Мурманск — незамерзающий северный порт СССР. Один из пунктов плана Барбаросса. Мурманск и весь Кольский полуостров должен был быть взят победоносной немецкой армией за две недели войны — в начале июля. Самый северный фланг советско-германского фронта и оказался тем самым местом, где у немцев с самого начала все не заладилось.
В Прибалтике, Белоруссии и на Украине в первые недели нападения происходил тот самый блицкриг, «эрсте колонне марширт, цвайте колонне марширт», немецкие танки иногда проходили в день столько, сколько позволяла скорость движения танковых колонн, часто — десятки километров в день.
А вот на Севере все пошло совсем не так. Хотя задумано было красиво: два блестящих и молниеносных удара.
Вот горная армия «Норвегия» доблестно наступает из Норвегии в Финляндию, захватывая область никелевых шахт, Петсамо, выходит на границу с СССР и захватывает Мурманск. Начало операции 29 июня, через неделю после начала войны с СССР. Две недели боев — и к 12 июля весь Кольский полуостров должен быть в руках победоносной немецкой армии.
А 34-й армейский корпус Вермахта, базировавшийся в Рованиеми (Финляндия), в рамках плана «Песец» («Polarfuchs») должен был ударить по частям РККА, защищавшим границу, разбить их, захватить Кандалакшу, перерезать Мурманскую железную дорогу и по этой дороге ударить на Север — к Мурманску, ломая остатки сопротивления деморализованных русских варваров.
Планы были совершенно изысканны и неотразимы, они обязательно должны были увенчаться победой… Увы, все эти «фуксы» («Silberfuchs», «Platinfuchs», «Blaufuchs», «Blaufuchs 2»)… как-то не сработали.
Началось все, как и планировалось,
Войска, наносившие вспомогательные удары южнее, на протяжении границы СССР-Финляндия, местами даже не сумели преодолеть линию границы. В одном месте даже был единственный на всем протяжении западных границ СССР пограничный столб, за который нашим «освободителям» не удалось пройти. На хребте Муста-Тунтури пограничный знак А-35 всю войну находился в зоне боев, освободители не сумели и шага за границу ступить. При этом максимальное продвижение войск немцев и финнов в этих местах не превышало 80 км от госграницы.
На самом Севере, там, где наносился главный удар, на Мурманск, немцам удалось пройти несколько километров (максимально — до 16 км), после чего пришлось перейти к обороне.
С точки зрения немцев отчасти в этом виноваты упрямые русские, никак не хотевшие сдаться, а отчасти — виноваты карты. Двойные прерывистые линии, нарисованные на картах данной местности, изданных в СССР, немецкие штабисты приняли за дороги — пусть хоть какие-то, но все же дороги. На базе такого предположения и строились планы наступления. Увы, это были не дороги. На наших картах Севера так оказались обозначены телеграфные линии и примерные маршруты движения лопарей, кочующих со своими оленьими стадами.
А дорог там не было. Вовсе не было. Эту страшную правду немецкие войска осознали не сразу, а лишь спустя несколько дней после начала наступления на Мурманск. Они уже вышли к полуострову Средний, на перешейке которого отошедшие пограничники установили заслон, отбивая все попытки пройти далее и освободить от русских полуострова Средний и Рыбачий.
Части 2-й горнострелковой дивизии вышли к реке Лица и увидели, что дорог тут нет вовсе. Несмотря на обозначения на картах. Воздушная разведка Люфтваффе подтвердила полное отсутствие дорог.
Так 4 июля 1941 года впервые на советско-германском фронте остановилось наступление нацистов.
Впоследствии было еще две попытки наступления на Мурманск — в сентябре 1941 года и в 1942 году. Ибо Мурманск стремительно превратился в порт, куда поступали поставки по ленд-лизу, сахар, консервы, алюминий, вооружения.
Все эти попытки были сорваны. В отместку силами Люфтваффе были проведены массированные бомбежки города, выгорела большая часть Мурманска. Город был деревянным, это сделало его сильно уязвимым для зажигательных бомб. Чтобы затруднить тушение пожаров, Люфтваффе бомбили попеременно зажигалками и фугасками. Но террор гражданского населения не помог немцам приблизиться к Мурманску.
В тех местах, где немцы остановились летом и осенью 1941-го, они не смогли уже продвинуться ни на шаг — вплоть до 1944 года, когда их выбили из Советского Заполярья.
А вы говорите — Ельня…
Что еще почитать по теме?
Что такое ленд-лиз и насколько он был важен для Рабоче-Крестьянской Красной Армии?
План «Барбаросса»: как он зародился и почему провалился?
Где и кем были сорваны планы Гитлера?
Спасибо автору за освещение малоизученной темы прошедшей Великой войны.
О боях в Советском Заполярье действительно мало ещё говорится и весьма скромно оценивается вклад в общую Победу над врагом бойцов и командиров, живых и мёртвых, в нечеловеческих условиях Севера державших тогда оборону.
Упоминание о просчёте берлинских картографах действительно имело место в военной истории.
Но необходимо обязательно сказать ещё и о том, что командовавший обороной, командующий тогда Северным флотом 35-летний адмирал Головко не побоявшись ответственности своим приказом расконвоировал ВСЕХ командиров РККА, находившихся в северных лагерях, о чём есть подтверждение в архивных документах и принял на свою голову гнев Берии. Из них, а также из срочно отмобилизованных моряков-резервистов, тыловиков и плавсостава кораблей (до 30 процентов каждого экипажа) сформировал пехотные соединения, так называемый "корпус арктического народного ополчения".
Необходимо сказать, что небо Заполярья с самого начала, с самого 41-го года помогли защищать англичане, 34 истребителя, об этом есть воспоминания нашего героического летчика-истребителя Сафонова. Помимо лётчиков на море сражались две английские подводные лодки.
Бои на Кольском полуострове шли жестокие, буквально за каждый метр. На Муста-Тунтури немцы не смогли пересечь в госграницу, максимум, где они смогли продвинуться, это около 16 километров вглубь.
Местные жители (у меня две двоюродные сестры живут в этих местах, в Мончегорске и Оленегорске) рассказывают, что до сих пор чётко видна линия фронта, особенно в районе Долины смерти, системы озёр "Дракон". С одной стороны под водой всё немецкое, с другой - наше.
Грустно конечно, что за треском майских парадов и салютов не до всех доходит, а особенно до власти, что помимо амуниции и железа там же, под водой и в болотцах до сих пор лежат не погребёнными тела геройских защитников своей страны, до конца выполнивших свой воинский долг.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Владимир Голубков, здравствуйте. Я тоже интересуюсь темой войны на Севере. Просчёт немецкой разведки об отсутствии дорог на Севере- маловероятен. Они уже к тому времени имели опыт боевых действий в Норвегии, а также у них был серьёзный союзник- Финляндия. Операции у немцев проводили специальные части. Поэтому провал блицкрига на Севере был точно. Если летом 1941 года на Севере было 34 самолёта с английскими экипажами- то это очень интересно. Немцы на Севере имели 400 самолётов и у финнов было 500. В районе Мурманска немцы развернули 240 самолётов, а у нас было около 200 самолётов (половина- ВМФ). Моё личное мнение- явный успех Красной Армии на Севере летом 1941 был обеспечен недавней Зимней войной (1939- 1940 гг). Подразделения были укомплектованы, имели хоть какой- то боевой опыт, учтены ошибки, тыловая инфраструктура и обеспечение были лучше организованы после недавней войны, штабы знали что делать, боеприпасы тоже видимо были накоплены. Да и бойцы были мотивированы- знали что могут победить. Но воевать на Севере было очень тяжело.
1 Ответить
Андрей Иванов, всё правильно конечно...
Некоторые сомнения вызывают слова об извлечении значительного опыта из финской зимней компании.
Я застал в живых многих прошедших финскую войну. У нас в школе был "трудовик" однорукий, он потерял руку после обморожения. Тогда о таких вещах (начало шестидесятых годов) было говорить ещё не принято, но основные потери наши войска, по его словам , понесли от непригодного для холодного климата обмундирования и обморожений.
То же самое касается и "работы" финских снайперов - "кукушек". Их успех один- в- один повторили немецкие снайперы в начальный период войны...
А секрет в чём?
Комсостав и рядовой состав РККА имел разную полевую одежду. В том числе кадровые офицеры помимо портупеи носили фуражки, а не пилотки - вот и вся разгадка! Об этом мне рассказывал уже отец, воевавший с начала войны. Подчистую выбивались снайперами все вплоть до младших командиров!
В этом отношении "ошибки учтены" были только в начале 1943 года, когда ввели новую форму. Погоны кстати, что у командного, что у рядового состава наконец стали защитного цвета. Раздолья для вражеского снайпера стало меньше.
Дело конечно не в обмундировании, это всё к слову. Просто вспомнились слова Суворова о том, что чем больше форма похожа на наряд попугая, тем армия менее боеспособна.
А опыт из ошибок прошлого извлекать несомненно нужно... Особенно если не хочешь их повторить.
Вот сейчас много говорят о развёртывании "полярной группировки войск".
Там-то опыт прошлого учтён?
Мне мой дед рассказывал, что они когда брали в плен японских диверсантов и китайских бандитов-хунхузов на Дальнем Востоке, то те ведь долго могли скрываться в заснеженной тайге из-за того, что у них тело (поясница в основном) были защищены от мороза индивидуальными электронагревательными поясами на батарейках и аккумуляторах.
Было это, кстати, в конце двадцатых, начале тридцатых годов прошлого века!.
Вот так вот. Каждый волен делать самостоятельный вывод из сказанного...
И дело тут не в очередном очернительстве.
В первую очередь - о солдате надо заботиться, а не надеяться на его личную мотивировку и усиленную пропаганду политработников.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Голубков, кста.., о форме. Тульи фуражек офицеров армии РФ скроены по лекалам немецких офицеров времён ВОВ и гипертрофировано увеличены в размерах до невыносимой помпезности. А.Лукашенко и начальники полиции РФ тоже красуются в таких "прикидах".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Голубков, замечательный пост!
Единственное, что внушает некое недоверие - про хунхузов с электроподогревом.
Я верю, что Вам такое рассказывали.
Но, прежде чем россказни пересказывать, посчитали бы
- сколько электричества может запасти батарейка,
- какую мощность имеют электронагреватели,
- и, исходя из первого и второго - сколько секунд мог бы работать электронагреватель на хунхузе.
А те хунхузы прятались либо благодаря хорошим тулупам, либо благодаря хорошей меховой одежде, либо благодаря хорошей теплоизолирующей одежде на пуху.
А про электроподогрев - забудьте.
0 Ответить
Владимир Голубков, начальником ШМАСа в Гнилом углу Владивостока был морской лётчик в Заполярье Мазуренко в генеральском звании. Он упоминается наряду с Сафоновым.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемый Владимир Голубков, Борис Сафонов не оставил воспоминаний.
Он погиб 30 мая 1942 года (рассказ о его героизме у меня сейчас на ШЖ - в рассмотрении редактора).
Спасибо всем иностранцам, воевавшим с немцами в ту войну.
Спасибо всем 34 английским летчикам, воевавшим под Мурманском и спасибо всем английским морякам, воевавшим в наших северных морях.
У Симонова хорошо было написано про английских летчиков, кажется, в "Записках Лопатина", кажется тот рассказ назывался "Случай с Полыниным".
...а так - конечно, 34 самолета - это решающая сила. И именно 7% самолетов, полученных по Ленд-Лизу решили ту войну в нашу пользу(и плевать, что получены они по большей части были в 1944 и 1945 годах). А если бы не было "второго фронта", я имею в виду тушенку - вообще бы неизвестно чем все кончилось...
В общем - спасибо тем нескольким десяткам англичан, что воевали с нами.
А тем миллионам советских солдат, что воевали за англичан и вместо англичан, что перемололи 80% всей немецкой армии - еще большее спасибо.
2 Ответить
Игорь Вадимов, популярной была шутка, когда открывали банку американских консервов "Что ж ? Откроем "второй фронт !" В одной из статей я написал о встрече с ветераном конвоев союзников в Мурманск Ричардом. Меня особенно прошибло, когда он показал мне поздравление Ельцина с годовщиной конвоев. Видно было, как он дорожил этим поздравлением.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо. Малоизвестные страницы войны. Предположу, что возможно Мурманск в тот год спас Москву. Особенно в середине октября 1941. Если бы немцы смогли перебросить на Москву пару свежих освободивших дивизий, то было бы плохо...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дмитрий Юлин, тогда все висело на волоске.
Был еще Тихвин - когда немцев сильно побили, отогнали на несколько десятков километров и освободили железку до Ладоги - если бы немцы там прошли оставшиеся километров 50 и соединились с Финнами на Сестре, то Ленинград бы оказался в полной блокаде и пал бы еще той зимой - не было бы Дороги жизни, подвоза продовольствия и боеприпасов и вывоза раненых и больных.
Был Демянск, где немцам на месяцы прищемили хвост и они выручали своих изо всех сил.
Была Ельня - где им в первый раз дали по морде и заставили отступить и занять оборону - чтобы не отступить еще больше.
Был Ростов - где немцы драпанули зимой.
Но первым был Мурманск, где немцы отступили и заняли оборону еще в начале июля, потом еще раз ударили в начале сентября - и опять получили по зубам - и больше уже, до самого разгрома в 1944-м вперед не шли.
2 Ответить
...а был ещё и Демянский котёл, где мне "посчастливелось" побывать и откуда нас вывозили немцы по бревенчатой дороге на болоте. Среди вывозимых была женщина, больная водянкой. Об этом говорили.
Оценка:5
Оценка статьи: 5
0 Ответить