Менеджер по продажам, сотрудник отдела рекламаций, продавец, официант, стюардесса — все эти профессии оказались очень вредными для здоровья, приводящими к эмоциональному выгоранию и злоупотреблению антидепрессантами (которые, по сути, являются разновидностями наркотиков).
Особенно сильно страдают при этом бортпроводники. Именно для них особенно тяжело имитировать доброжелательность к пассажирам и, слушая их придирки и эмоциональную болтовню в ходе всего рейса, не выдать себя и не показать свои истинные, разумеется — негативные, эмоции, возникшие в ходе выполнения своих должностных обязанностей.
Я часто читаю в статьях иностранных корреспондентов о России, насколько мы тут все угрюмые. Вот он, западный корреспондент, идет по улице города или сидит на мягком сиденье автобуса или метро — и улыбается всем подряд. Улыбается, ибо так надо, так Дэйл Карнеги прописал — почти век назад, для успеха бизнеса. А ему в ответ почти никто не улыбается. Ну, настроение у пассажиров или прохожих не то или о делах думают, а вовсе не о том, как бы этому иностранцу понравиться.
Нет, конечно, бывают исключения — вон молодая девушка улыбнулась в ответ. Но она улыбнулась неправильно, всем лицом. Она в ответ на чужую улыбку просто просияла. Так ей в тот момент было хорошо, что хотелось своею радостью поделиться с окружающими. Ведь она молода, красива, идет по Невскому, может, с кем-то встречается, может, просто прошвырнуться или размяться вышла, но настроение у нее великолепное. И улыбнулась она от души. Хорошо ей!
А улыбки наших западных учителей вовсе не такие. Это, по русским меркам, скорее оскал зубов, чем улыбка. Просто с детства в голову вколочено «keep smiling!»
А на вопрос «How do You do?» в их головы вколочено, что можно ответить или «I’m fine!» или «I’m OK!» — и ни в коем случае не начинать и впрямь рассказывать, как твои дела. Да никому дела нет до твоих дел, тебя, дурака, просто из вежливости спросили. Так принято, не принимай ничего на свой счет.
Как жаль, что Карнеги уже давно читают, не входя в размышления по поводу написанного им. Скорее всего, бесконечная многомиллионная аудитория давно умершего гения просто околдована описанием его жизни, как он из грязи — да в князи, как он в детстве и в начале своей карьеры голодал, был бедным и как сам себя сделал — и стал супербогатым и успешным. И сделал он это, всего лишь улыбаясь!
Так что, если хочешь добиться успеха — «keep smiling!», нет не так — растяни улыбку шире! Еще шире! Чтобы никто не сомневался в честности этой улыбки!
А над растянутыми в неестественной улыбке губами и оскаленными зубами — холодные равнодушные глаза. А то и вовсе они выдают негативные эмоции своего хозяина.
Это ведь ошибка — думать, что «keep smiling» может спрятать эмоции отчаянно улыбающегося. Очень давно было сказано, что глаза — зеркало души, и столь же давно поэт сказал про одного пройдоху:
Нет, у него не лживый взгляд!
Его глаза не лгут!
Они правдиво говорят,
Что их владелец — плут!
Так что же там говорил Карнеги на самом-то деле? А говорил он, что только сопереживание, настоящее сочувствие, настоящее уважение к оппоненту (товарищу по работе, клиенту, покупателю) может вызвать ответные положительные эмоции, а значит и успех в бизнесе.
И в приводимых им примерах успеха продаж коммивояжеры сначала искали слабости потенциальных покупателей, изучали их интересы и хобби, а найдя слабое место — изучали его. А затем становились на самом деле, не притворяясь, скажем, любителем какой-то породы кур или знатоком некоторых видов коллекционирования. Уйма усилий, уйма стараний — для успеха одной продажи!
Чтобы что-то успешно продать и привлечь потенциального клиента на свою сторону, успешные коммивояжеры искренне улыбались, улыбались, испытывая настоящее уважение к потенциальному клиенту и настоящую радость от общения с ним. Именно поэтому их улыбки были неотразимы, именно поэтому клиенты прислушивались к их аргументам и делали нужные коммивояжерам покупки.
А постоянный западный «keep smiling», делаемый с отвращением, но якобы «по Карнеги» — это вроде мороженого из папье-маше. Если сделано качественно, то ненадолго может обмануть. Но есть этого нельзя категорически.
К идеям Карнеги «keep smiling» имеет очень косвенное отношение. Это, скорее, профанация отличной идеи великолепного психолога от продаж. Стюардессы, ненавидящие и свою работу, и пассажиров, улыбающиеся изо всех своих сил, чтобы показаться веселыми и добрыми, продолжают покупать и потреблять кучу антидепрессантов, создавая таким образом прибыль фармакологическим компаниям.
Прекрасно помню, что у Карнеги упор именно на искренность интереса и доброжелательности к людям. Мне всегда казалось, что у его "учения" есть серьёзное слабое место: откуда брать интерес (к человеку, к теме), если на самом деле его нет? Карнеги ничего об этом не говорит. Мог ли он не знать, что можно быть совершенно искренне равнодушным к кому-то или чему-то?) Видимо, у него не было решения на этот случай.
Не понравился агрессивный и где-то даже хамский тон статьи.
П.С. Буквально понимать невинный вопрос "как дела?" не принято и в нашей культуре. Я за всю жизнь знала только одного товарища, который начинал всерьёз и подробно рассказывать о своих делах — от него хотелось бежать, причём всем.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Наталья Осокина, прошу прощения за поздний ответ. Неделю отпуска был на даче.
В интернете появилась статья о том, как вредно притворяться.
Эта тема столкнулась с идеей Карнеги - "keep smiling".
Так и родилась статья.
Хамский тон? Просто правда жизни.
У нас вопрос "как дела" -- задается не часто. И весьма часто люди,задавшие его, готовы к рассказу о делах.
А "хау ду ю ду" - это аналог "привет" в русском.
Оценка статьи: 5
0 Ответить