Что говорить, если в некоторых простых жилых домах входные деревянные двери не меняли 500 лет, а кладка кирпичная тех времен стоит вечными камнями. Дома деревянные рушатся, а кладка фундамента стоит.
Эдирне — смесь древности и современности. Мультикультурности нет. Всюду ислам и мусульманство. К слову, храма православного в Эдирне не нашли мы, но муэдзины обязательно пели пять раз в день.
Не хором, а самостоятельно, в записи магнитофонной в основном, с каждой мечети, с разных концов древнего города неслось заунывное и печальное пение.
Записям предшествовали несколько громких щелчков, отчетливо слышные, и потом собственно песнь с мечети, призывающая к молитве.
В Болгарии, в наших храмах, православных, таких щелчков не замечал я, только живой и прекрасный звон колоколов, в каждой церкви вживую играющий призывает в Храм Божий с покаянием и славой Богу.
Сравнивать нет смысла, мы приехали в мусульманскую страну и тут свои правила. Принимать их полностью, но не до исступления, и смотреть все вокруг — такая задача на два дня пребывания в Эдирне.
Язык и общение
Не зная турецкого языка, будет сложно в Турции. Аксиома, проверенная нами на личном опыте уже дважды. Все говорят по-турецки. Найти индивидуума в Эдирне, говорящего на английском — проблема, на русском — двойная проблема.
Некоторые торговцы говорили на болгарском, потому что им нужно знать язык, так как вся Болгария приезжает закупаться в Эдирне стиральными препаратами. И русская диаспора, в Болгарии проживающая, не исключение. Видели тут живущих в Болгарии русских. Болгар много — автобусами едут, закупаются бытовой химией на улице стиральных порошков и обратно уезжают. Без ночевок.
Мы путешествуем и смотрим. Порошка стирального прикупить не главная наша задача, хотя закупим обязательно. Цены радуют. Основное в наших сакральных путешествиях дорогами Болгарии — прикоснуться к новому, нам неизвестному доселе, и узнать интересности мест, где бываем. Так и путешествуем.
Турецкий чай
Как «чайный пьяница» с большим практическим опытом скажу вам, что турецкий чай уникален. Отличен от других, от грузинских и абхазских, от китайских шу и шен пуэров и улунов. Турецкий чай занимает свою нишу. И способ заварки, подачи и пития.
Мелкая фракция чая приспособлена для заварки в больших емкостях, и потом раздача его в маленьких мензурках, выпуклых и аутентичных для Востока — отдельная процедура, которой много веков.
В Эдирне снуют тут и там разносчики чая с поддонами, на которых умещается до 20 стаканчиков. Продают вразнос, знают, канальи, кому нести и где забрать потом пустые стаканчики, чтоб наполнить вновь.
Стоит чай — 1 турецкая лира за стаканчик, что по карману абсолютно всем. Крепкий, сладкий и обжигающий чай стимулирует и располагает к неспешной беседе. Всё в Турции неспешно делается. Да и куда спешить. Дзен турецкий!
Чаепитие начинают перед утренним намазом. Еще до рассвета и призывов муэдзина к молитве множество чайных в городе полны бородатыми мужчинами, пьющими первый свой чай и выкуривающими первую свою сигаретку турецкого табачка. Часто сворачивают машинками сигаретки. Традиция. Тут же в чайных происходит обсуждение новостей и планов будущего дня, делают ставки на футбол и пьют чай.
Зашел я в такую чайную, жестами показал, что хочу чаю, все понял чайханщик и из большого прибора, похожего на титан с двумя краниками, налил мне прекрасного турецкого напитка. Перед этим он взял в руки чистейший стаканчик, ополоснул его кипятком, спросив о крепости напитка. Какой я предпочитаю.
«Если можно, то «стронг», — сказал я и получил порцию своего чая с маленьким кусочком сахара. Сел за свободный столик, наблюдая за обитателями чайханы — колоритными посетителями, которые здоровались друг с другом и обнимались. Через пару минут все забыли о моем присутствии, и потекли мужские беседы за столиками, а на улице пел муэдзин, протяжно и заунывно.
День в Эдирне начинался, но рассвета еще не было. Шесть утра на часах.
Азбука вкусов
Эдирне — рай для гурманов. Свиней нет. Их тут не едят. Но коров и овец полным-полно на столах в мусульманских странах и городах.
Дневной перекус в городе — прекрасно приготовленная шаурма, куриная или говяжья. Колоритные торговцы зазывают вас постоянно и укладывают в лаваш огромные наборы мяса и зелени. Стоит такая радость для желудка от 5 турлир маленькая, в 350 граммов, до 7 турлир за размер XXL, весом граммов в 500−600, острым соусом приправленная, с пылу с жару, свежайшая. Вкус приятен.
К сведению, 1 лев болгарский = 3 турлиры, а в рублях 1 турлира = 12 рублей. Получается, что шаурма маленькая стоит в Эдирне 60 рублей, а большая — 84 рубля.
В ресторанах Эдирне основное блюдо — жареная во фритюре говяжья печень и кюфтенца (маленькие котлетки из мяса коровы или овцы). Стоит порция такой печени, или кюфтеток, граммов в 500 всего 22 турлиры, или 7 лева, или 250 рублей русских.
Особенности сервировки стола в ресторанах Эдирне таковы: моментально после принятия заказа официант заваливает стол тарелками, на которых острый домашний соус, помидоры-огурцы, кисело мляко со сладким перцем, нарезанный репчатый лук, уникальный сушеный перец-чили в стручках, хрустящий, и корзина нарезанного хлеба горячего, только что из печи. Все это бесплатно выносится на стол. Замечательно.
Втроем мы вкусили в Эдирне на 70 турлир, наелись от пуза, потратив 850 рублей. На троих. Запивали айраном и беседы с официантом как приложение к обеду получили, причем на русском языке. Сам он поговорить с нами захотел.
Про сладости в Турции говорить не стану. Скажу только, что за две ночи и три дня похудеть не удалось. И что интересно, ели много, но тяжести никакой в желудке не чувствовалось. Потому как ни картошки, ни макарон, ни сладких «кока-кол» не вливали в себя, и получалось все здравословно, несмотря на то, что много. Гурманам тут в кайф. Поесть и попить можно много, всегда и недорого.
Искусство продавать
Восток — царство торговли. Торгуются всюду и все. И в супер-бутиках, и на рынках, и на восточном базаре Эдирне, что под самой большой мечетью расположился, торговаться приятно, весело и смешно.
Покупали кожаную сумку мужскую через плечо, стоила 150 турлиры, сторговались за 120. Весело было, и все довольны. Приятно торговаться там, где это принято. Только проявишь интерес к товарам, так сразу же возникает продавец, и процесс покупки через живую торговлю можно начинать. На многих товарах не указаны цены, и предложение продавца сразу можно ломать в два раза, все равно найдется компромисс и желания обоих — и продавца, и покупателя — будут удовлетворены.
Турецкий табачок
В Турции курят. Поголовно. Кроме того и табак выращивают сортов своих и стандартного «Вирджиния». Искал я домашнего табака, контрабандного, выращенного на турецких плантациях, но не нашел.
Увидел расфасованный в мешки полиэтиленовые, по килограмму, сигаретный табак, хотел было уже купить, но продавец заворковал, предложил мне насыпного, не пакет килограммовый покупать, а сколько захочу взвесит. Моментально скрутил мне сигаретку на пробу. Аромат — не передать! Даже торкнул табачок тот. Взял. Цена 100 турлир за кило отличного домашнего, органического табачка, как сказал мне торговец.
Сигареты стоят дешевле, чем в Болгарии. Например, «Кент» с капсулой, ментоловый, стандартного размера стоит 11 турлир, что есть 3.66 лева. В Болгарии «Кента» нет, подобные, «Кемел» или «Мальборо», стоят 5.5 лева за пачку.
Почувствовал разницу. Провозить только много нельзя, болгарские таможенники шмонают напрочь все, в поисках превышения провоза количества сигарет, а можно только две пачки на одно лицо, физическое. Было нас шестеро, провезли 12 пачек. Не нарушили.
При выезде из Турции, через ГКПП «Малко Търново», нас полностью вскрыли. Заставили на турецкой таможне достать все сумки, распотрошили все, даже грязное белье, ничего не нашли, да ничего запрещенного и не было. Машину загнали на рентген — X-Ray лучами сканировали, пока мы мерзли на улице, и отправили к болгарам, восвояси.
Весело и интересно было смотреть на все деяния турецких таможенников. Все они верно делали, и мы спокойно ждали окончания процедуры.
Все-таки хорошо в туристических поездках и путешествиях наших, сакральных, не только передвигаться, смотреть интересности разные, а и в группах малых, с новыми людьми переживать несколько дней трека.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...