А потом пришел XX век и войны стали массовыми, призыв на военную службу был всеобщим. Миллионы людей надевали солдатские шинели и шли на войну. А потери мирного населения выросли во много раз: в Первую мировую они составляли половину потерь военных, а во Вторую мировую сравнялись с ними.
Террор против мирного населения стал частью ведения войны. Особенно страшно, когда он не имеет адреса — просто с неба летят зажигалки и фугаски, и никто из тех, кто под бомбежкой, не знает, будет ли он жив через секунду, или его разорвет в клочья так, что потом и не найдут ничего.
Известно, что первые бомбардировки с неуправляемых монгольфьеров провели осаждавшие Венецию австрийцы в 1849 году. Восставший город удалось устрашить, он сдался буквально через несколько дней после начала бомбардировок. Шло время, технологии развивались, к Первой мировой и Германия, и Антанта были готовы начать бомбежки мирных городов для устрашения противника. Как говорится, «а la guerre — comme, а la guerre».
В Первую мировую войну носителями бомб обычно выступали дирижабли. Германия бомбила со своих цеппелинов Лондон. Бомбежки эти были чисто психологическими — с целью напугать противника неотвратимостью кары, приходившей с ночного неба.
В ночь с 20 на 21 марта 1915 года произошла первая бомбардировка Парижа. На нее были отправлены три цеппелина. У одного в полете возникли неполадки, он, не долетев до цели, сбросил бомбы на запасную, более близкую цель — город Компьен, в котором, по данным немцев, располагался французский штаб.
Два цеппелина проследовали на Париж. Поскольку затемнение почти не соблюдалось, найти город оказалось просто. По результатам потом оказалось, что полторы тонны сброшенных бомб пришлись в основном на сады предместья Парижа, а на сам город упали всего 6 зажигательных бомб. В результате бомбежки было ранено 17 человек. Зенитная артиллерия сумела в ответ сбить один из двух цеппелинов.
В ответ отважные французские авиаторы бомбили немецкий город Карсруэ. Произошло это 20 июля 1915 года. В этот день отмечался праздник тела Христова. Улицы были полны толпами празднующих, в них и полетели бомбы. Авиаторам удалось убить 110 немцев и ранить до 200 человек. Разумеется, все они были штатскими. Мужчины и женщины, дети и старики. По всей Германии прокатилась волна ненависти против Антанты. Ответные бомбардировки были неминуемы.
8 сентября 1915 немецкий цеппелин L-13 (командир — Хайнрих Мати) зашел на Лондон с северного направления, от Кембриджа, имея на борту 55 зажигательных 5-килограммовых бомб, 14 фугасных 100-килограммовых и одну «сверхбомбу», весом в 300 кг. Поскольку тогда еще не было затемнения, город с высоты было найти очень просто.
Бомбежка шла в несколько этапов.
Когда была сброшена первая партия бомб, англичане просто не поняли, что это тут у них начало взрываться.
После второй партии бомб, сброшенных в другом месте, они поняли, что это — германский цеппелин. Включили зенитные прожектора, зенитки начали стрелять в ночное небо как в копеечку, и взлетела ночная истребительная авиация ПВО Лондона — все 5 самолетов.
Попасть неизвестно во что зенитчики не сумели, ночные истребители цеппелин не нашли, и при попытке сесть один из них разбился.
В это время с цеппелина полетела третья, последняя, партия бомб, после чего зенитчикам удалось обнаружить дирижабль — на несколько секунд его осветили несколько прожекторов, потом он из лучей выскользнул, снова пропав во тьме. Попасть в него в тот день так и не удалось.
Шум от налета был на всю Антанту. От бомб свирепых гуннов, совершивших этот варварский налет, погибли 22 человека и 87 ранены. Были разрушены несколько зданий.
По результатам бомбежки англичанам пришлось думать о затемнении города, о зенитной артиллерии — чтобы не только стреляла, но и попадала.
Война — мощный двигатель военных технологий. Вскоре были разработаны более легко вращающиеся зенитные прожекторы и приборы, позволяющие зенитным орудиям не только стрелять в темное небо, но и попадать в дирижабли. А ведь дирижабли того времени были наполнены водородом. Одно близкое попадание шрапнели — и дирижабль вспыхивает прямо в небе, вызывая ликование на земле.
В ответ немцы научились добывать достаточное для наполнения дирижабля количество гелия. Такие дирижабли уже не взрывались в небе Англии, а старались перетянуть через Ла-Манш и вернуться к своим, что у них весьма часто и получалось.
И Антанта, и Германия разработали новый тип боевых самолетов — бомбардировщики. Бомбили они днем, но от истребителей ПВО могли отбиться, имея кучу оборонительных пулеметов, а тогдашние зенитные пушки просто не могли успеть в них попасть — они для них двигались слишком быстро, не то что неповоротливые и медлительные дирижабли.
Одна беда — бомбовая нагрузка не шла ни в какое сравнение с дирижаблями, несколько сот килограммов бомб было для них пределом. Так что основными носителями бомб для столиц оставались дирижабли.
В августе 1916 года цеппелины бомбили Бухарест. В том же году планировалось бомбить и Санкт-Петербург. Город спасла неустойчивая и очень ветреная погода, которой он славится. Дирижабль просто не смог бы бороться с постоянными ветрами Питера.
Первая мировая война закончилась, но развитие технологий только ускорилось — все шло ко Второй мировой и всем хотелось оказаться более технологически развитым, чем противник. Чтобы убивать врага, не получая от него ответа. Чтобы террор мирного населения ужаснул страны. Чтобы враг попросил мира.
Продолжение следует…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...