Согласно легенде, во время гонений на первых христиан икону укрыли от поруганий в пещере, расположенной на отвесной скале на высоте 940 метров над уровнем моря.
В начале IV века два брата, Симеон и Теодор, вдохновлённые примером пустынного подвижничества, начали вести монашеский образ жизни, путешествуя на Святую землю и Синай. Однажды в Иерусалиме обоим молодым монахам-инокам, находящимся порознь, приснился одинаковый сон: Дева Мария в сопровождении святых апостолов Павла, Андрея и Луки велели им идти в местечко Ахайа в Греции и найти там в горах благочестивую пастушку Евфросинью, которая проведёт к месту, где спрятана икона, созданная Лукой.
Монахи разыскали Евфросинью, поведавшую монахам о пещере, из которой её козочки, взбирающиеся по отвесным скалам, возвращаются с мокрыми мордочками. Разыскав пещеру, братья обнаружили в ней родник, а в глубине — икону Богоматери. Монахи расчистили пещеру, построили часовню и келью.
Так гласит предание о возникновении высоко в горах самого древнего и почитаемого центра православия Греции — мужского монастыря Мега Спилеон.
В лучшие времена истории страны здесь жили и молились, неся свой Крест, до 250 насельников. Монастырь, переживший пять жутких пожаров, набеги завоевателей и длительное турецко-албанское иго, выстоял, оставаясь не только ядром притяжения православных людей, но и культурным и просветительским центром.
В 1821 году монастырь стал колыбелью освободительного движения от османского порабощения. Во время Второй мировой войны послушники разделили судьбу жителей рядом расположенного городка Калаврита: все монахи, двадцать два человека, были сброшены фашистами со скалы во время «калавритской резни» 1943 года.
Но святыня — чудотворная икона — оставалась всё это время не поруганной и не повреждённой, она только почернела от невзгод, пожаров и времени…
В те далёкие времена подъём на головокружительную высоту занимал много часов, если не дней. Единственным помощником в столь рискованном предприятии мог быть только ослик. Сегодня на почти километровую высоту можно за 20 евро в течение часа подняться на специальном горном поезде — «Зубастике».
Такое название поезд заслужил из-за шестерни, выдвигающейся спереди из его подбрюшья и цепляющейся за специальный зубчатый третий рельс, проложенный на самых крутых участках подъёма в горы.
Даже звук такой появляется специфичный — «хыр-хыр-хыр», который не может заглушить ни грохот водопадов на реке Бурас, протекающей параллельно с путями, ни восторженные возгласы пассажиров поезда, любующихся красотами самого ущелья.
Медленно взбираясь всё выше и выше, поезд только один раз остановился вне расписания: дорогу преградил ишак, явный потомок тех животных, которые веками помогали забираться сюда монахам. Встал посреди рельс — и ни в какую! Дизельный «Зубастик» гудит, орет — ишак ему вторит! Но дорогу уступить — шиш!
Еле хлебом и конфетами с рельс выманили. Привык к туристам, пристроился! Что поделать, если «механическая тяга» лишила его налаженного бизнеса.
А сам монастырь, конечно, очаровал…
Если смотреть на него снизу вверх, то кажется, что скала нависает над кельями неотвратимой глыбой и вот-вот раздавит их.
Чудотворная икона находится в соборном храме, выдолбленном в толще скалы, и абсолютно доступна для паломников и простых посетителей. Пещера со святым источником с приятной на вкус водой, где и была найдена икона, находится рядом. В монастыре сейчас живут только шесть монахов, но они содержат всё обширное хозяйство в идеальном состоянии, несут службу, привечают гостей, держат пасеку и имеют винокурню.
Как можно жить многие годы на столь ограниченном пятачке горизонтальной поверхности, где кругом одни скалы? Даже мысль закралась: а почему рядом с монастырём не видно кладбища, могил монахов, семнадцать столетий служивших в монастыре? Ведь у нас в России в приходах церквей часто расположены небольшие кладбища, где на освящённой земле находили свой последний приют священнослужители, монахи, именитые прихожане.
Всё оказалось просто: в связи с дефицитом свободной земли в горных монастырях Греции существуют небольшие храмы — костяницы, куда складывают кости умерших монахов, после того как тело пролежит замурованным в какой-нибудь пещере три-пять лет. Как объяснил один из насельников монастыря: ведь при втором пришествии Господа плоть снова нарастёт на кости. Главное — верить…
В чём-чём, а в отсутствии высокого доверия к Богу этим мужественным и убеждённым служителям Господа не занимать. Для непрошеных гостей в этих диких горах с давних времён предусмотрен крепкий кованый засов. А против нечистой силы и помыслов греховных — молитва…
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5