дороги из Москвы, ныне — то же самое в народном варианте, официально — Дмитровское шоссе) известна с XIV века. Но понятно, что были и более ранние пути-дороги, поскольку люди жили здесь испокон веков. Проще (или не проще) сказать — со времен позднего мезолита.
Стоянки первобытных людей на реке Яхрома исследованы, 8000 лет тому назад главным занятием, как и везде, были охота, рыболовство и собирательство. В эпоху неолита появляются орудия труда из местных видов камней, предметы из обожженной глины.
В местном археологическом музее много рисунков-реконструкций людей, живших на этой территории. Эти рисунки-реконструкции выполнены по методу Михаила Герасимова — знаменитого историка, антрополога, археолога, скульптора.
И, в сущности, не чувствуешь никакой уж такой чудовищно огромной пропасти с этими людьми, жившими в неолите. Люди и люди.
В эпоху раннего железа и эта территория, и в целом очень большой регион заселяет финно-угорская народность меря. Эти племена занимаются скотоводством, земледелием, ремеслами. Территория, которую занимала меря, была, действительно, огромной, достаточно напомнить, что сам этноним «меря» сохранялся в старом названии города Галич-Мерский (Галичь Мерьский), центре Галицко-Дмитровского княжества — ныне просто старинный город Галич, а это далеко, Костромская область, сотни километров.
Многие гидронимы Дмитровского района тоже родом из мерянского языка — например, все та же река Яхрома (в переводе — «озёрная река»), которая сыграет в истории города большую роль.
Меря ассимилировались пришедшими славянами — сначала новгородцы, затем кривичи и вятичи. В музее есть лодка, которой более 1000 лет, дубовая, длинная, но невероятно узкая: все же наши предки были значительно миниатюрнее нас.
Сам город Дмитров уже напрямую связан с Рюриковичами.
Юрию Долгорукому приписывается основание множества городов Северо-Восточной Руси, кроме самой Москвы. Многое подтверждается (Юрьев, Переславль-Залесский), так же достоверно то, что он в 1154 году основал город Дмитров и назвал его в честь только что рожденного своего сына Всеволода, того самого, который будет потом называться Всеволодом Большое Гнездо. Мать младенца разродилась при переправе через Яхрому.
Никакого недоразумения здесь нет: мальчику Всеволоду в крещении было дано имя Дмитрий (в честь святого Димитрия Солунского, его небесного покровителя).
«В ле́то 6663 роди́ся вели́кому кня́зю Ю́рью Долгору́кому Влоди́меричю Маномашу сынъ Дми́трей и оте́ць его́ прозва́ его́ Все́волдомъ, и заложи́ отець его князь Юрьи́ Долгору́кий град на реце́ на Я́хроме и нарече́ имя́ ему́ Дми́тровъ по и́мени сы́на своего́ Дмитрея глаго́лемаго Всеволда, поне́же та́мо роди́ся» (Лицевой Летописный свод).
Условия для развития города были неплохими: по Яхроме существовал неплохой водный путь к Волге, и к Москве. Город был хорошо укреплен: кольцо валов частично сохранилось, а ведь валы были значительно выше.
После периода междоусобиц наступила другая эпоха. И никакие валы уже не могли спасти. За 150 последующих лет город попеременно разграблялся и сжигался ханом Батыем, ордынским царевичем Туданом, ханом Тохтамышем, темником Едигеем.
Кстати, у дмитровцев есть своя официальная легенда. Ордынский царевич Тудан, он же Дюдень, Дедень (Дюденева рать), по преданию был-таки после своего набега настигнут русскими отрядами и погиб в бою там, где сейчас деревня Деденево, рядом с Дмитровом.
В перерывах между набегами в Дмитрове в 1301 году даже состоялся знаменитый так называемый Дмитровский съезд князей. Родственники (главным образом, сыновья-внуки-племянники Александра Невского) пытались как-то договориться о прекращении собственной вражды хотя бы в тяжелое время монголо-татарского нашествия. Итогом встречи стало временное относительное примирение князей. И этот же Съезд сохранился символически на гербе города Дмитрова: четыре княжеские короны внизу.
Своего расцвета город Дмитров достиг только в XVI веке. Дмитровские купцы торговали и с югом (Каспий), и с севером, и, конечно же, с Москвой. Не знаю, когда зародилась в городе собственная традиция приготовления пряников (технология утрачена), но именно дмитровские печатные пряники были знамениты и часто ими, пряниками-разгоня, а не хлебом-солью, встречали высоких гостей.
О расцвете и закате русского города, о страшным историях убийств и веселом фильме «Волга-Волга» можно будет прочитать в следующий раз.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...