• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Когда появились первые лайнеры?

Под лайнерами подразумевают большие океанские либо морские корабли высокой комфортабельности и грузоподъёмности, совершающие регулярные рейсы по определённым маршрутам. У этих рейсов может быть разное предназначение: почтовые перевозки, транспортные, туристические и даже рекламные. Но в данном случае важна регулярность и предсказуемость, чтобы судно, пускай и большое, именовалось лайнером.

«Грейт Вестерн» сражается со штормом Фото: ru.wikipedia.org

Появление первых лайнеров тесно связано с Атлантическим океаном, а именно желанием осуществлять плановые рейсы в Северную Америку и обратно. Первые корабли (разумеется, парусные) на регулярной основе пытались отправлять из Англии в Нью-Йорк во второй половине XVIII столетия в тогдашние английские колонии. Но в силу объективных причин сложно было понять, в какой день тот или иной корабль прибудет в конечный пункт. Поэтому о регулярности рейсов пришлось на время забыть.

И вот в первой половине ХIХ столетия, когда Северная Америка стала независимым государством, а корабли улучшили свои мореходные характеристики, предприимчивые люди вновь вернулись к идее трансатлантических рейсов. Известно, что в 1817 году в одной из нью-йоркских газет появилось сообщение о создании нового акционерного общества, призванного обеспечить регулярные перевозки людей и грузов из Америки в Англию и обратно.

Пакетбот
Пакетбот «Саванна», последователь «Курьера»
Фото: ru.wikipedia.org

Новый маршрут был прост: Нью-Йорк — Ливерпуль — Нью-Йорк. На этой линии компания-судовладелец решила использовать четыре судна, каждое — вместимостью по 1132 кубических метра, плюс-минус, конечно. Если перевести в тонны, то получалось, что каждое судно принимало на борт примерно тысячу тонн грузов. Пассажиров тогда на корабле перевозили совсем мало — от 20 до 40 человек.

Акционеры поступили следующим образом: 1-го числа каждого месяца судно обязали стартовать из Англии в Нью-Йорк, а 5-го числа каждого месяца другое судно отправлялось в противоположном направлении — из Нью-Йорка в Ливерпуль. Такая схема и наличие двух других судов для подстраховки должны были способствовать успеху делового начинания. Так оно и получилось.

Пассажирский колесный пароход
Пассажирский колесный пароход «Сириус»
Фото: ru.wikipedia.org

Новая компания сделала ставку на предсказуемость плавания и не прогадала. Конечно, большие корабли плавали в Северную Америку (а также назад) и до этого, но пассажиры, даже заранее приобретя билет на рейс, могли ждать отправления несколько дней, а то и более. Плохая погода, сложности с погрузкой, поиск капитаном попутных грузов для повышения рентабельности рейсов, пираты — всё это приводило к тому, что рейсы сильно задерживались, а то и вовсе откладывались. Добавьте к этому и то, что долгое время основным грузом из Америки в старую Европу являлся хлопок. Вот и случалось время от времени так, что, даже разместив пассажиров на борту, капитан судна не сразу отплывал из Нью-Йорка, а еще забирал где-нибудь на побережье ценный растительный груз для ткацких фабрик в Англии. И пассажиры вынуждены были с этим мириться.

Но вернёмся в 1817 год. Установлено, что корабль «Курьер» собирались отправить из Ливерпуля в Нью-Йорк 1 января 1818 года. Навстречу ему, но уже 5 января, планировался к отправке корабль «Джеймс Монро». Однако в силу объективных причин «Курьер» отправился в плавание лишь 4 января. По этой причине парусник «Джеймс Монро» большинство историков флота называют первым лайнером. Как говорится в спорте: нарушил правила — получай дисквалификацию. Хотя «Курьер» затем вполне успешно выполнял свою роль одного из первых трансатлантических лайнеров.

«Арктик», колесный пароход
Фото: ru.wikipedia.org

Компания, запустившая упомянутые выше корабли, добилась больших финансовых успехов. Это способствовало появлению ещё трёх новых конкурирующих компаний-перевозчиков. Однако владельцы «Курьера» и «Джеймса Монро» (а всего у них, как уже упоминалось, имелось четыре судна) не дремали и довели количество своих кораблей до восьми. Хорошие мореходные качества, регулярность рейсов и относительно доступная цена помогли компании ещё долгие годы успешно заниматься трансатлантическими перевозками.

Статья опубликована в выпуске 2.09.2018
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: