Вот, например, поселок Хвойная. Районный центр Новгородской области. Если от нас — чуть меньше 600 километров. Не дальше, чем до тех же Кестеньги или Тэдино. Три сотни километров на юг по федеральной трассе «Кола», и перед мостом через Волхов сворачиваем налево, чтобы уйти на А114 «Новая Ладога — Вологда». Ещё около 200 километров по ней и после отворотки на Чагоду уходим уже направо. На Белые Кресты, Левочу, Минцы. Какая-то сотня километров и… Вот он, этот Хвойная.
Нет-нет. Никакой ошибки нет. Поселок — он мой, значит, «этот». А название у него — Хвойная. К тому же… Хвойная — яркий пример того, что всё в этой жизни вершит Его Величество Случай!
Что, уже интересно? А я про что? Не нужен нам берег турецкий, когда и у самих вокруг, куда взгляд ни кинь, руку ни протяни… Вон сколько интересного!
Люди, между прочим, в этих местах с незапамятных времен жили. Если кто не верит, так в Хвойнинском краеведческом музее этот факт охотно подтвердят. Мол, памятников эпохи неолита на территории района… Да целая гуталиновая фабрика!
Но то когда было. Ещё в дописьменную эру. Поди, проверь. А вот если уже летописи полистать…
В XVI веке на реке Песь был основан Крутецкий монастырь. А Хвойная, между прочим, лежит в месте слияния реки Талка с этой самой Песью. Где-то километров семь от этих мест, в самые дебри дремучих новгородских лесов, и был заложен тот самый монастырь. Для молитвы-то что… Успокоение души, тишина требуется. А чем дальше в лес, тем тишина ядренее да качественнее.
Одно плохо. Репа, брюква… Рожь, опять же. В лесу не растут. А организм-то монашеский — он ведь, несмотря на святость и всё остальное, такой же, как и у всех прочих. Кушать время от времени просит. А чтобы вырастить то, чего он просит, лес свести надо, выкорчевать, место под пашню расчистить. Вспахать, посадить. Вот и стали на монастырских землях деревеньки обустраиваться. И там, где нынче Хвойная, тоже. Только название у неё другое было — деревня Трошово.
Может, она бы и поныне так называлась. Но в 1915 году были завершены изыскательские работы по трассе будущей железной дороги Мга — Рыбинск и следующим этапом, подготовлен её проект, предусматривавший, помимо строительства станций Кушавера (которая должна была стать узловой), Анциферово, Песь, Бугры, организацию двух разъездов — Кабожа и… Правильно! Трошово.
И разъезд (проект есть проект!) организовали. Но… Не всегда и не всё в жизни получается так же гладко, как и на бумаге. По ходу реализации проекта вдруг выяснилось, что в Кушавере невозможно разместить все службы, положенные по штату узловой станции. Для них там просто нет места. Болота кругом! Пришлось все эти службы срочно перебрасывать в Трошово. Там, на левом берегу Песи, места было… Предостаточно!
Вот так разъезд стал станцией. Но поскольку в месте размещения бывшего разъезда в те времена раскинулся великолепный сосновый бор, станцию, недолго думая, и назвали Хвойной.
А потом, в 1927 году, началась административно-территориальная реформа. На смену изжившим себя старорежимным губерниям, уездам и волостям должны были прийти новые области, районы, сельсоветы (сельские советы). Вот так на территории бывшего Боровичского уезда возникло несколько районов. Один из них, с административным центром в селе Минцы и с соответствующим названием — Минецкий район.
Но не успели создать и этому порадоваться, как тут же пришлось огорчаться. И временами — довольно сильно. Потому как практически сразу же после организации района выяснилось, что райцентр разместили совсем не там. Минцы никак не могут выполнять функцию административного центра: где-то на самом отшибе района, далеко от железной дороги, а автомобильное сообщение с селом — исключительно по грунтовым дорогам, качество которых оставляет желать лучшего.
Дело дошло до Президиума ВЦИК. Именно он своим Постановлением от 20 сентября 1931 года переименовал Минецкий район в Хвойненский, а районный центр из Минец передислоцировал в Хвойную.
Строительство административного центра со всеми необходимыми учреждениями и организациями (почта, банк, поселковый Совет, исполком
Чтобы и здесь навести порядок, понадобилось новое Постановление ВЦИК. От 20 августа 1935 года. Уже этим нормативным актом пристанционный поселок Хвойная был преобразован в рабочий.
Хотя историческая справедливость какое-то время сохранялась. И поселок назывался не просто Хвойная, а «Станция Хвойная». Но потом, потихоньку, потихоньку… Слово «станция» отпало. И осталось то название, которое существует и поныне.
Какое-то время каждый из двух населенных пунктов — станция и рабочий поселок — жил своей, совершенно самостоятельной жизнью: и там, и там были свои школы, больницы, отделения связи, банковские учреждения… Но пришло время, они всё-таки слились в единый населенный пункт — поселок Хвойная. А деревня Трошово, с которой всё и начиналось, сейчас — одна из его улиц. Хотя прежнее деление на станцию и поселок у местных сохраняется и поныне. Нередко можно услышать: «Смотаюсь на Станцию». Или: «А не съездить ли нам в Поселок?»
Ну, и понятное дело, День железнодорожника в поселке — один из самых замечательных праздников. А если ещё учесть, что накануне в Хвойной отмечают День поселка… Можно только представить, что у них творится в самом начале августа.
А потом в Хвойную прилетела Валентина Гризодубова. Та самая, которая 24−25 сентября 1938 года вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта: 6450 км за 26 часа 29 минут. Правда, это… Уже совсем другая история. Но поверьте, история самого поселка не менее интересна, чем история его имени.
Вот я и думаю: да зачем он нужен, этот заграничный отдых, когда рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки, есть неисчислимое множество интересных мест, каждое из которых обязательно может рассказать о себе что-то очень любопытное? И не только рассказать. Но и показать такое, от чего разные прочие шведы просто лишатся дара речи в безмерном своем восхищении красотой природы.
Вот посмотрите снимки той же Хвойной и, если это не так, поднимите камень и бросьте им в меня со словами: «Ты не прав, Борис!»
Сосновый бор в Хвойной ведь… Как был, когда станцию закладывали, так и остался. И куда от поселка ни пойдешь — леса, леса… Светлые, прозрачные, сосновые. Озёра вокруг. Воздух — хоть в бочки закатывай и продавай. Так что можно понять питерских, что сейчас массово покупают в окрестностях Хвойной недвижимость и участки под дачи.
Нет, я понимаю. На вкус и цвет… Но как по мне, большинство наших городов, сел и деревень имеют все основания для того, чтобы с полным правом стать центрами международного туризма. А если это так, то к чему нам берег турецкий? Может, и в самом деле: «Лучше вы к нам, в Хвойную?!»
Есть ли альтернатива заграничному отдыху? - Есть!
Если даже опустить довольно расхожее выражение "И в России есть места, где такая красота..." , то, учитывая величину нашей страны и большое количество народов, которые у нас проживают - да какая заграница сравнится с нами?
Моя сестра часто бывает "за кордоном" (больше в командировках, конечно, но тем не менее, ей удаётся многое осмотреть). Так вот, в Европе по её мнению, всё довольно однотипно.
У нас же однотипности не встретишь даже при большом желании. Ни в чём, и прежде всего - в культуре. Сколько народов - столько нравов и обычаев. Да и попробуйте проехать Россию за несколько дней, как это предлагают тур.агентства в отношении других стран. Так что альтернатива - есть. То, что сервис у нас порой "подкачивает" - это да. Но если ты поехал за приключениями и ощущениями - сервис не нужен.
Я так думаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот и я так же считаю.
Спасибо Вам, Магдалина, за отзыв
0 Ответить
Посмотрела на эту красоту и чуть не разрыдалась..
никогда и ничему старалась не завидовать, но вот путешественникам всегда завидовала белой завистью. Господи, как это прекрасно - узнавать,вглядываться, вслушиваться, вбирать в себя новые места. Запечатлевать в памяти, оставлять в душе...
Эх...
Чтобы путешествовать, увы, как ни крути, нужен презренный металл...
И в немалом количестве.
Спасибо Вам, дорогой Константин за статью, за возможность увидеть новое и прекрасное.
0 Ответить
Добрый день, Ляман. Вам, большое спасибо за Ваш теплый отзыв.
Что касается "презренного металла", а тем более "в немалом количестве", то здесь я с Вами не соглашусь. Обратите внимание, в самом начале статьи я написал - "Независимо от того, есть средства на заграницы или нет, нужно уметь видеть прекрасное рядом с нами". Не спорю, без "презренного метала" в этой жизни очень тяжело, но для того, чтобы увидеть что-то удивительное, они не так важны. Что, в принципе, и Вы подтверждаете своими рассказами. Благодаря им, мы, Ваши читатели, смогли побывать в Щеки, окунуться в волшебный и удивительный мир Баку и Азербайджана в целом.
0 Ответить
Константин Кучер, спасибо, дорогой Константин.
Но, увы, даже для того, чтобы поехать в Шеки нужны были деньги. Правда, немного, но все равно. Иначе я не смогла бы донести до Вас красоту и очарование этого города.
0 Ответить
А сколько красот в Краснодарском крае и в Адыгее!
Уже построено немало цивилизованных баз отдыха. Особенно хорошо путешествовать на своей машине. Дороги хорошие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если воздух в бочки закатывать и продавать, то это было бы хорошо. Доход. однако!
Единственный минус-дороги там не очень хорошие. Как бочки вывозить будем?
А местные воздух в бочках покупать не будут, у них его и так - с избытком...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Значит, для транспортировки бочек надо строить подвесную канатную дорогу! Ищем инвестора!!
0 Ответить