Тропы Железного леса из германо-скандинавской мифологии и воображение привели меня прежде всего к зелёному золоту.
Как говорится в некоторых источниках, листья на деревьях в этом лесу были железные. Если железные, то скорее всего они стали от времени ржавыми. И такую это навело тоску, что представились мне листья в том лесу весной и летом разных оттенков зелёного, а осенью — из золота и серебра.
С золотом и серебром проблем, думается, не было, а вот зелёный металл…
Оказалось, что ещё в I−II тысячелетиях до нашей эры люди знали природный сплав золота и серебра, имевший зеленоватый оттенок. Сплав получил название электрум. Из него изготавливали украшения и культовые предметы.
В Древнем Египте таким золотом покрывали обелиски и вершины пирамид. Как считают исследователи, электрум в Египет доставляли из Восточной Африки.
В VII веке до нашей эры в древнем государстве Лидии из электрума чеканили монеты. Для этих целей природный сплав золота и серебра добывали невдалеке от реки Нил. В музеях хранятся монеты, изготовленные во времена царя Креза. Они имеют жёлто-зелёный цвет.
Природные запасы электрума были невелики, и его использование не получило широкого распространения в мире.
Но в XIX веке интерес к зелёному золоту возродился. В ходе экспериментов к золоту добавляли различные металлы.
- Был получен базовый сплав, отливающий на свету жёлто-зелёным цветом, состоящий из 73−75% золота и 27−25% серебра.
- При добавлении к золоту 23% меди и 2% кадмия получается светло-зелёный цвет.
- Если же к золоту добавляется в определённых пропорциях серебро, медь и кадмий — получается тёмно-зелёный цвет.
Но учитывая ядовитость кадмия для человеческого организма, его редко используют для сплавов, идущих на изготовление ювелирных украшений.
Сплавы золота с различными добавками называются металлоидами. К металлоидам, используемым в ювелирном производстве, в наши дни предъявляются определённые требования.
- Прежде всего исключаются добавки, вызывающие у человека аллергию, а также вступающие в реакцию с кислородом и другими веществами из окружающей среды.
- Второе важное требование: поведение сплава при эксплуатации — он должен быть твёрдым и прочным, но при этом достаточно пластичным, чтобы подвергаться изгибам и кручению.
Из зелёного золота изготавливают цепочки, кулоны, серьги, кольца, в том числе и обручальные, броши, браслеты. Используют его для украшения наручных часов, гребней, медальонов. Зелёное золото превосходно оттеняет зелёные драгоценные камни. Изделия из него смотрятся необычно и изысканно.
Цены зависят от добавок. Но в любом случае стоимость зелёного золота высока и занимает одно из первых мест в списке цветных металлов.
Белое золото — это сплав золота с разбеливающими металлами, никелем, платиной, палладием, цинком, марганцем. В зависимости от добавок получается золото, обладающее различными характеристиками. Также в эти сплавы для увеличения пластичности добавляется медь.
В ювелирном деле чаще используются сплавы золота, палладия и серебра или золота, никеля, меди и цинка. Цинк используется в качестве вторичного отбеливания, если добавляется медь.
Во многих странах в сплавах никель не используется, так как он является аллергеном.
При добавлении в золото меди получают, в зависимости от доли меди, розовое или красное золото, которое широко применяется в ювелирной промышленности для изготовления обручальных колец, просто колец, браслетов и других украшений.
В красном золоте медь составляет 25% или 50%, в розовом — 22,75%, плюс серебро 2,75%; или 20% меди и 5% серебра.
Чтобы получить красно-жёлтый или тёмно-жёлтый цвет, в обогащённую медь перед её соединением с золотом добавляют до 15% цинка.
Кстати, в давние времена из-за примесей при плавке золота оно имело красноватый оттенок, поэтому в стародавних текстах к золоту применяют эпитет «красный».
Интересно пурпурное, или фиолетовое, аметистовое, золото. Его получают путём сплавления золота и алюминия, золота в таком сплаве около 79%. Фиолетовое золото отличается хрупкостью, поэтому в ювелирном деле его используют лишь в качестве вставок.
Но благодаря напряжённому труду профессора Ло из Сингапура в 1999 году была создана технология производства ковкого аметистового золота. Оно состоит из 80% золота и 20% алюминия и прочих металлов. На мировом рынке новинка была представлена в 2003 году и получила высокую оценку специалистов.
Цена на аметистовое золото из-за сложности технологического процесса значительно выше цены на обычное золото.
Мало используемое синее золото является сплавом золота и индия, причём золота в сплаве меньше, чем добавки, поэтому такое золото не является стандартным. Кроме того, цвет его не имеет чёткого синего, а характеризуется как сероватый.
При добавке галлия вместо индия появляется голубоватый оттенок. Сплав с индием менее хрупкий, его иногда используют в качестве припоя для ремонта изделий из белого золота.
Чтобы повысить пробу синего золота до стандартной, необходимо уменьшить долю добавок, но тогда голубоватый оттенок полностью исчезает.
И наконец, в ювелирном производстве используется чёрное золото, которое получают при помощи современных технологий.
В наши дни наука и производство развиваются быстрыми темпами, и недалеко то время, когда ювелиры будут иметь в своём распоряжении золото всех цветов радуги.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...