Один (С. Супрун) начал воевать задолго до Великой Отечественной, в Китае, за что и получил первого Героя. Другой (Б. Сафонов) в начале войны был всего лишь старшим лейтенантом и командиром эскадрильи.
- Степан Супрун успел в Великую Отечественную провоевать всего 5 дней, сбил за это время 4 немецких самолета и погиб в бою в начале июля 1941-го.
- А Борис Сафонов стал знаменит именно в Великую Отечественную, он сбил 20 самолетов противника лично и 5 в группе, став одним из самых знаменитых в те времена советских асов. Оба звания Героя он получил в Великую отечественную, став первым Дважды Героем именно этой войны.
Степан Супрун перед войной был уже знаменит, как Чкалов, Коккинаки или Серов. Он ставил рекорды скорости, испытывал новые истребители. Работая летчиком-испытателем, он испытывал все советские истребители — от И-16 до ЛаГГ-3 и Як-1.
В Китае в 1939—1940 годах он командовал группой советских летчиков-интернационалистов. Группа уничтожила свыше 50 японских самолетов, потеряв 5 своих. По возвращении в СССР в мае 1940 г. летчики были награждены орденами, а командир группы Степан Супрун получил звание Героя.
В самом начале Великой Отечественной войны,
В первый же день боев Степан Супрун сбил два немецких самолета-разведчика. Все последующие дни прошли в боях. Летчики полка сбивали немецкие самолеты и штурмовали колонны фашистов. Командир полка не раз дрался парой и против 4, и против 6 самолетов врага.
С. Супрун погиб 4 июля 1941. Был ранен в бою, машину ему повредили, она загорелась. Попытался сделать вынужденную посадку, но не успел вылезти из загоревшегося самолета и погиб. Слава его в то время была так велика, что узнав о его гибели, немцы запустили фальшивку о том, что Степан Супрун сдался немцам и доволен жизнью в плену.
Сталин приказал выяснить, как именно погиб Супрун. Группа следователей выехала на фронт и побывала на месте гибели советского аса. Они видели сгоревший МиГ-3 и могилу пилота, выслушали рассказы крестьян, которые после пожара вытащили из сгоревшего самолета тело пилота и похоронили его, сохранив обгоревшие документы и награды.
22 июля 1941 года полковнику Супруну Степану Павловичу было посмертно присвоено звание дважды Герой Советского Союза.
В день, когда в бою погиб Степан Супрун, старший лейтенант Борис Сафонов имел на своем счету только 2 самолета противника. Он водил в бой эскадрилью и хотя сбивал больше, чем записывал на свой счет, предпочитал часть своих сбитых самолетов «отдавать» своим соратникам. Он говорил: «мы летали», «мы сбили».
7 июля Борис Сафонов вел девятку И-16, надо было помешать группе Ju-87 отбомбиться по кораблям Северного Флота. Они связали боем Мессершмиттов прикрытия и ударили по Юнкерсам. Сбили 7 самолетов врага, сорвали бомбежку и без потерь вернулись на аэродром.
10 июля 1941 года в полк прибыли новые истребители И-16, пушечная модификация, один из них получил комэск Сафонов. Его счет стал быстро пополняться, снаряды пушек ШВАК разносили пулеустойчивый флинтгласс кабин немецких самолетов.
Сегодня этот самолет Бориса Сафонова — экспонат Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге. За время эксплуатации его много раз латали руки механиков, на нем три раза меняли выработавший свой срок двигатель.
16 сентября 1941 Борис Сафонов, сбивший к этому времени уже 16 самолетов врага, получает звание Героя Советского Союза.
В октябре 1941 года майор Сафонов стал командиром 78-го истребительного авиаполка, на вооружении которого были английские Харрикейны. Вооружение Харрикейнов тогда составляли 8 пулеметов ружейного калибра. По предложению наших летчиков вместо них поставили два крупнокалиберных пулемета и две авиапушки ШВАК. Командир полка летал наравне со своими подчиненными, сбивал самолеты врага.
В марте 1942 года Сафонов становится командиром авиаполка, в котором он начал войну. Полк к этому времени стал 2-м гвардейским и воевал на американских P-40E «Киттихок», полученных по Ленд-лизу. Полк продолжал прикрывать Мурманск и корабли флота от бомбежек. Кроме этого в обязанности истребителей полка входило защищать от немецких бомбардировщиков корабли союзнических конвоев в нашей зоне ответственности.
27 мая 1942 года в Москву ушло представление на награждение Сафонова второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. А 30 мая во время боя с Ю-88 в открытом море, защищая конвой союзников, Сафонов сбил два бомбардировщика противника, потом сообщил о неполадках в моторе. В то время у «Киттихоков» мотор был слабым местом и часто ломался.
Самолет упал в воду. К месту падения был направлен эсминец, входивший в состав конвоя, однако попытки найти место падения или летчика не увенчались успехом.
А 14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении подполковника Сафонова второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. Так Борис Сафонов стал первым дважды Героем, получившим обе Звезды в Великую Отечественную.
Всего за Великую Отечественную звание дважды Героя получил 101 человек. Из них семеро — посмертно.
Что еще почитать по теме?
Степан Супрун. Кто это? Часть 1. Начало пути
Василий Иванович Раков — баловень судьбы или просто герой?
Какими они были, те «старики», что шли в бой? Первая десятка советских асов Великой Отечественной войны
Первым дважды Героем Советского Союза был летчик-истребитель Грецивец. На его счету 42 фашистских и японских самолетов сбитых в небе Испании и на Халгин-Холе. Летал на И-16. Погиб в 1940 году в результате летного происшествия на аэродроме Балбасово.
0 Ответить
До них дважды Героем Советского Союза был летчик ас, герой Халхин Гола Сергей Грицевец.
0 Ответить
Наталья Галиева (Макшанцева), до Великой Отечественной Дважды Героев было несколько.
А в Великую Отечественную - сначала Супрун, а потом Сафонов.
0 Ответить
Спасибо, Игорь!
С уважением,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"всего лишь старшим лейтенантом и командиром эскадрильи"
Всего лишь? Истребительная эскадрилья в те времена - 15 самолетов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, может быть звучит несколько вызывающе, но - по сравнению с Супруном, полковник против старшего лейтенанта, мне кажется, "всего лишь".
Четыре шпалы против трех кубарей...
Зато, выжив в первых боях и проявив себя, он уже осенью стал командиром полка.
А кабы у него, в бою над морем, не отказал двигатель... Так с него бы уже через пару месяцев, как с Дважды Героя, первого на Северном Флоте и первого во флотских ВВС начали бы сдувать пылинки, а может быть и летать бы ему запретили.
Но случилось так, как случилось.
0 Ответить