Увы, тогда еще не знали о вреде радиации, потому лучевые поражения, особенно явственно видные на руках, которыми они работали с радиоактивными рудами, воспринимались ими как химические ожоги.
Пьер Кюри умер в результате несчастного случая, а его жена, Мария Склодовская-Кюри, умерла много лет спустя, в 1934 году, от неизвестной болезни, которая изменила состав ее крови. Впоследствии эту болезнь назвали лейкемией. Она часто возникает при радиационных поражениях.
Исследования радиоактивных веществ продолжались, радиоактивность вошла в жизнь человечества и жертв лучевой болезни стали считать сначала на десятки, а потом — на десятки тысяч.
Насколько мне известно, во время проведения американской атомной программы несколько человек умерли от лучевой болезни. Луис Злотин, канадский физик, занятый в программе создания атомной бомбы, производил проверку оружейного плутония на критическую массу и излишне сблизил два полушария, слишком близко подойдя к критической массе.
В помещении кроме него находились 7 человек. Внезапно они почувствовали тепловую волну и увидели голубое сияние… Луис не допустил ядерного взрыва, он успел отбросить плутониевые полусферы голыми руками, попав при этом под страшное излучение и получив, ориентировочно, дозу радиации в 21 Зиверт.
Тогда еще не умели определять дозу радиации. О полученной им дозе смогли судить косвенно — по тому, какой вред ему нанесла радиация. Точнее, по тому, как быстро он умер.
Луис умер через 10 дней, трое из его соседей по лаборатории — в течение двух лет, остальные — несколько позже.
Что такое Зиверты? В СССР радиацию измеряли в Рентгенах, а радиационный фон — в микрорентгенах в час. Естественный фон на поверхности Земли составляет 15−20 мкР/час. Сегодня излучение считают в Зивертах: 1 Зиверт = 100 Рентген.
Так что Луис Злотин получил дозу около 2100 Рентген, тогда как для человека летальная доза — 500 рентген.
Неизвестно количество погибших в СССР при проведении атомного проекта людей, занятых в нем — физиков-ядерщиков, просто рабочих, обеспечивавших функционирование техники, производившей обогащение урана. Однако даже качественные оценки говорят по меньшей мере о сотнях погибших.
Ставя опыты на животных, ученые установили, что, по сравнению с человеком, мыши устойчивее к радиации примерно вдвое, крысы — втрое, птицы — примерно впятеро.
Намного более устойчивы к радиации по сравнению с нами змеи, насекомые, растения. Самые стойкие к радиации из живых существ — бактерии и вирусы, они, по сравнению с человеком, могут вынести дозы в тысячи раз большие.
К сожалению, во время аварии в Чернобыле состоялся натурный эксперимент по определению устойчивости растений к радиации. Результатом «эксперимента» оказался т.н. «Рыжий лес» — лес, росший неподалеку от Чернобыльской АЭС, на который пришелся первый массированный удар радиации, вызванный тепловым взрывом реактора.
В результате в той части леса, которая во время взрыва подверглась облучению неизвестной мощности в течение первых 30 минут, растения умерли все. Погибли они практически сразу и сразу же окрасились в красно-бурый цвет. Свидетели утверждали, что мощное облучение привело к тому, что в темноте погибшие деревья светились. Весь прилегающий к АЭС участок площадью примерно 202 кв.км. был снесен бульдозерами и захоронен в могильник.
На территории вблизи АЭС примерно 4500 гектар леса вымерло полностью, получив дозу 8000−10000 Рад.
Примерно 12.500 гектар леса получили дозу от 1000 до 8000 Рад, там погибло от 25% до 40% деревьев и большая часть подлеска.
Там, где доза составила 100−400 Рад, хвоя пожелтела лишь местами, деревья в основном выжили, пострадали лишь молодые побеги. Территория такого поражения составила 43.500 гектар.
При облучении 20−150 Рад в лесном массиве не осталось видимых повреждений на деревьях.
Сегодня только от человечества зависит, будут ли леса Земли зелеными, или сгорят в пламени огненных торнадо, а то что не сгорит — умрет и станет по цвету красно-коричневым… И не будет никого, кто бы мог их назвать «рыжими», люди умирают при радиации в сотни раз меньшей.
Про Луиса Злотина не слышал.
Очень похоже на миф.
Вы хоть представляете скорость цепной реакции?
Если цепная реакция началась, а она началась, судя по потоку тепла.
Остановить (откинуть полусферы) её вряд ли человек сможет.
Всё произойдет за мили секунды.
0 Ответить
Андрей Рыбцов, я читал про наши ядерные программы, писали что у наших физиков-ядерщиков также бывали такие случаи. Там прикол в том что реакция должна превысить некоторый порог или коэффициент деления чтобы стать неуправляемой, а до этого вполне все обратимо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Рыбцов, я не физик, скорости возникновения того-сего не знаю.
Но читал, что в реакторах, если слишком сильно опустили слишком много урановых стержней, то задолго до возникновения цепной реакции вначале начинается сильное свечение в диапазоне голубой-синий-фиолетовый (опять-таки - читал какие-то недомемуары еще в 70е-80е годы, какой-то учебный реактор на воде где-то в Обнинске, вроде бы) Свечение Черенкова?
0 Ответить
Статья хорошая. Собрано много полезной интересной информации. Минус в том что мне как человеку техническому видно что если связь зивертов с рентгенами можно отследить, но непонятно что делать с радами. Была бы очень полезна таблица типа 1рад = Х зиверт = Y рад.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за отзыв, Василий Пупищев, 1 Зиверт = 100 Рад, так что те сотни зивертов, которые упали на лес - это десятки тысяч рад.
0 Ответить
Интересно и познавательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за отзыв, Магдалина Гросс.
Для меня было особенно интересно узнать про случай "почти атомного взрыва" в американской программе, когда людям в лицо пахнуло атомным взрывом...
Кстати - когда еще не знали о вредности радиации, у нас группа молодых физиков хотели в жилом доме у Физ.Института делать, кажется, ускоритель электронов.Что-то у них не вышло с техникой и эксперимент не получился. А потом они уже зная про радиацию, посчитали - что объект, если бы заработал, давал бы стабильно 200 Рентген/час - в жилом доме! Что бы было с сотней-парой сотен жильцов?!
0 Ответить