И вот когда царь Петр решил строить российский флот, начал он, конечно, с мастеров и верфей. Но сразу после этого повелел произвести учет лесов, в которых можно было добыть древесину нужного корабелам сорта.
19 ноября 1703 года был подписан царский указ о заповедных лесах. По этому указу должны были произвести опись лесов на территории всех городов и уездов — за 50 верст от больших рек, а от малых, с которых можно сплавлять в большие реки — в 20 верстах. Сами деревья делили на две категории: первой категории — годные для постройки кораблей (лиственница, дуб, клен, сосна…); второй категории — непригодные к применению для постройки кораблей (липа, ива, ель, осина
В заповедных лесах, расположенных возле рек, по которым их можно было сплавлять к верфям и где росли деревья первой категории, таковые деревья было запрещено рубить под угрозой рвания ноздрей, каторги и даже смертной казни. Даже в своих вотчинах хозяева не могли срубить для своих нужд дерево первой категории, хотя для хозяйственных нужд им разрешалось рубить лес второй категории. Для постройки флота требовался качественный лес — дубы, сосны, лиственницы, чтобы стволы были толстые, высокие и прямые, без сучков.
За века кораблестроения у мастеров выработался кодекс правил заготовки леса для постройки кораблей.
- Лес рубили зимой, когда он наиболее сухой внутри. Его доставляли к берегу реки, где он в штабелях, ждал весны. По весне стволы сплавляли по реке к верфям, где их распиливали на доски, после чего доски долго сушили.
Корабли, изготовленные из хорошего сухого дерева, потом были способны служить подчас десятилетия, но, разумеется, их приходилось ремонтировать и специально обрабатывать — дерево в воде все же подвержено гниению.
Первые корабли русского флота делали впопыхах, из недостаточно просушенного (чтобы не сказать — сырого) дерева. Потому и служили они очень недолго. Затем процесс кораблестроения был налажен и корабли стали служить многие годы и десятилетия.
На каждый корабль требовалось очень много качественного леса. Даже в очень богатой лесом России таких деревьев было не слишком много. Царь Петр решил подумать о грядущих поколениях и заложить корабельную рощу, чтобы выросли там сосны да лиственницы, высокие и прямые — для обеспечения русского флота качественной древесиной. Пусть и спустя много десятилетий, когда вырастут.
Поскольку было известно, что лиственница не гниет в воде, Петр Первый издал указ — посадить семена лиственницы с тем, чтобы из проросших молодых ростков лиственницы посадить рощу, дабы когда деревья вырастут, можно было их употребить для удовлетворения нужд флота. Рощу сию заложить в таком месте, чтобы стволы после заготовки было легко доставить в Кронштадт на верфи.
Таким местом оказалась долина речки Линтуловки на Карельском перешейке. Рощу назвали Линдуловской, и вот уже почти 300 лет она является местом, где сначала производятся посадки семян лиственницы различных видов, а затем — надзор и уход за ростками, а потом и деревьями, выросшими из тех семян.
Первые посадки были произведены в 1738 году (280 лет назад). Затем было еще несколько этапов расширения посадок — в 1740 году, в 1805 году. Затем, уже при Советской власти, производились дополнительные посадки в 1924 году и в 1940 году.
Сегодня Линдуловская роща является государственным ботаническим заказником и входит в проект ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Эта роща уникальна, тут растут старейшие в Европе и России искусственно высаженные лиственницы разных сортов, за которыми велись научные наблюдения с момента их посадки семенами, а затем — пересадки в землю выросших саженцев лиственницы.
Линдуловская роща — первый в России пример плантаций деревьев, плантационного лесоводства.
Как образец реализации одного из указов Петра Первого роща и попала в проект ЮНЕСКО. Ведь указов Петра было не так уж много, а этот касался самого любимого детища Петра — флота российского.
Первый участок, размером в 1,9 гектара, был посажен первым руководителем проекта посадки и культивирования роста лиственниц для нужд флота Российского Фердинандом Фокелем в 1738 году. Сегодня весь заказник имеет площадь 355 гектаров, из них старые посадки занимают примерно 23,5 гектара.
Самые старые деревья имеют диаметр около метра, а высоту свыше 50 метров. Деревьев диаметром около полуметра и высотой около 50 метров роща насчитывает свыше 4000. Кроме лиственниц в роще растут кедр, сосна, ель, дуб.
Указ Петра Первого о создании посадок для нужд флота был сугубо утилитарным — флоту нужен был хороший лес для корабельных мачт и на доски, достать такой было трудно, хорошая древесина стоила дорого. Но через 150 лет после первых насаждений, когда самые первые посадки деревьев стали пригодны для нужд флота, оказалось, что теперь уже флот стал несколько другим — корабли стали делать из стали. Отпала нужда пилить на доски для обшивки эти великолепные деревья. Роща стала ботаническим заказником.
- Проезд к Линдуловской роще, если на своей машине, около 70 км по Приморскому шоссе, потом по Средневыборгскому, возле Рощина надо не проглядеть указатель на рощу, далее около километра — и автостоянка возле входа в рощу.
- Если ехать общественным транспортом, то надо ехать на электричке от Финляндского вокзала (или от станции «Удельная») до станции «Рощино», роща примерно в 3 км от станции, пешком — чуть больше получаса ходьбы. Вход в рощу бесплатный.
Роща удивительно красива и не затоптана туристами, хотя и является популярным объектом туризма. Представьте себе: бор, тропинка в лесу, посаженном, может быть, 280 лет назад, а вокруг тропинки — огромные и высокие стволы-колонны лиственниц и сосен.
Рвать цветы тут не запрещено, хотя и не рекомендуется. Ах, какие тут ландыши в мае растут! Приезжайте, посмотрите. Уверяю — не пожалеете!
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...