Если внимательно присмотреться к людям этих очень важных, социально значимых профессий, если заглянуть в их умные глаза, вы стразу узнаете самого положительного и прилежного мальчика или девочку из вашего класса. Они настойчивы, начитанны, прилежны и пунктуальны. Как говорится, мимо них не проскочишь. Любой выход за рамки, с их точки зрения, вызывает в них бурю негодования и тайное, хоть и явно выраженное, желание стереть нарушителя с лица земли.
Да, это они. Те самые любимчики, аккуратненькие отличники и светлые головы. Это они, отрада и гордость любой школы. Это они, начиная с первого класса, уверенно поднимаются по ступеням эволюции под названием «среднее образование». Это они, то ли в силу природной ограниченности, то ли просто подавленные родительским страхом, очень быстро понимают, как добиться успеха и стать отличником.
В действительности, успех в жизни — это признание. Успех никогда не зависел от личных качеств человека. Точнее, для успеха, то есть общественного признания, личные качества могут быть абсолютно любые. Успех — это такая тонкая, почти неуловимая материя, которая может накрыть любого человека, в любое время и в любом месте. Это почти как про Золушку. Такая же милая сказочка из серии «а наутро он проснулся знаменитым».
Это потом, и в основном к бывшим троечникам, приходит то самое осознание, о котором говорил Альбер Камю:
«Этот мир лишён смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу».
Но в школе всё по-другому. Школа — это фабрика деревянных игрушек. Конвейер, который никогда не должен останавливаться. С одной стороны загружается весёлая биомасса звенящей детворы, а с другой выходят солдаты Урфина Джуса. И как на любом конвейере, всё очень регламентированно, целесообразно и заформализованно. Редко встречается такой производственный мастер, который втайне мастерит изделия ручной работы.
Отличники — это всегда универсальная заготовка. Как её ни крути, она всегда подойдёт. Они быстро понимают, что от них требуется. Если наставнику нравится, когда поднимают руки — они их поднимают. Если нравится масса, пусть глупых и даже невпопад, вопросов — они задают эти вопросы. Они переписывают домашнее задание целиком, если в конце обнаружилась маленькая помарка. Они преданно смотрят в глаза и почтительно здороваются.
И вот он, успех. Они его добиваются, умело поддерживают и, как это часто бывает, «на имидже» оканчивают школу и выходят в жизнь. Причём выходят с убеждением, что она, эта жизнь, им уже удалась.
И вдруг выясняется, что в жизни оценок не ставят. В жизни никого не интересует, как ты закончил школу. В жизни интересно, что ты можешь сам по себе. Там не нужен аттестат, там важно, что ты можешь дать другим. Чем ты можешь быть интересен и в чём от тебя прок. Отличник же, привыкший к школьному успеху, по привычке пытается только угодить. Угодить и понравиться всем и каждому, как школьным учителям. Для этого ему нужны чёткие рамки, чтобы им соответствовать. Только в призвании не бывает рамок и, как известно, хороший парень — это не профессия.
Другое дело троечник. В своём подавляющем большинстве, это скучающий лентяй. Ему скучно и грустно в жёстком потоке конвейера. Он всячески пытается отлынивать или перетерпеть эту жёсткую колею образования. И даже когда его тем или иным способом принуждают, и он берётся — и за ум берётся, надолго его не хватает. Его всё равно сносит с этой поточной линии.
Троечника распирает изнутри. Троечнику удаётся сохранить эту самую звенящую биомассу внутри, и она никогда уже не даст ему покоя. Закончится срок, прозвучит звонок, и он с облегчением выскочит, с разбега прыгнув в эту самую жизнь. Он будет хвататься за всё подряд, что ему будет интересно. Перебирать и пробовать, пока не поймёт что-то своё. То, чем он хочет заниматься и что ему приносит ощущение счастья и удовольствие от жизни.
И самое главное. Идя по этому пути — своему, неформальному пути, троечник, наконец-то, начнёт учиться. Сам учиться. Он с лёгкостью освоит все необходимые ему знания, о которых отличник уже успел забыть. Это захватит его настолько, что он и не заметит, что стал многим интересен, что его окружают такие же, как и он, счастливые люди. И он даже не поймёт, что это и называется признанием, что это и есть тот самый успех.
А ещё он не заметит так давно ему знакомое лицо человека, который открывает турникет в его дверях.
Что еще почитать по теме?
Почему успех любит бывших троечников?
А нужно ли ребенку быть отличником?
Чем опасен «комплекс отличника»?
Прям какая-то ода троечнику получилась Детям моложе 17 лет вход запрещен. Пусть не расслабляются, поскольку школа это еще не единственный этап их образовательной дороги и надо идти дальше, а там все же хорошие оценки положены на весах проходного балла. Как правило в школьном возрасте дети мало кто еще определился, куда он хочет идти,он может сказать, что это ему интересно, а это нет, но никто не знает какие знания пригодятся. Базовые знания они нужны, а вот углубленные можно и не замарачиваться. Вообще главное это научить ребенка думать и размышлять, а не впихивать в себя, путем зубрешки, ненужное. Лучше понять немного, чем забить свою память инфой без понимания, потом склероз и крах всей информации, залетевшей случайно. Хотя как правильно заметил автор человек учащий на отлично совсем и не хочет этой информации, ему надо оценка и похвала от родителей, соседей, учителей, а теория порой без практики вообще ноль, вот и жизнь им это показывает - жалко мне отличников, лучше получить удовольствие от детства
0 Ответить
Мне кажется, описанное здесь отношение к жизни троечников и отличников -- это только один из вариантов, как бывает. Но вариантов типичных, конечно.
А что вы скажете про школьников, которые легко позволяют себе разброс между тройками и пятёрками, не закрепляясь в какой-то одной категории?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Осокина, наверное было бы скучно, если бы при обсуждении какого-либо явления мы отталкивались от конкретного случая. Или человека. Кобо Абэ писал: "В далёких пейзажах всегда царит порядок", вот и здесь конечно же, это собирательный образ. Взгляд издали.
Тем не менее, точка зрения автора всегда вполне конкретна и определена.
Что касается вашего вопроса, то школьников, которые позволяют себе разброс, я бы на звал "сочувствующими". Я нисколько не удивлюсь, если выяснится, что они и сейчас, во взрослой жизни, такие же сочувствующие. Это податливые, до конца не определившиеся, так и не понявшие, чего они хотят в своей жизни на самом деле. Это они - верные солдаты армии потребителей. Это они толпятся в ТЦ во время розыгрыша халявной кофемолки. В то время, как школьные отличники следят за порядком, а троечники эти акции возглавляют.
0 Ответить
Александр Ильин, я прикинула и поняла, что в вашем примере мне не хочется ни возглавлять акцию, ни следить за порядком) Толпиться тоже не хочется. Наверное и правда — не определилась)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Осокина, видимо вы из тех редких людей, которым хорошо подходит определение "покрывало тьмы"
Такие люди живут в каком-то своём измерении, в общественном транспорте их не замечают кондукторы, а о существовании всяких флеш-мобах они даже не догадываются. К таким людям социум всегда относится маняще-настороженно - никогда не знаешь, кто там живёт в этом тихом омуте.
0 Ответить
Александр Ильин, и как это вы узнали про кондукторов?))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Осокина, никакое покрывало тьмы не скроет суть от моего мудрого взгляда.
0 Ответить