Банка обеспечивает оловом мировую промышленность на 30%. Сырье идет на производство автозапчастей, консервных банок, тарелок. 52% добытого на острове металла уходит на припой в микросхемах ноутбуков, смартфонов и планшетов.
Именно мобильные устройства спровоцировали резкий рост стоимости килограмма олова за с $ 5 до $ 23 за 1 кг. Например, в 2013 году произведено свыше 1 миллиарда смартфонов. Samsung, Apple, Blackberry, LG, Sony используют в своей продукции именно местное олово.
Любая промышленность вредит природе так или иначе — выбросами загрязняющих веществ или зачастую неразумным использованием ресурсов природы. Остров Банка не стал исключением. Зеленые леса уступают место тысячам кратеров с кислотной водой и тяжелыми металлами. Постоянно растущий спрос привел к тому, что правительство острова разрешило добычу и переплавку всем желающим. В итоге остров наполнили нелегальные «шахтеры». Пенсионеры, дети, забывшие о своих сетях рыбаки, домохозяйки — все кинулись «майнить» руду.
Выработка уничтожила до 60% коралловых рифов, что, в свою очередь, стало фатальным для рыбы. Она тут практически перевелась. Если сегодня полностью остановить добычу, то потребуется минимум 20 лет, чтобы рифы восстановились. Останавливаться никто, разумеется, не собирается.
Местным рыбакам олово тоже приносит одни проблемы. Если в 2000 году рыбачить можно было всего в 5−6 километрах от берега, то спустя 17 лет приходится заплывать на 20−25 километров в море.
В 2014 году журналисты BBC устроили «показательную порку» компании Apple. Журналисты сначала тайно устроились на сборочный конвейер одного из китайских поставщиков «Яблока», а потом побывали в тех местах, где закупается сырье для iPhone и iPad. Олово входит в сплав алюминия, из которого делают корпуса мобильных устройств. В США это сплавы 850.0, 850.1 и 852.0.
Как оказалось, часть олова Apple через своих поставщиков закупает у Индонезии, а основным источником сырья является остров Банка, население которого добывает металл практически первобытным способом: роют открытый карьер, спускаются вниз и по пояс в грязи, без спецодежды, голыми руками выуживают руду. К работам активно привлекаются дети. Для них ямы можно копать уже. Старатели постоянно рискуют угодить под обвал, ведь стенки самодельных шахт никак не укреплены. Тяжелые травмы на оловянных рудниках Банки обычное дело.
Обвинения BBC в адрес Apple отчасти можно считать предвзятыми. Ведь олово на острове идет на нужды и других производителей электроники: Microsoft, Google, HP, Asus. Все они — клиенты китайской компании Pegatron, которая и закупает «серебристый свинец» у Индонезии. Обвинять — так всех!
Тем временем добыча олова продолжается. Так уж получилось, что «майнить» на острове очень легко и, главное, дешево. Кустарными методами десятки тысяч местных жителей извлекают олово и продают её скупщикам, а те перепродают государству.
Отказ от покупки металла, добытого тяжелым опасным трудом, не улучшит ситуацию на Банке. Зачастую это единственный источник дохода для жителей острова.
В итоге патовая ситуация: покупаешь новый смартфон — заставляешь людей горбатиться в грязных кислотных ямах. Не покупаешь — обрекаешь на голодную смерть. Вот такая связь между далеким островом к востоку от Суматры и смартфоном у вас в кармане.
Познавательная статья!
С благодарностью,
Оценка статьи: 5
1 Ответить