Перейти к предыдущей части статьи.
Первым среди таких числится памятник хлопковому долгоносику, поставленный в 1919 году в городе Энтерпрайз, в штате Алабама в США. Нападение этого вредителя на хлопковые поля заставило местных фермеров переключиться на выращивание арахиса. Это дело оказалось неожиданно прибыльным. В целом переход на производство новой сельскохозяйственной культуры послужил прогрессу не только города, в котором долгоносику поставили памятник, не только округа где этот город находился, но и нескольких южных американских штатов, в частности, Алабамы и Теннесси.
Если памятник хлопковому долгоносику поставлен в благодарность за содействие процветанию небольшого городка, то памятник бабочке кактусовой огневке (Cactoblastis cactorum) соорудили в Австралии за ее помощь в освобождении целого континента.
Австралию пришлось освобождать от кактуса опунции. Опунция, собственно говоря, растение весьма полезное. Это высокий кактус с зеленым мясистым, овальным по форме, стеблем, который часто принимают за лист. Листья же опунции — тонкие цилиндрические, колючие. Эти листья-колючки имеются только у молодых кактусов, у старых они опадают. Опунции цветут. Желтые красивые цветы появляются на вершинах стеблей. После опадения цветов на их месте завязываются плоды.
Именно из-за плодов опунции культивируют. Плоды у растения красноватого, жёлтого или зелёного цвета, грушевидные, колючие, длиной около 7 см. Внутри плода содержится беловатая полупрозрачная мякоть, сладкого вкуса, с довольно крупными семенами.
В Израиле опунции называют «сабрами». Сабра — один из национальных символов. С ним сравнивают местных жителей. Они, мол, такие же стойкие и непритязательные, как кактусы, их просто так не возьмешь — колются, но в глубине души они нежные и — не побоимся этого слова — сладкие.
На Мальте национальным алкогольным напитком является крепкий (21%) ликер, который производят из плодов опунции.
Опунция изображена на гербе Мексики. На колючей ветке сидит орел, который пожирает змею.
Но перенесемся в Австралию. Опунцию сюда завезли из Южной Америки, возможно, из той же Мексики. Опунции первоначально высаживали по границам земельных участков, как живую изгородь, не требующую ухода. Однако в новых краях условия для жизни этого кактуса оказались идеальными. Вскоре колючие гости захватили огромную площадь. Заросли опунции занимали плодородные земли, вытесняли полезные растения, а вместе с ними — насекомых и птиц. Овцы и коровы ели сочные стебли кактуса вместе с колючками и умирали, поскольку колючки повреждали им желудок.
Извести опунцию казалось делом почти невозможным. Она была слишком неприхотлива — не поддавалась ядохимикатам, и она была слишком плодовита — ни топором, ни огнем не выведешь.
Биологи предложили бороться с опунцией своими, биологическими, методами. Естественным врагом кактуса были бабочки — кактусовые огнёвки. Огневками их называли из-за окраса гусениц — огненно-красного с черными полосами. Гусеницы вырастали, питаясь стеблями опунции, они вгрызались в ствол кактуса, заползали вовнутрь и выедали его изнутри. Гусеницы жили 2 месяца летом и 4 месяца зимой. Кактусов для пропитания им требовалось много.
Мелких буровато-серых бабочек завезли в Австралию из Аргентины в 1925 году. Через 7 лет, благодаря им, а вернее, благодаря их гусеницам, было расчищено 30 млн гектаров полей. После чего биологам оставалось поддерживать экологическое равновесие между опунцией и кактусовой огневкой.
В 1938 году благодарные австралийские фермеры поставили памятник гусеницам, которые спасли их поля. Памятник этот находится неподалеку от города Далби (Dalby) в штате Квинсленд.
Наименее всего объяснимо то, что в мире существует, по крайней мере, три памятника такому несомненному и жестокому врагу человечества, как колорадский жук.
Колорадский жук (Leptinotarsa decemlineata) — это жук-листоед, «специализирующийся» по уничтожению листьев пасленовых растений: картофеля, сладкого перца, томата, баклажана. Как свидетельствует название, впервые этого жука с твердыми надкрыльями оранжевого цвета с черными полосами на них обнаружили в 1824 году в американском штате Колорадо. А первый вред от этих насекомых вредителей был отмечен в 1859 году, когда урожай картофеля на полях штата был фактически ими уничтожен.
В 1876 году колорадские жуки были отмечены в Европе, куда они переплыли на кораблях с грузом картофеля. Непрошеного гостя из-за океана обнаружили в окрестностях Лейпцига. Немцам уже было известно о беспощадности противника по отношению к одному из основных продуктов их питания. Рейхстаг запретил импорт картофеля из Америки. Зараженные поля окружили войска. Солдаты вырыли вокруг полей траншеи. После этого картофельные кусты полили нефтью и подожгли.
Но во время Первой мировой войны картофельный паразит начал свое распространение за пределами Германии, заразив поля Западной Европы. В конце 1940-х годов жук из Колорадо оказался на полях Восточной Европы и Украины. Советская пропаганда и пропаганда социалистических стран пыталась представить это как результат диверсии американских империалистов и блока НАТО.
На самом деле для переноса вредителя не нужны были злодейские самолеты. Сами колорадские жуки — хорошие летчики, и могут преодолевать большие расстояния. Особенно их продвижение было заметно в те годы, когда весной дули сильные западные ветры. Несмотря на борьбу с ним, к 2000 году колорадский жук был замечен уже в Приморье. Как пелось в одной песне времен Гражданской войны, «и на Тихом океане свой закончили поход».
Борьба с колорадскими жуками продолжается до сих пор.
Ну, а что же памятники?
Один из них установлен на западной границе Венгрии, в городе Хедерваре (Hédervár). Памятник открыли в 1998 году, так сказать, в память 50-летней годовщины появления вредителя в стране.
Самый милый памятник установлен в украинском городе Бердянске возле центрального рынка. Скульптурная группа изображает двух дачников, мужчину и женщину, стоящих, как говорится, «в виде буквы зю». В руках у них лопаты, люди трудятся. А где же колорадский жук? Да вот он, рядышком, тащит издевательскую надпись: «Бердянцы, прокормим себя сами!»
Третий памятник гадскому колорадскому жуку возвели в 2003 году в городе Днепропетровске (нынче это город Днипро). Памятник стоял напротив магазина ядохимикатов и был своеобразной рекламой. Внимание покупателей он, двухметровый, ярко раскрашенный, точно привлекал. Цел ли он сейчас, Бог весть.
... Много, много спасибОК за исключительно насыщенную статью о насекомых-вредителях с полезным побочным эффектом. В колорадскую послевоенную кампанию помню народную частушку: "Ой, цветёт картошка и зелёный лук . // Всю пожрал картошку колорадский жук. // Он живёт, не знает ничего о том, // что Денис Лысенко думает о нём". Оценка: 5+ !
0 Ответить
Спасибо, очень интересно.
Особенно - про Австралию.
Похоже - они там все чокнутые.
Завезли кроликов - начали бороться.
Завезли опунцию - начали бороться...
А на Сицилии не знают, как опасна опунция - ее там "бреют" и пускают на корм свои козам, овцам и т.п. А плоды - тоже бреют и продают на базарах.
А в той Мексике - и вообще не борются, мякоть бреют и едят как салат, а из плодов водку местную гонят, пульке называется.
А австралийцы, век за веком, городят перед собой проблемы - и решают их героически...
Ну и ну.
Оценка статьи: 5
0 Ответить