• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Зачем ставят памятники своим героям в не своих странах?

На свете есть одно добро — знание, и одно зло — невежество
Сократ

Ни с чем люди не расстаются с таким трудом, как со своими искренними заблуждениями. Они за них держатся, как неразумные дети за мамин передник, не желая расставаться со своим неразумным детством и сделать шаг во взрослую жизнь, часто до самой смерти.

Как утопающие, цепляются они за голову тонущего соседа, не понимая, что ко дну пойдут еще быстрее, и оба. Как держится влюбленная женщина за нарисованный в ее воображении образ любимого мужчины, даже если этот мужчина ни на йоту не соответствует нарисованному образу.

Одним из таких искренних заблуждений является вложенная в головы большинства популярная фикция, что памятники ставятся исключительно с целью увековечения памяти героев и замечательных деятелей искусства, политики, войны и т. д. и несут в себе характер культурного просвещения масс.

Начнем с того, что ни одному государству, на самом деле, не нужны истинно просвещенные и мыслящие массы, а нужны надежные налогоплательщики, послужные граждане и исполнители воли меньшинства у власти.

Памятник на площади работорговли в Стоун-Таун (Занзибар), Танзания
Памятник на площади работорговли в Стоун-Таун (Занзибар), Танзания
Фото: Depositphotos

Во-вторых, не стоит забывать, что государства сами, тем или иным способом, избавляются от слишком умных деятелей искусства, политики и войны, как только последние выходят из-под их контроля и начинают следовать своим собственным, или народным, интересам, выдавливая их из страны или устраняя иными способами. Примеров тому огромное множество, начиная от вышеупомянутого Сократа и заканчивая Пушкиным или Лермонтовым, побывавшими в ссылке и, вполне вероятно, устраненными по той же причине своеволия и неподконтрольности.

В-третьих, установка памятников на территории вторых стран своих замечательных деятелей культуры или политики и войны несет в себе явную политическую подоплеку, в основе которой лежит далеко не стремление государств за свой счет и счет своих граждан-налогоплательщиков зачем-то знакомить народонаселение с творчеством Лермонтова, Пушкина или, тем более, с подвигами своих исторических и военных деятелей.

Какой резон Институту Гете (Goethe-Institut) или Корпусу Мира (Peace Corps), например, ежегодно инвестировать значительные суммы денег в стипендии, учебные материалы, подготовку преподавателей, строительство классов и учреждений, инфраструктуру и т. д., чтобы потом бесплатно обучать и просвещать чужих граждан, если не в каких-то собственных целях?

Институт имени Гёте в Праге
Институт имени Гёте в Праге
Фото: Patrick-Emil Zörner (Paddy), ru.wikipedia.org

Вы действительно готовы поверить в то, что ваш сосед так заботится о вас и вашей семье, что даст вам денег, чтобы вы отправили свою дочурку на курсы вождения, только потому, что он сам водит внедорожник, или на модное платье для вашей жены, только потому, что и его жена купила себе такое же?

Мне довелось лично работать и с Корпусом мира США, и с такими якобы добровольческими и гуманитарными организациями и программами, как USAID, например. И я могу с полной ответственностью заявить, что причины добровольной и бесплатной помощи братского американского народа народу… (здесь вставьте нужную страну — Россия, Нигерия, Никарагуа и т. д.), как они заявляют, не только альтруистичные, но и более земные и политические.

Примерно ту же роль выполняют и памятники, являясь именно политическими, а не просто культурными или еще какими символами за границей. Во-первых, подобные акции — установка памятников Пушкину или Жукову, если они не носят единичный местечковый характер, где-нибудь в глуши австралийского Квинсленда, инициируются или рассматриваются и утверждаются не без ведома наших консульств, посольств, культурных центров и специальных министерств, подотчетных государству. Финансирование подобных акций снова, если они не носят единичный и неприметный характер, как правило, осуществляется на государственном уровне.

Здесь стоит вспомнить, что войны и политическая борьба не всегда ведутся при помощи пушек и танков, а еще больше при помощи идеологий, на культурном, экономическом и иных уровнях. И, например, установка или сохранение памятника Пушкину на территории других стран — часто элемент такой политико-культурной войны.

Если взять историю, то можно обратить внимание на один факт: первое, что делали завоеватели на завоеванных землях, так это сравнивали с землей все местные идолы и святыни, заменив их на своих, заставляя местное население молиться своим богам, сначала языческим, потом религиозным, а потом и культурно-идеологическим. Так христианство вытесняло язычество, магометанство христианство, английские, французские или испанские язык и культура доминировали над другими.

Например, римляне, вытесняя с завоеванных территорий галлов или варваров, первым делом старались закрепиться там военным способом, но потом обычно сносили все языческие идолы и божества и заменяли их на своих богов, свою богатую символику и эмблематику, таким образом стараясь закрепиться в памяти и сознании покоренного гражданского населения.

Англичане в Восточной и Западной Африке, Индии и Юго-Восточной Азии, следуя примеру римлян, вели постоянную «культурную войну» среди местного населения. На главных площадях или в центре населенных пунктов сразу после взятии вражеского объекта всегда устанавливали Юнион Джека и пару-тройку своих национальных «героев». Позже открывали школы, где обучали английскому языку и литературе, прививали британскую моду и привычки, отливали из бронзы памятники своим выдающимся деятелям, политикам, поэтам и писателям. Последние были не менее важны, так как именно через язык и культуру, через культурные ценности вчерашний враг становился сегодняшним вассалом, если не другом.

То же делали и французы, и русские, и другие… Позже, в зависимости от покорности покоренных народов, дозволялось под контролем свыше и в ограниченных «дозах» молиться на некоторые свои святыни и культурные светочи, но «титульность» культуры и языка завоевателей, первостепенная важность, будь он «hard core» или «light», сомнений не вызывала.

Мы все с вами помним, кому был памятник во всех столицах и главных областных и районных городах всех бывших республик. В. И. Ленину. В культурном плане обязательными были памятники и бюсты А. С. Пушкину, «нашему всему». В то же время памятники своим носителям генетического кода, особенно если они были излишне «национальными» и «националистическими» героями, устанавливать было «не рекомендовано», а часто и запрещено. Снова разрешалась только версия «soft'n'lite».

Персонажи сказки «Алиса в стране чудес» английского писателя Л. Кэрролла в Центральный парке Нью-Йорка в США
Персонажи сказки «Алиса в стране чудес» английского писателя Л. Кэрролла в Центральный парке Нью-Йорка в США
Фото: Depositphotos

Конечно, было бы наивно полагать, что памятники ставятся исключительно тем, кто был велик и гениален. И что памятники нужны исключительно для того, «чтобы помнили». Что они — «культурная прививка», повышающая культурный уровень того или иного населения, как об этом пишут в школьных учебниках. Памятники — это такой же элемент войны, политического и идеологического влияния и brain washing (промывание мозгов).

Статья опубликована в выпуске 23.07.2018
Обновлено 7.10.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отлично. И здравые мысли и многое другое.
    "Ни с чем люди не расстаются с таким трудом, как со своими искренними заблуждениями." -- святая правда!
    А сам автор, что, заблуждений не имеет? Кажется он искренне верит, что именно он - заблуждений лишен.
    Какое заблуждение!

    Оценка статьи: 5